Русская религиозная философия конца 19-начала 20 века, основные идеи и представители
В 19-начеле 20 веков образовывалось очень много русских религиозно-философских направлений, школ, кружков. Всего не охватить, но попробуем хоть что-то перечислить.
• Стремление православных богословов и философов изложить истины веры и бытия понятийным аппаратом западной схоластики.
Это, прежде всего – святитель московский Филарет. Его «Православный катихизис» -- образец логической точности и «разложенности по полочкам»
• Мир значительной степени секуляризован (т.е. отделен от церковности) под влиянием французской и немецкой философии. Поэтому для многих богословов, религиозных писателей и философов становится весьма важным говорить и бытийных вопросах обыденным простым и понятным всем языком. Здсь даже названия часто говорят сами за себя. Например, «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» преп. Феофана Затворника. Среди церковных писателей (из которых многие потом были причислены к лику святых) распространяется жанр писем публикаций писем к разным лицам в разных жизненных ситуациях. Они, эти письма показывают, насколько жизненными и даже повседневными могут оказаться, казалось бы далекие от реальности философские вопросы. Это – преп. Игнатий Брянчанинов, оптинские старцы и многие другие. Пожалуй, сюда же можно отнести творчество Достоевского. Одна из основных тем его произведений – то, как губительна для человека гордыня отрекшейся от Бога немецкой философии. Тема особенно ему близка, потому что он в юности сам пережил это увлечение и входил в революционно - террористический кружек Петрашевского.
• Гордыня богоотступничества немецкой философии в философии русской представлена так называемыми западниками (Герцен, Белинский, Чернышевский, Кропоткин) а также марксистами. Получив власть в стране, эта религия обросла массой мифов и ритуалов, и, перебив огромное количество людей, по сути, явно или не явно разрушительно господствует в нашей стране до сих пор.
• Но есть у этой религии и другая ветвь, на первый взгляд более спокойная. Она также навеяна влиянием индийской филсофией. К ней принадлежит толстовство. Казалось бы, последователи этого направления почитают Христа, но не как богочеловека, а как великого учителя. Вскоре после революции Рерихи передали Ленину послание индийских махатм, приветствующее установление в стране веры в единую материю и выражающее надежду на окончательное уничтожение Церкви.
• Славянофильство — литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Самым ярким представителем этого направления является Хомяков. Взгляды Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с экклезиологией (учением о Церкви). Под Церковью славянофил понимал прежде всего духовную связь, рожденную даром благодати и «соборно» объединяющую множество верующих «в любви и истине». В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви – идею соборности. Напротив, в католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае – во имя единства, во втором – во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви».
• Особое место в русской философии рубежа веков занимает В. С. Соловьев. Он попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Религиозные мыслители до и после Соловьева не раз высказывали эту идею, но они, говоря о христианстве, как основой мировоззрения, подразумевали какую-то одну христианскую конфессию: православие, католицизм или протестантизм. Особенность подхода Соловьева заключается в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий. Поэтому его учение носит не узко направленный, а межконфессиальный характер. Не встретив поддержки у православных, он обращается в католичество, а, не получив ее и там – возвращается в лоно Православия
• Другой важной тенденцией православной религиозно – философской мысли – была консервативная попытка оценивать всех исключительно в рамках инструментов и терминологии византийского богословия. Смый яркий представитель этого направления – протоиерей Георгий Флоровский. Его главный труд «Пути русского богословия» так комментирует следующий рассматриваемый нами философ Николай Бердяев:
Даже святых он не пощадил. У св. Дмитрия Ростовского он видит католические влияния, у св. Тихона Задонского влияния западного христианского гуманизма, что, впрочем, совершенно верно. Характеристика Петра Великого у него самая злая и беспощадная. Он совсем как будто бы не понимает необходимости и значения реформ Петра, выхода России из замкнутого состояния в мировую ширь.
О. Г. Флоровский в сущности отрицает всех, всю русскую богословскую и философскую мысль, повсюду обличает западное влияние. Но этим он принужден отрицательно относиться к тому, что русские начали мыслить, хотя сам он не обскурант и не враждебен мысли. Он скорее преувеличивает значение богословия и интеллектуального элемента в религиозной жизни, он очень мало говорит о духовной жизни, о святых, о том, что можно назвать русской духовностью.
Н.А. Бердяев(1874–1948)–философ и публицист. В начале своего творчества примыкал к «легальному марксизму», а позже, став активным противником учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и др. В Париже основал и редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». Особой чертой его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего характер проповеди; в этом он был моралист. К философской систематике Бердяев относился довольно презрительно. Мышление его весьма афористично и фрагментарно, что нашло выражение в разработке им отдельных тем(«О назначении человека», «О смысле творчества», «О рабстве и свободе человека» и др.). Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его творчестве были все же этические искания.
П.А. Флоренский(1882–1937)–религиозный философ, ученый-энциклопедист. Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных областях. Закончив математическое отделение Московского университета, поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по философии. Его диссертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной теодицеи в 12 письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Хотя Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах православного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства, Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну природного бытия.
С.Н. Булгаков(1871–1944) был философом-богословом. В молодости испытал влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг(сб. «От марксизма к идеализму»). Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему ограничиться «чистой философией». Это свидетельствует о его зорком уме, ибо философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с богословием, и поэтому «чистой философии» быть не может. Углубив темы космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечно сущей в божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София имеет действенный характер–одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего.