Тема 17. Современная зарубежная философия

Задание 1. Выписать определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

- Сциентизм, иррационализм, экзистенциализм, феноменология,

- Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм,

- Технократия, «творческая эволюция», неотомизм, историцизм,

- Психоанализ, герменевтика, структурализм,

- «Жизненный мир», дискурс, деконструкция, «пограничная ситуация», сублимация, коммуникация,

- Постмодернизм, верификация, фальсификация.

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Позитивизм и его развитие: неопозитивизм, постпозитивизм. Аналитическая философия.

2. Философия жизни: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Феноменология и герменевтика.

3. Философия экзистенциализма: А. Камю, П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер.

Задание 3. Темы рефератов

1. Особенности современной Западноевропейской философии.

2. Периодизация и основные школы современной Западноевропейской философии.

3. Трансформация научной картины мира на рубеже XIX – XX веков и ее влияние на становление современной Западноевропейской философии.

4. Естественнонаучные предпосылки возникновения современной западноевропейской философии.

5. История марксизма во второй половине XIX века.

6. Развитие теории и распространение марксизма в первой половине XX в.

7. Изменение социально - исторических условий XX – XXI веков и их влияние на западноевропейскую философию.

8. Причины появления и содержание философского позитивизма.

9. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

10. Позитивизм в России: В.В. Лесевич, M.M. Троицкий, В.Н. Ивановский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.

11. Причины появления и содержание прагматизма.

12. Прагматизм как стиль политического мышления в США.

13. Философская герменевтика о понимании и толковании текстов.

14. Герменевтика: толкование многозначных символов.

15. Герменевтика в античности и средние века.

16. Герменевтика XIX века. Ф. Шлегель

17. Герменевтика XX века. Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Гадамер.

18. Философская антропология: причины появления и содержание.

19. Философская антропология: Людвиг Фейербах.

20. Идеалистическая антропология - Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель.

21. Философия экзистенциализма: причины появления и содержание.

22. Философия экзистенциализма: Жан Поль Сартр, Габриэль Оноре Марсель, Морис Мерло-Понти, Альбер Камю, С. де Бовуар.

23. Феноменология: причины появления и содержание.

24. Феноменология Гуссерля: внутреннее время-сознание и сознание-горизонт.

25. Психоанализ: причины появления и содержание.

26. Психоанализ: З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм.

27. Религиозная философия: П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер

28. Религиозная философия: томизм, неотомизм.

29. Философия науки: У. Уэвелл, Дж. С. Милль.

30. Интуитивизм: причины появления и содержание.

31. Интуитивизма Анри Бергсона

32. Интуитивизм русские философы Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Е. Н. Трубецкой.

33. Философия жизни: Дильтей, Зиммель, Шпенглер.

34. Римский клуб. А. Печчеи.

35. Глобальные проблемы современности - проблемы гуманизма, свободы, демократии, смысла человеческого существования, пределов познания, пределов (экономического) роста.

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В. .- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 3. Философия XX века: основные направления и проблемы.

2. Иконникова Г.И. История философии XIX – начала XXI века: Учеб. пособие. - М.: Вуз. учебник, ИНФРА-М, 2011. – 304 с.

3. Гобозов И.А. Кому нужна такая философия?! От поиска истины к постмодернистскому трёпу. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 200 с.

4. Тростников В. Вера и разум: Европейская философия и ее вклад в познание истины. - М.: Грифон, 2010. – 223 с.

5. Погодин М.В. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.

Тема 18. Актуальные проблемы современности

Задание 1. Выписать определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

- Сциентизм, иррационализм, экзистенциализм, феноменология,

- Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм,

- Технократия, «творческая эволюция», неотомизм, историцизм,

- Психоанализ, герменевтика, структурализм,

- «Жизненный мир», дискурс, деконструкция, «пограничная ситуация», сублимация, коммуникация,

- Постмодернизм, верификация, фальсификация.

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Природа человека в истории философии.

2. Глобальные проблемы современности

3. Современная общепланетарная цивилизация

4. Концепция устойчивого развития.

Задание 3. Темы рефератов

1. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.

2. Развитие науки и становление научной рациональности.

3. Техника и общество. Основные закономерности и исторические этапы развития техники.

4. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в современном мире.

5. Наука и техника. Современная научно-технологическая (информационная) революция современной цивилизации.

6. Концепции устойчивого развития человечества.

7. Сценарии будущего.

8. Общечеловеческие ценности.

9. Направленность и критерии прогресса.

Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. - М.: ООО "ТК Велби", 2003 - 256 с. - Глава VII. Мир глобальных проблем, Глава VIII. Человек, Глава X. На пути к постиндустриальному обществу

2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с. – Гл. 12. Будущее.

3. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. Учебник. - М: Изд-во Эксмо, 2005. - 512 с. - Раздел 17. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Академия, 1999.- 956 с.

5. Взаимодействие культур в условиях глобализации / Под общ. ред. Мамедова Н.М., Чумакова А.Н.; отв. ред. Гезалов А.А., Мамед-заде И.Р. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – 528 с.

6. Глобальная геополитика / Под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина, И.Ф. Кефели. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 312 с.

7. Даймонд Дж. Коллапс: Почему одни общества выживают, а другие умирают / Пер. с англ. М.: АСТ, Астрель, Полиграфист, 2010. – 762 с.

8. Зиновьев А. На пути к сверхобществу. - М.: Центрополиграф, 2000. - 640с.

9. Научная политика: Глобальный контекст и российская практика / Л.М. Гохберг, С.А. Заиченко, Г.А. Китова и др. - М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2011. – 308 с.

10. Рэнд А. Возвращение примитива: Антииндустриальная революция / Пер. с англ. М.: Альпина паблишерз, 2011. – 347 с.

Заключение

Работа во время практических занятий позволяет студенту сформировать целостное непротиворечивое научно обоснованное мировоззрение. Изучение принципов и законов диалектики в совокупности со знаниями по теме познания (научного познания) формирует методологическую базу для исследований и практической работы, для открытия нового знания в процессе научно – технической деятельности.

Гуманитарные проблемы современности осваиваются в процессе изучения социальной философии, философской антропологии и культурно – цивилизационного подхода. Знания в этой сфере позволяют выработать ценностное отношение к явлениям современного мира.

Значительный материал по истории философии позволяет углубленно изучать философскую проблематику и приобрести необходимый кругозор в истории идей, сформировать навыки аналитического мышления по отношению к различным философским сентенциям. Это формирует также умение вырабатывать и аргументировано отстаивать собственную точку зрения на проблемы прошлого и современности.

В итоге обучающийся должен сформировать системное видение и заинтересованное отношение к современному миру в единстве теоретического, ценностного и практического подходов, будучи вооруженным научной методологией.

Список литературы

Основная литература:

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В. .- 2-е изд.: перераб и доп.. – М. : Юрайт, 2013.

2. Балашов Л.Е. Философия [Электронный ресурс]: учебник/ Балашов Л.Е.- Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, 2015.- 612 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24840.- ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Ратников В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебн. для студ. вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 671 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21009.- ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная литература:

1. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. Под ред. В.С. Степина - Ин-т фил. РАН, 2000 - Режим доступа - http://iph.ras.ru/enc.htm , свободный

2. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003 - режим доступа http://ihtik.lib.ru/2012.03_ihtik_encycloped/2012.03_ihtik_encycloped_2007.rar , свободный

3. Петров В.П. Философия. Курс лекций [Электрон ресурс]: учебн/ Петров В.П.- Электрон. текстовые данные.- М.: Владос, 2012.- 551 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14194.- ЭБС «IPRbooks», по паролю

Рекомендуемая литература

1. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.

2. Философия: основные проблемы: учебное пособие / Володина Н.А., Мику Н.В.- Пенза: Изд-во ПГУАС, 2012

3. Погодин М.В.Философия. История философии (античность, средние века, Возрождение): учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2015. – 220 с.

4. Западноевропейская философия: учеб. пособие / Гайдабрус Н.В. – Пенза: Изд-во ПГУАС, 2013

5. История русской философии: учеб. пособие / Родичева Е.А. - Пенза: ПГУАС, 2012

6. Философские проблемы науки и техники: учебное пособие / Максимова И.Н. – Пенза: Изд-во ПГУАС, 2012

Информационные ресурсы

1. Электронно-библиотечная система IPRbooks - электронно-библиотечная система, печатные и электронные книги - http://www.iprbookshop.ru/

2. Электронная Библиотека Гумер - книги, учебники: история, психология, философия. Полнотекстовая библиотека свободного доступа www.gumer.info

3. Библиотека Ихтика. Полнотекстовая библиотека свободного доступа www.ihtik.lib.ru

4. Библиотека Максима Мошкова. При поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Полнотекстовая библиотека свободного доступа www.lib.ru

5. Студенческая библиотека. Полнотекстовая библиотека свободного доступа http://uchebnik.biz/

6. Федеральный фонд учебных курсов. Философия. Полнотекстовая библиотека свободного доступа http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/11/philos.html

Наши рекомендации