Тема 5. Философия Нового времени
Задание 1. Выписать определение понятий и категорий
Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:
- Просвещение
- Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, индукция, дедукция, «врожденные идеи»,
- Интуиция, картезианское мышление, фатализм,
- Метафизика, деизм, атеизм, монизм, дуализм, субстанция, модус, механистический детерминизм, монада, монадология,
- «Естественное право», «общественный договор».
Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады
1. Развитие капитализма в Европе и научная революция XVII века.
2. Эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона как ответ на потребности практики (производства).
3. Связь рационализма и дуализма Р. Декарта.
4. Философия Г.Лейбница: принципы идеальности монад, достаточного основания.
5. Идеи и идеалы эпохи Просвещения. Концепция естественных прав человека в воззрениях Т. Гоббса и Дж. Локка. Идея преобразования общества на началах разума.
6. Причины и необходимость систематизации знаний в Энциклопедии. Энциклопедисты Д.Дидро, Д.Аламбер, П.Гольбах.
Задание 3. Темы рефератов
1. Культурные традиции Запада и типы философского мышления.
2. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания.
3. Метатеоретические основания науки. Научная картина мира как предметно-онтологическая структура научного исследования.
4. Философское значение открытий И.Ньютона.
5. Структура эмпирического исследования. Эмпирический базис научной дисциплины.
6. Научная теория. Абстрактные объекты теории и их системная организация.
7. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
8. Возникновение и эволюция организационных форм науки.
9. Научные революции.
10. Содержания прогресса в истории человечества. Научно – технический прогресс.
Литература
1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В. .- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 2. Исторические типы философствования. Раздел 2.6. Апофеоз разума в философии Нового времени и Просвещения.
2. История философии: Учебник для вузов. / Под ред. А. С. Колесникова. СПб.: Питер,2010. - 656 с.
3. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2011. – 376 с.
4. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века: Уч. Пос. для студ. филос. факульт. универс. – М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.
5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия XVIII – начала XIX века: Учебное пособие для университетов. – М.: Высшая школа, 1989. – 480 с.
6. Погодин М.В. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.
Тема 6. Немецкая классическая философия
Задание 1. Выписать определение понятий и категорий
Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:
- Трансцендентный, имманентный, явление, феномен, ноумен.
- Априорный, апостериорный, практический разум, категорический императив, рассудок и разум, «вещь-в-себе», антиномии, телеологизм.
- Абсолютный дух, отчуждение, тезис, антитезис, синтез, становление, развитие.
- Наукоучение, интеллектуальная интуиция, «философия тождества».
- Антропологический принцип, эвдемонизм.
Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады
1. И. Кант – родоначальник немецкой классической философии. Критическая философия.
2. Философия Г. Гегеля: объективный идеализм.
3. Законы, метод и категории диалектики. Субъективный идеализм.
4. Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм.
Задание 3. Темы рефератов
1. И. Кант - основоположник немецкой классической философии.
2. И. Кант: система критической философии. Критическая философия Канта.
3. И. Кант. Система критической философии: гносеологическая концепция.
4. И. Кант. Система критической философии: учение о разуме.
5. Различие между рассудком и разумом у Канта.
6. И. Кант. Система критической философии: этическое учение.
7. И. Кант. Философия истории и социальная философия.
8. И. Кант. Философия истории и проблема общественного прогресса.
9. Религиозное учение и этика Канта. Учение Канта о "Вечном мире".
10. Антропологические философско-педагогические воззрения И. Канта.
11. Этика Канта. Критика практического ума.
12. Теория морали Канта и современность.
13. Фихте: наукоучение, обновление философии, «практическая философия».
14. Фихте: антитетическая диалектика.
15. Фихте: утопия замкнутого торгового государства.
16. Фихте: философия истории.
17. Шеллинг: натурфилософская диалектика. «Идеи к философии природы».
18. Шеллинг: «Система трансцендентального идеализма».
19. Шеллинг: философия истории.
20. Гегель: систематическое обозрение основных философских трудов Гегеля. «Феноменология духа». «Энциклопедия философских наук».
21. Гегель: категория «отчуждение». Категория «бытие».
22. Гегель. «Энциклопедия философских наук» – философия природы.
23. Гегель. «Энциклопедия философских наук» – философия морали и нравственности.
24. Гегель. «Энциклопедия философских наук» – гражданское общество.
25. Гегель. «Энциклопедия философских наук» – учение о государстве.
26. Гегель. «Энциклопедия философских наук» – философия истории.
27. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.
28. Фейербах: от теологии к философии. Антропологический материализм.
29. Фейербах: новая философия как новая религия.
Литература
1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В. .- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 2. Исторические типы философствования. Раздел 2.7. Конфликт разума и нравственности в немецкой классической философии, Раздел 2.8. Идея радикального преобразования мира в философии марксизма.
2. История философии: Учебник для вузов. / Под ред. А. С. Колесникова. СПб.: Питер,2010. - 656 с.
3. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2011. – 376 с.
4. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века: Уч. Пос. для студ. филос. факульт. универс. – М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.
5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия XVIII – начала XIX века: Учебное пособие для университетов. – М.: Высш шк,1989. – 480 с.
6. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.