Смена парадигмы в научном познании
Принципа пролиферации
К. Поппер
Т. Кун
П. Фейерабенд
ЗАДАНИЕ N 8 сообщить об ошибке
Тема: Наука и техника
Исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей, называется …
Техникой
ЗАДАНИЕ N 9 сообщить об ошибке
Тема: Отечественная философия
Представителями русского космизма являются …
Н. Ф. Федоров
К. Э. Циолковский
В .И. Вернадский
ЗАДАНИЕ N 10 сообщить об ошибке
Тема: Современная философия Запада
Непосредственным предшественником экзистенциализма считается датский философ …
С. Кьеркегор
ЗАДАНИЕ N 11 сообщить об ошибке
Тема: Немецкая классическая философия
В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название …
категорического императива
ЗАДАНИЕ N 12 сообщить об ошибке
Тема: Философия Нового времени
По мнению Т. Гоббса, до возникновения государства естественным состоянием общества была …
Война всех против всех
ЗАДАНИЕ N 13 сообщить об ошибке
Тема: Античная философия
Существенным отличием Античности от последующих этапов развития западноевропейской философии является ее …
Синкретизм
ЗАДАНИЕ N 14 сообщить об ошибке
Тема: Философия Средних веков и Возрождения
В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан …
Т. Кампанеллой
ЗАДАНИЕ N 15 сообщить об ошибке
Тема: Проблема истины
К формально-логическим критериям истины относится принцип …
непротиворечивости
ЗАДАНИЕ N 16 сообщить об ошибке
Тема: Сущность и природа познания
Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется …
сенсуализмом
ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке
Тема: Сознание и познание
Формами чувственного познания являются …
Ощущение восприятие представление
ЗАДАНИЕ N 18 сообщить об ошибке
Тема: Познавательные способности человека
Понятие представляет собой форму отражения действительности на ______________ ступени познания.
рациональной
ЗАДАНИЕ N 19 сообщить об ошибке
Тема: Происхождение и сущность человека
Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был …
К. Маркс
ЗАДАНИЕ N 20 сообщить об ошибке
Тема: Человек и культура
Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры.
массовой
ЗАДАНИЕ N 21 сообщить об ошибке
Тема: Человек, индивид, личность
Самобытность конкретного человека, его способность быть самим собой в рамках социальной системы, называется …
индивидуальностью
ЗАДАНИЕ N 22 сообщить об ошибке
Тема: Ценности и смысл человеческой жизни
Отношение к кому-либо или чему-либо как к безусловно ценному, объединение и соединение с кем (чем) воспринимается как благо, называется … любовью
ЗАДАНИЕ N 23 сообщить об ошибке
Тема: Картины мира
Установите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.
Высшие формы движения материи сводимы к низшим.
Развитие присуще только живым организмам.
Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.
Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.
Градуалистическая модель
Натуралистическая модель
Равновесная модель
Диалектико-материалистическая модель
ЗАДАНИЕ N 24 сообщить об ошибке
Тема: Функции философии
Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется …
Эвристической
ЗАДАНИЕ N 25 сообщить об ошибке
Тема: Предмет философии
Характерной чертой философского мировоззрения является …
критичность
Решение: Характерной чертой философского мировоззрения является критичность. Критичность выступает как способ постижения действительности, позволяющий быть свободным и самостоятельным в своих суждениях и поступках.
ЗАДАНИЕ N 26 сообщить об ошибке
Тема: Структура философии
Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется …
монизмом
ЗАДАНИЕ N 27 сообщить об ошибке
Тема: Системность бытия
Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь) являются …
вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
ЗАДАНИЕ N 28 сообщить об ошибке
Тема: Движение, пространство, время
Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу, – гласит закон …
Энтропии
ЗАДАНИЕ N 29 сообщить об ошибке
Тема: Концепции бытия
Диалектико-материалистическая онтология отказывается от понятия
« ______ бытие ».
чистое
ЗАДАНИЕ N 30 сообщить об ошибке
Тема: Диалектика бытия
Процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам, называется …
Эволюцией
ЗАДАНИЕ N 1 сообщить об ошибке
Тема: Философия Средних веков и Возрождения
Представителем позднего французского Ренессанса, выступившим против отождествления человека с земным богом, был философ …
М. Монтень Ш. Монтескье Н. Кузанский Ф. Петрарка
Решение:Мишель Эйкем де Монтень – французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Провозгласив, что «философствовать – значит сомневаться», Монтень выступает с критикой притязаний человеческого разума на «всеведение». В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность. Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как «царя природы» и считает его «сыном природы», как бы «забывая» о его сотворении Богом «по своему образу и подобию».
ЗАДАНИЕ N 2 сообщить об ошибке
Тема: Современная философия Запада
Ж. Делез является представителем философии …
Постмодернизма
неотомизма
экзистенциализма
марксизма
ЗАДАНИЕ N 3 сообщить об ошибке
Тема: Отечественная философия
К русским философам XIX века относятся …
Н. Г. Чернышевский
В. С. Соловьев
А. И. Герцен
П. Я. Чаадаев
Г. Г. Шпет
А. Ф. Лосев
Решение:П. Я. Чаадаев – философ первой половины XIX в.; в «Философических письмах» пытается ответить на вопрос о судьбах России, найти корни современной жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития. Вопросы соотношения философии и естествознания А. И. Герцен (1812 –1870) рассматривает в «Письмах об изучении природы». Он считает, что философия может выполнить свою роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Основным философским произведением Н. Г. Чернышевского (1828 – 1889) является труд «Антропологический принцип в философии». В этом труде автор определяет материализм как учение, в основе которого лежит «уважение к действительной жизни», он считает, что естественное взаимодействие человека с природой – основа его сознания и социального существования. Наиболее ярким представителем религиозной философии XIX века является В. С. Соловьев. Основу его философии составили понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии. Онтологические, этические, социологические и историко-философские взгляды нашли наиболее полное свое воплощение в работе «Оправдание Добра. Нравственная философия».
ЗАДАНИЕ N 4 сообщить об ошибке
Тема: Немецкая классическая философия
Переосмысление идеалистической диалектики Г. Гегеля с позиции материализма было осуществлено …
К. Марксом
Ф. Шеллингом
О. Контом
Гераклитом
Решение:В философии К. Маркса была осуществлена материалистическая переработка идеалистической диалектики Г. Гегеля. Маркс писал: «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помещала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».
ЗАДАНИЕ N 5 сообщить об ошибке
Тема: Античная философия
К числу сократических школ относится школа …
киников
аскетов
элеатов
легистов
Решение:Философские школы, созданные учениками Сократа в IV в. до н. э.,принято называть сократическими. К их числу относятся: школа киников, киренская, мегарская и элидо-эретрийская школы.
ЗАДАНИЕ N 6 сообщить об ошибке
Тема: Философия Нового времени
Философы и ученые, участвовавшие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», объединенные целью распространения знаний и пропаганды просветительских идеалов, были названы …
энциклопедистами
«могучей кучкой»
идеалистами
сциентистами
Решение:Энциклопедисты – создатели французской «Энциклопедии», издававшейся в Париже под редакцией Д. Дидро в 1751–1780 гг. Круг энциклопедистов был объединением единомышленников, ставивших своей целью распространение знаний и пропаганду просветительских идеалов. В их число входили философы Вольтер, Дидро, д'Аламбер, Кондорсе, Руссо (до 1757), натуралист Бюффон, химик Малюэн, математик де ла Шапель, экономист Кенэ, писатели Мар-Монтель, Сен-Пьер, Ламартин и многие другие выдающиеся естествоиспытатели, прогрессивно настроенные священнослужители и государственные деятели. Сначала их называли «философами», имея в виду установку их взглядов на философские идеи Просвещения, несколько позже стали называть энциклопедистами.
ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке
Тема: Познавательные способности человека
Направление в теории познания, согласно которому истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума, называется …
рационализмом сенсуализмом скептицизмом реализмом
ЗАДАНИЕ N 8 сообщить об ошибке
Тема: Сущность и природа познания
С позиции диалектического материализма основной формой познания и его целью является …
практика
некое разумное начало
воля
полезность
Решение:С позиции диалектического материализма основной формой познания является практика. Под практикой понимается целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем и самого себя.
Основными формами практики являются: 1) общественно-производственная; 2) социально-политическая; 3) научно-экспериментаторская; 4) врачебная; 5) бытовая, хозяйственная.
ЗАДАНИЕ N 9 сообщить об ошибке
Тема: Сознание и познание
З. Фрейд в психике человека, наряду с «Я», выделял …
Оно
Сверх-Я
Архетип
Абсолют
Решение:З. Фрейд в психике человека, наряду с «Я», выделял «Оно» и «Сверх-Я». По мнению З. Фрейда, в психике человека можно выделить три пласта: «Я», «Оно», «Сверх-Я». «Оно» – мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека, «Я» – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики, «Сверх-Я» – давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции. Свои идеи он развил в психоанализе – учении, которое рассматривает роль бессознательного и иных психических процессов в жизни человека и общества.
ЗАДАНИЕ N 10 сообщить об ошибке
Тема: Проблема истины
К формально-логическим критериям истины относится принцип …
непротиворечивости
альтернативности
провиденциализма
субъективности
ЗАДАНИЕ N 11 сообщить об ошибке
Тема: Наука и техника
Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется ___________ науками.
Техническими
математическими
гуманитарными
биологическими
Решение:Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется техническими науками. Знания технических наук оцениваются с точки зрения не только истинности, но и эффективности, поскольку создаются специально для использования в технике и инженерной деятельности.
ЗАДАНИЕ N 12 сообщить об ошибке
Тема: Развитие науки