Смена парадигмы в научном познании

Принципа пролиферации

К. Поппер

Т. Кун

П. Фейерабенд

ЗАДАНИЕ N 8 сообщить об ошибке

Тема: Наука и техника

Исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей, называется …

Техникой

ЗАДАНИЕ N 9 сообщить об ошибке

Тема: Отечественная философия

Представителями русского космизма являются …

Н. Ф. Федоров

К. Э. Циолковский

В .И. Вернадский

ЗАДАНИЕ N 10 сообщить об ошибке

Тема: Современная философия Запада

Непосредственным предшественником экзистенциализма считается датский философ …

С. Кьеркегор

ЗАДАНИЕ N 11 сообщить об ошибке

Тема: Немецкая классическая философия

В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название …

категорического императива

ЗАДАНИЕ N 12 сообщить об ошибке

Тема: Философия Нового времени

По мнению Т. Гоббса, до возникновения государства естественным состоянием общества была …

Война всех против всех

ЗАДАНИЕ N 13 сообщить об ошибке

Тема: Античная философия

Существенным отличием Античности от последующих этапов развития западноевропейской философии является ее …

Синкретизм

ЗАДАНИЕ N 14 сообщить об ошибке

Тема: Философия Средних веков и Возрождения

В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан …

Т. Кампанеллой

ЗАДАНИЕ N 15 сообщить об ошибке

Тема: Проблема истины

К формально-логическим критериям истины относится принцип …

непротиворечивости

ЗАДАНИЕ N 16 сообщить об ошибке

Тема: Сущность и природа познания

Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется …

сенсуализмом

ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке

Тема: Сознание и познание

Формами чувственного познания являются …

Ощущение восприятие представление

ЗАДАНИЕ N 18 сообщить об ошибке

Тема: Познавательные способности человека

Понятие представляет собой форму отражения действительности на ______________ ступени познания.

рациональной

ЗАДАНИЕ N 19 сообщить об ошибке

Тема: Происхождение и сущность человека

Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был …

К. Маркс

ЗАДАНИЕ N 20 сообщить об ошибке

Тема: Человек и культура

Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры.

массовой

ЗАДАНИЕ N 21 сообщить об ошибке

Тема: Человек, индивид, личность

Самобытность конкретного человека, его способность быть самим собой в рамках социальной системы, называется …

индивидуальностью

ЗАДАНИЕ N 22 сообщить об ошибке

Тема: Ценности и смысл человеческой жизни

Отношение к кому-либо или чему-либо как к безусловно ценному, объединение и соединение с кем (чем) воспринимается как благо, называется … любовью

ЗАДАНИЕ N 23 сообщить об ошибке

Тема: Картины мира

Установите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.

Высшие формы движения материи сводимы к низшим.

Развитие присуще только живым организмам.

Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.

Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.

Градуалистическая модель

Натуралистическая модель

Равновесная модель

Диалектико-материалистическая модель

ЗАДАНИЕ N 24 сообщить об ошибке

Тема: Функции философии

Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется …

Эвристической

ЗАДАНИЕ N 25 сообщить об ошибке

Тема: Предмет философии

Характерной чертой философского мировоззрения является …

критичность

Решение: Характерной чертой философского мировоззрения является критичность. Критичность выступает как способ постижения действительности, позволяющий быть свободным и самостоятельным в своих суждениях и поступках.

ЗАДАНИЕ N 26 сообщить об ошибке

Тема: Структура философии

Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется …

монизмом

ЗАДАНИЕ N 27 сообщить об ошибке

Тема: Системность бытия

Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь) являются …

вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

ЗАДАНИЕ N 28 сообщить об ошибке

Тема: Движение, пространство, время

Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу, – гласит закон …

Энтропии

ЗАДАНИЕ N 29 сообщить об ошибке

Тема: Концепции бытия

Диалектико-материалистическая онтология отказывается от понятия

« ______ бытие ».

чистое

ЗАДАНИЕ N 30 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам, называется …

Эволюцией

ЗАДАНИЕ N 1 сообщить об ошибке

Тема: Философия Средних веков и Возрождения

Представителем позднего французского Ренессанса, выступившим против отождествления человека с земным богом, был философ …

М. Монтень Ш. Монтескье Н. Кузанский Ф. Петрарка

Решение:Мишель Эйкем де Монтень – французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Провозгласив, что «философствовать – значит сомневаться», Монтень выступает с критикой притязаний человеческого разума на «всеведение». В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность. Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как «царя природы» и считает его «сыном природы», как бы «забывая» о его сотворении Богом «по своему образу и подобию».

ЗАДАНИЕ N 2 сообщить об ошибке

Тема: Современная философия Запада

Ж. Делез является представителем философии …

Постмодернизма

неотомизма

экзистенциализма

марксизма

ЗАДАНИЕ N 3 сообщить об ошибке

Тема: Отечественная философия

К русским философам XIX века относятся …

Н. Г. Чернышевский

В. С. Соловьев

А. И. Герцен

П. Я. Чаадаев

Г. Г. Шпет

А. Ф. Лосев

Решение:П. Я. Чаадаев – философ первой половины XIX в.; в «Философических письмах» пытается ответить на вопрос о судьбах России, найти корни современной жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития. Вопросы соотношения философии и естествознания А. И. Герцен (1812 –1870) рассматривает в «Письмах об изучении природы». Он считает, что философия может выполнить свою роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Основным философским произведением Н. Г. Чернышевского (1828 – 1889) является труд «Антропологический принцип в философии». В этом труде автор определяет материализм как учение, в основе которого лежит «уважение к действительной жизни», он считает, что естественное взаимодействие человека с природой – основа его сознания и социального существования. Наиболее ярким представителем религиозной философии XIX века является В. С. Соловьев. Основу его философии составили понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии. Онтологические, этические, социологические и историко-философские взгляды нашли наиболее полное свое воплощение в работе «Оправдание Добра. Нравственная философия».

ЗАДАНИЕ N 4 сообщить об ошибке

Тема: Немецкая классическая философия

Переосмысление идеалистической диалектики Г. Гегеля с позиции материализма было осуществлено …

К. Марксом

Ф. Шеллингом

О. Контом

Гераклитом

Решение:В философии К. Маркса была осуществлена материалистическая переработка идеалистической диалектики Г. Гегеля. Маркс писал: «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помещала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

ЗАДАНИЕ N 5 сообщить об ошибке

Тема: Античная философия

К числу сократических школ относится школа …

киников

аскетов

элеатов

легистов

Решение:Философские школы, созданные учениками Сократа в IV в. до н. э.,принято называть сократическими. К их числу относятся: школа киников, киренская, мегарская и элидо-эретрийская школы.

ЗАДАНИЕ N 6 сообщить об ошибке

Тема: Философия Нового времени

Философы и ученые, участвовавшие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», объединенные целью распространения знаний и пропаганды просветительских идеалов, были названы …

энциклопедистами

«могучей кучкой»

идеалистами

сциентистами

Решение:Энциклопедисты – создатели французской «Энциклопедии», издававшейся в Париже под редакцией Д. Дидро в 1751–1780 гг. Круг энциклопедистов был объединением единомышленников, ставивших своей целью распространение знаний и пропаганду просветительских идеалов. В их число входили философы Вольтер, Дидро, д'Аламбер, Кондорсе, Руссо (до 1757), натуралист Бюффон, химик Малюэн, математик де ла Шапель, экономист Кенэ, писатели Мар-Монтель, Сен-Пьер, Ламартин и многие другие выдающиеся естествоиспытатели, прогрессивно настроенные священнослужители и государственные деятели. Сначала их называли «философами», имея в виду установку их взглядов на философские идеи Просвещения, несколько позже стали называть энциклопедистами.

ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке

Тема: Познавательные способности человека

Направление в теории познания, согласно которому истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума, называется …

рационализмом сенсуализмом скептицизмом реализмом

ЗАДАНИЕ N 8 сообщить об ошибке

Тема: Сущность и природа познания

С позиции диалектического материализма основной формой познания и его целью является …

практика

некое разумное начало

воля

полезность

Решение:С позиции диалектического материализма основной формой познания является практика. Под практикой понимается целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем и самого себя.

Основными формами практики являются: 1) общественно-производственная; 2) социально-политическая; 3) научно-экспериментаторская; 4) врачебная; 5) бытовая, хозяйственная.

ЗАДАНИЕ N 9 сообщить об ошибке

Тема: Сознание и познание

З. Фрейд в психике человека, наряду с «Я», выделял …

Оно

Сверх-Я

Архетип

Абсолют

Решение:З. Фрейд в психике человека, наряду с «Я», выделял «Оно» и «Сверх-Я». По мнению З. Фрейда, в психике человека можно выделить три пласта: «Я», «Оно», «Сверх-Я». «Оно» – мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека, «Я» – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики, «Сверх-Я» – давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции. Свои идеи он развил в психоанализе – учении, которое рассматривает роль бессознательного и иных психических процессов в жизни человека и общества.

ЗАДАНИЕ N 10 сообщить об ошибке

Тема: Проблема истины

К формально-логическим критериям истины относится принцип …

непротиворечивости

альтернативности

провиденциализма

субъективности

ЗАДАНИЕ N 11 сообщить об ошибке

Тема: Наука и техника

Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется ___________ науками.

Техническими

математическими

гуманитарными

биологическими

Решение:Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется техническими науками. Знания технических наук оцениваются с точки зрения не только истинности, но и эффективности, поскольку создаются специально для использования в технике и инженерной деятельности.

ЗАДАНИЕ N 12 сообщить об ошибке

Тема: Развитие науки

Наши рекомендации