I. 8. Русская философия XVIII-XX веков
Философия XVIII века. Представители: Г.С.Сковорода (позднесредневековый религиозный мыслитель), М.В.Ломоносов (основоположник светской философии), Н.И.Новиков (просветитель), А.Н.Радищев (родоначальник национально-освободительной идеологии).
Славянофильство- направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., сформировавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Представители: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, К.С.Аксаков и др.
Западничество– направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., согласно которому Россия в короткие сроки должна преодолеть вековую отсталость от Запада и стать полноправным членом европейской цивилизации. Представители: П.Я.Чаадаев, Н.В.Станкевич, Т.Н.Грановский, А.И.Герцен и др.
Почвенничество– направление русской философии, главной идеей которого было утверждение об особой «национальной почве» как основе общественно-политического и духовного развития России (идеалы и ценности православия, противостоящие утилитаризму и прагматизму западной, т.е. буржуазной, культуры). Представители: А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой и др.
Философия русских революционных демократов XIX в. - материалистическое направление в философии, которое предлагало революционным путем уничтожить крепостническое самодержавие в России и установить демократическое общество. Его представители: Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев и др.
Народничество - философское направление, пропагандировавшее «российский» некапиталистический путь развития к социализму, основой которого признавалась община, артель. Представители: П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин, Н.К.Михайловский и др.
Неославянофильство – направление в философии, отрицающее единство человечества и общечеловеческих идеалов, утверждающее, что европейский культурно-исторический тип должен уступить ведущее место славянскому культурно-историческому типу. Представители: Н.Я.Данилевский, В.Ф.Эрн и др.
Философия русского марксизма – философское течение, стремившееся развить идеи исторического материализма К.Маркса в специфических исторических условиях России нач. ХХ века. Представители: Г.В.Плеханов, А.А.Богданов, А.В.Луначарский, В.И.Ленин (Ульянов) и др.
Легальный марксизм – философское идейно-политическое течение русской общественной мысли 90-х гг. XIX века, разделявшее марксистский взгляд об исторически прогрессивном характере либерально-буржуазных преобразований в России, но не принимавшее идеи о пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Представители: П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский и др.
Философия всеединства – философское учение, признающее единство Вселенной, всего сущего, как высший онтологический принцип организации бытия, рассматривающее созданный Богом мир как бесконечный процесс непрерывного совершенствования и человека не безличным его элементом, а сотворцом Бога, участвующим в достижении его гармонии (центральной идеей является идея Богочеловечества). Представители: В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и др.
Богоискательство и «новое религиозное сознание» - религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции, возникшее накануне революции 1905-1907 гг., стремящееся к примирению религиозного сознания и разума, изменению, совершенствованию человеческой жизни на основе обновленного христианства. Представители: В.В.Розанов, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус и др.
Интуитивизм – философское учение, претендующее на преодоление противоположности между субъектом и объектом, связывающее интуицию, играющую ведущую роль в познании, с религиозной верой, с признанием трансцендентного и возможности непосредственного общения с ним. Представители: Н.О.Лосский, С.Л.Франк, И.А.Ильин и др.
Экзистенциальная философия – философское течение, характеризующееся особым интересом к проблеме человеческого существования, к индивидуальным смысложизненным вопросам (свобода и ответственность, призвание, долг, смерть и др.). Представители: Н.А.Бердяев, Л.Шестов.
Русский космизм – течение в религиозно-философской и естественнонаучной мысли, для которого характерны космоцентризм (или антропокосмизм), убежденность в наличии смыслового содержания космического целого и космической по природе и значению миссии человека. Представители: Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Д.Л.Андреев и др.
Евразийство– философская, историко-культурологическая концепция, отводившая России как особому этнографическому миру «серединное» место между Европой и Азией. Представители: Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г.Ф.Флоровский, Л.Н.Гумилев и др.
Советская философия. Представители: А.Ф.Лосев (проблемы эстетики, генезис философии, миф), М.М.Бахтин (культурологические концепции, теория общения), Ю.М.Лотман (семиотическая культурология), Д.С.Лихачев (философия русской культуры), С.С.Аверинцев (философия истории) и др. Философия в научном творчестве: М.К.Мамардашвили (история философии), В.Ф.Асмус (история философии, проблемы гносеологии), Э.В.Ильенков (философские проблемы идеального), Т.И.Ойзерман (история марксизма), Б.М.Кедров (история науки), Н.Н.Моисеев (алгоритмы развития мировой цивилизации, универсальный эволюционизм, коэволюция общества и природы, моделирование сложных систем) и др.