В. Характеристика единичного человека, один из многих
г. Научный аналог личности
14) Индивидуальность – понятие, характеризующее:
а. Безликость
Б. Особенное, неповторимое в человеке
в. Характеристика единичного человека, один из многих
г. Научный аналог личности
15) Личность – это:
а. Особенное, неповторимое в человеке
Б. Социально одаренная индивидуальность
в. Характеристика единичного человека, один из многих
г. Научный аналог индивида
16) Индивид с развитой эмоционально-волевой сферой, представитель своих мыслей, взглядов, суждений, активный субъект права:
а. Незаменимый человек, уникум
Б. Личность
в. Индивидуальность морфологически выраженная
г. Психофизическая индивидуальность
17) Новорожденный ребенок – это
а. индивид
Б. индивидуальность
в. личность
г. особь
18) Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом, называется:
а. Обучение
б. Воспитание
в. Образование
Г. Социализация
19) Процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, называется:
а. Обучение
б. Воспитание
в. Интериоризация
Г. Социализация
20) Этот процесс характеризуется включением социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, освоением им ценностей социума:
а. Обучение
б. Воспитание
В. Интериоризация
г. Социализация
21) Философская категория, осознаваемая ценность или ценности, которой или которым человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит или осуществляет жизненные цели:
А. Смысл жизни
б. Свобода
в. Добро
г. Счастье
22) Философское учение, которое обосновывает моральные требования, согласно которым добро определяется как избавление от страданий, как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что влечет за собой страдания:
А. Гедонизм
б. Альтруизм
в. Утилитаризм
г. Аскетизм
23) Этическая концепция, признающая смыслом жизни извлечение пользы:
а. Гедонизм
б. Альтруизм
В. Утилитаризм
г. Аскетизм
24) Философско-этическое учение, которое связывает смысл жизни с предельно простой телесной и духовной жизнью:
а. Гедонизм
б. Альтруизм
в. Утилитаризм
Г. Аскетизм
Задание к семинару № 15
Философия истории
1. Теория культурно-исторического развития.
2. Циклическая модель исторического процесса.
3. Перспектива мировой истории. (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс, К.Маркс)
Тестовые задания:
1) История в концепции Карла Ясперса включает 4 эпохи. Назовите эпоху, в которой формируется подлинный человек.
а. доистория;
б. великие культуры древности;
в. осевое время;
г. научно-техническая эпоха.
2) Как называется самая значительная работа К.Ясперса?
а. «Философская вера»;
б. «Критика Готской программы»;
в. «Осевое время»;
г. «Постижение истории».
3) Назовите философа, который одним из первых предложил новую схему интерпретации истории – циклическую концепцию:
а. Г-В-Ф. Гегель;
б. Освальд Шпенглер;
в. Карл Маркс;
г. Карл Ясперс.
4) В своей книге О.Шпенглер писал, что всякая культура переживает определенный возраст. К какому возрасту относится переход культуры в цивилизацию?
а. детство;
б. юность;
в. зрелость;
Г. старость.
5) Согласно Шпенглеру, появление мировых городов, городской массы, денег, мировых войн – это признаки:
а. культуры;
б. цивилизации;
в. государства;
г. развития.
6) Как называется самая значительная работа Арнольда Тойнби?
а. «Философская вера»;
б. «Критика Готской программы»;
в. «Осевое время»;
Г. «Постижение истории».
7) Согласно концепции этого философа, любая культура, переходя в цивилизацию, начинает свертываться и умирать?
а. Константина Леонтьева;
б. Освальда Шпенглера;
в. Льва Гумилёва;
г. Арнольда Тойнби.
8) Кто является автором труда под названием «Экономико-философские рукописи»?
а. Г-В-Ф. Гегель;
б. Освальд Шпенглер;
в. Карл Маркс;
г. Карл Ясперс.
9) Кто является автором труда под названием «Византизм и славянство»?
а. Константин Леонтьев;
б. Освальд Шпенглер;
в. Лев Гумилёв;
г. Арнольд Тойнби.
10) В чьей концепции развития мировой истории цивилизация начинается с ответа на вызов?
а. Константина Леонтьева;
б. Освальда Шпенглера;
в. Льва Гумилёва;
Г. Арнольда Тойнби.
11) Многолетнее изучение живой природы, растительных и животных организмов во всей полноте их жизни проявилось в критическом разборе теории Дарвина в концепции…
а. К. Ясперса;
б. О. Шпенглера;
в. Н.Я. Данилевского;
г. Л.Гумилёва.
12) По мнению Данилевского, раса, которая будет вершить судьбы мира…
а. индусы;
б. китайцы;
в. славяне;
г. американцы.
13) К. Леонтьев считал себя учеником и продолжателем философии…
а. Аристотеля;
б. К. Ясперса;
в. О. Шпенглера;
Г. Н.Я. Данилевского.
14) «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории… я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, …и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь… и, наконец, собственная смерть» - такова позиция…:
а. Леонтьева;
б. Шпенглера;
в. Данилевского;
г. Гумилёва.
15) «Теория циклических цивилизаций» - это концепция:
а. Леонтьева;
б. Тойнби;
в. Данилевского;
г. Гумилёва.
16) В концепции А.Тойнби наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов:
а. слабой силы;
б. средней силы;
в. достаточно сильный;
г. любой.
17) Механизм взаимодействия творческого меньшинства и пассивного большинства называется:
а. консенсус;
б. мимикрия;
в. мимесис;
Г. манипуляция.
18) Делал ставку на материальное производство как ведущий фактор исторических изменений:
а. Гумилёв;
б. Маркс;
в. Шпенглер;
г. Данилевский.
19) Формационная структура К. Маркса напоминает:
а. слоёный пирог;
б. пирог с изюмом;
в. суспензию;
г. пирамиду.