Философские проблемы сознания.
1. Понятие сознания и его формы
2. Основные теории сознания
2.1 Дуализм, идеализм и материализм
2.2 Функционализм
2.3 Теория отражения
2.4 Психоанализ.
1) Высшей формой отражения, высшей формой развития того свойства, которое присуще всей материи, является:
а. Познание
Б. Сознание
в. Объект
г. Субъект
2) Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована:
а. Платоном
б. Аристотелем
В. Декартом
г. Кантом
3) Точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции, называется:
а. Монизм
Б. Дуализм
в. Плюрализм
г. Идеализм
4) Тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна – считал:
А. Платон
б. Аристотель
в. Декарт
г. Кант
5) Теория, в основе которой лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи:
а. Материализм
Б. Идеализм
в. Дуализм
г. Плюрализм
6) Термин Идеализм появился в XVIII веке. Впервые его употребил этот философ:
а. Платон
б. Аристотель
в. Декарт
Г. Лейбниц
7) Реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании – такая позиция называется:
а. Материализм
б. Дуализм
в. Плюрализм
Г. Солипсизм
8) В рамках этого подхода Сознание описывается как свойство мозга:
А. Материализм
б. субъективный идеализм
в. объективный идеализм
г. Дуализм
9) Всеобщее свойство материи, которое заключается в воспроизведении особенностей изучаемого объекта или процесса; одно из основных понятий материалистической теории познания:
а. Базис
б. Надстройка
В. Отражение
г. Познание
10) Исходная форма отражения, способность к реакции, называется:
А. Раздражимость
б. Чувственность
в. Восприятие
г. Сознание
11) Способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. На этой ступени подразумевается наличие нервной ткани:
а. Раздражимость
Б. Чувственность
в. Восприятие
г. Сознание
12) На этой ступени предполагается не только дифференцированное изучение свойств и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире:
а. Раздражимость
б. Чувственность
В. Восприятие
г. Сознание
13) Активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия:
а. Раздражимость
б. Чувственность
в. Восприятие
Г. Сознание
14) Автор психоаналитической трактовки личности:
А. Зигмунд Фрейд
б. Жан Пиаже
в. Николай Павлов
г. Джон Дьюи
15) Материальной основой психики является нейрофизиологическая деятельность мозга, его рефлекторный механизм, считал:
а. Зигмунд Фрейд
б. Жан Пиаже
В. Николай Павлов
г. Джон Дьюи
16) Процесс развития сознания - это процесс развития интеллекта, считал:
а. Зигмунд Фрейд
Б. Жан Пиаже
в. Николай Павлов
г. Джон Дьюи
17) Научный материал усваивается ребенком путем применения сложившихся схем мышления - этот процесс Пиаже называет:
А. Ассимиляция
б. Аккомодация
в. Сублимация
г. Трансформация
18) Необходимость приспосабливаться к новым условиям, меняя уже сложившуюся схему мышления, в концепции Пиаже называется:
а. Ассимиляция
Б. Аккомодация
в. Сублимация
г. Трансформация
19) Защитный механизм психики в концепции З. Фрейда, призванный преобразовать нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности и поведение:
а. Ассимиляция
б. Аккомодация
В. Сублимация
г. Трансформация
20) Универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте, в концепции К.Г. Юнга:
а. Эрос
б. Танатос
в. Либидо
Г. Архетип
Раздел 4. Человек. История. Культура.
Задание к семинару № 14
Социальная антропология
- Социальная теория пола.
- Индивид, индивидуальность, личность. Трактовки личности.
- Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
- Социализация. Личность как субъект общественного развития.
- Философское понятие смысла жизни. Свобода и ответственность.
1) Область философского знания, направленная на постижение феномена человека:
А. Антропология
б. Психология
в. Онтология
г. Гносеология
2) Подход к изучению человека, когда не просто описываются все признаки человека, а выделяется такой признак, который оказался бы всеохватывающим:
А. Философский
б. Методологический
в. Диалектический
г. Сущностный
3) К. Маркс полагал, что в ходе своего исторического развития человечество творит самое себя и особый материальный мир, названный им …
а. мир идей
Б. мир вещей
в. вторая природа
г. мир абсолютных сущностей
4) Совокупность биологических и социальных особенностей человека, единство всего биологического и социального в нем, обозначается термином:
а. Гендер
Б. Пол
в. Личность
г. Индивид
5) Форма общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества:
А. Матриархат
б. Патриархат
в. Биархат
г. Сообщество
6) Форма общества, в котором мужчины являются «доминантным элементом» в семейной, хозяйственной и общественной жизни:
а. Матриархат
Б. Патриархат
в. Биархат
г. Сообщество
7) Такая форма общества формирует гуманистические отношения между представителями разных полов:
а. Матриархат
б. Патриархат
В. Биархат
г. Сообщество
8) Группа людей, связанная кровным родством, называется:
а. Нация
б. Класс
В. род
г. народ
9) Население государства или страны, в единстве истории и собственного социального и культурного развития:
а. Нация
б. Класс
в. род
Г. народ
10) Исторически сформированный тип общества, представляющий собой социальную целостность, которая складывается на основе общности территории, экономических связей, языка и т.п.:
А. Нация
б. Класс
в. род
г. народ
11) Социальная общность, связанная особенностями трудовой или предпринимательской деятельности, отношениями к средствам производства и собственности:
а. Нация
Б. Класс
в. род
г. народ
12) Родительская пара и их невзрослые дети, проживающие совместно, называются:
а. Традиционная семья
б. Нетрадиционная семья
В. Нуклеарная семья
г. Полная семья
13) Индивид – это:
а. Особенное, неповторимое в человеке
б. Социально одаренная индивидуальность