Раздел 3. Возможности и границы познания.
Задание к семинару № 11. Гносеология
- Проблема познания мира. Философские подходы к процессу познания.
- Формы и уровни познания.
- Структура и методы научного познания.
- Проблема истины в философии. Концепции истины.
1. Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знания, называется:
а) Познание
б) наука
в) практика
г) исследование
2. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов, это:
а) познание
б) наука
в) практика
г) исследование
3. Согласованность полученных знаний с фундаментальными идеями - это:
а) Когерентность
б) истина
в) логическая полнота
г) эвристичность
4. Форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях:
а) Определение
б) Понятие
в) Суждение
г) Представление
д) Знание
е) Умозаключение
5. Форма мышления, представляющая совокупность связанных между собой понятий:
а) Определение
б) Понятие
в) Суждение
г) Представление
д) Знание
е) Умозаключение
6. Форма мышления, посредством которого из ранее установленного знания выводится новое знание:
а) Определение
б) Понятие
в) Суждение
г) Представление
д) Сознание
е) Умозаключение
7. Формы чувственного познания это:
а) Понятие
б) Представление
в) Эксперимент
г) Ощущение
д) Восприятие
е) Теория
ж) Гипотеза
з) Сравнение
и) Умозаключение
к) Описание
8. Формы теоретического познания это:
а) Понятие
б) Представление
в) Эксперимент
г) Ощущение
д) наблюдение
е) Восприятие
Ж) Теория
З) Гипотеза
и) Сравнение
к) Умозаключение
л) Описание
М) Проблема
9. Формы эмпирического познания это:
а) Понятие
б) Представление
в) Эксперимент
г) Ощущение
д) Наблюдение
Е) Восприятие
ж) Теория
з) Гипотеза
и) Сравнение
к) Умозаключение
л) Описание
м) Проблема
10. Целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на органы чувств, это:
а) практика
б) интуиция
в) наблюдение
г) эксперимент
д) описание
11. Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, это:
а) практика
б) интуиция
в) наблюдение
г) эксперимент
д) описание
е) сравнение
12. Познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, либо ступеней развития одного и того же объекта:
а) практика
б) интуиция
в) наблюдение
г) эксперимент
д) описание
Е) сравнение
13. Познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта, наблюдения или эксперимента:
а) практика
б) интуиция
в) наблюдение
г) эксперимент
д) описание
е) сравнение
14. Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но то, что нужно познать, вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа:
а) заблуждение
б) предположение
в) загадка
г) проблема
д) гипотеза
е) теория
15. Форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательствах, это:
а) заблуждение
б) предположение
в) загадка
г) проблема
д) гипотеза
е) теория
16. Наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, это:
а) заблуждение
б) наука
в) предположение
г) проблема
д) гипотеза
Е) теория
17. К формам агностицизма относятся:
а) Скептицизм
б) Католицизм
в) Экзистенциализм
г) Юмизм
д) Догматизм
е) Релятивизм
Ж) Кантианство
18. Отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира и внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств:
а) восприятие
б) зрение
в) впечатление
г) ощущение
д) раздражение
е) чувственность
19. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений, это:
а) восприятие
б) впечатление
в) ощущение
г) раздражение
д) чувственность
е) представление
20. Обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействующего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в данный момент, это:
а) восприятие
б) впечатление
в) ощущение
г) раздражение
д) чувственность
Е) представление
21. Философское учение, признающее единственным источником знания опыт:
а) Эмпиризм
б) Сенсуализм
в) Рационализм
г) Иррационализм
22. Философское учение, признающее единственным источником знания ощущения человека
а) Эмпиризм
б) Сенсуализм
в) Рационализм
г) Иррационализм
23. Философское учение, признающее единственным источником знанияразум человека
а) Эмпиризм
б) Сенсуализм
в) Рационализм
г) Иррационализм
24. Философское учение, которое отрицает возможность рационального познания мира и признающее единственным источником знания откровение, вера, инстинкт:
а) Эмпиризм
б) Сенсуализм
в) Рационализм
г) Иррационализм
25. Один из основных подходов к проблеме познания, представители которого считали, что мир познаваем (гносеологический оптимизм):
а) Скептицизм
б) Сенсуализм
в) Гностицизм
г) Агностицизм
26. Один из основных подходов к проблеме познания, представители которого считали, что мир не познаваем или познаваем частично (гносеологический пессимизм):
а) Скептицизм
б) Сенсуализм
в) Гностицизм
г) Агностицизм
27. «Познание – процесс, в результате которого материя, через свою отражательную способность - сознание, изучает саму себя» - считали представители этого направления:
а) Материализм
б) Идеализм
в) Скептицизм
г) Эмпиризм
28. «Познание - самостоятельная действительность идеального разума» - считали представители этого направления:
а) Материализм
б) Идеализм
в) Скептицизм
г) Эмпиризм
29. Вопрос о разделение материи и сознания и, как следствие, всех философских направлений, поставил этот философ:
а) Р. Декарт
б) К. Маркс
в) Ф. Энгельс
г) В. Ленин
30. «Истина – соответствие знания действительности» - такое понимание истины характерно для этой концепции:
а) Классическая
б) Когерентная
в) Конвенциональная
г) Утилитарная
31. «Истина – результат соглашения» - такое понимание истины характерно для концепции А. Пуанкаре:
а) Классическая
б) Когерентная
в) Конвенциональная
г) Утилитарная
32. «Истина – свойство самосогласованности знаний» - считали Р. Авенариус и Э. Мах:
а) Классическая
б) Когерентная
в) Конвенциональная
г) Утилитарная
33. «Истина – это полезное знание, возможность его применения» - считали Ч. Пирс и Д. Дьюи:
а) Классическая
б) Когерентная
в) Конвенциональная
г) Утилитарная
34. Концепция развития научного знания, предполагающая последовательное накопление научных знаний, ведущее к истине, называется:
а) Кумулятивизм
б) Фальсификация
в) Научная революция
г) Научная эволюция
35. Концепция развития научного знания, допускающая экспериментальное опровержение теорий (Карл Поппер), называется:
а) Кумулятивизм
б) Фальсификация
в) Научная революция
г) Научная эволюция
36. Концепция развития научного знания, допускающая принципиальную смену парадигм (Томас Кун), называется:
а) Кумулятивизм
б) Фальсификация
в) Научная революция
г) Научная эволюция
37. Механистическая картина мира, жесткий детерминизм (Галилео Галилей, Исаак Ньютон) – характерны для:
а) Классической науки
б) Неклассической науки
в) Постнеклассической науки
38. Релятивистская картина мира, вероятностный детерминизм, включение научного инструментария в результат научного знания (Альберт Эйнштейн) – это:
а) Классическая наука
б) Неклассическая наука
в) Постнеклассическая наука
39. Синергетическая картина мира , в которой мир – открытая динамическая саморазвивающаяся система, включающий этику в научное знание (Илья Пригожин) – это:
а) Классическая наука
б) Неклассическая наука
в) Постнеклассическая наука
40. Проблема отделения научного знания от ненаучного – это проблема:
а) Демаркации
б) Верификации
в) Фальсификации
г) Адаптации
Задание к семинару №12