Классические способы объективных косвенных (рациональных) доказательств бытия Бога.
Док-во 1. Онтологическое - Если Бог действительно существует, то он должен запечатлеть свой образ, идею своего бытия в сознании человека. (Августин, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Дуне Скот, Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Г.В.Ф. Гегель) реальность существования. Кант отрицал (к понятию Бога выражающему возможность ничего не может быть прибавлено)
Док-во 2. Космологическое - Бог-первая причина вещей. надо искать причины существования мира является его совокупность вещей. (Лейбниц)
Док-во 3. Теологическое (Сократ, Платон, Цицерон, стоики и др.) лежит факт в гармонии окружающего мира. Кант полагал, что телеологическое доказательство заслуживает, чтобы о нем всегда упоминали с уважением. О Боге нельзя «знать», на Него можно только «надеяться» и в Него можно только «верить». Необходимо верить в личное бессмертие. считал, если отнять веру-всякое сущ-е теряет смысл. Достоевский(если Бога нет, то все позволено)
Мы не можем знать существует Бог сам по себе без человека. Бог не существует если нет человека нет и Бога, но если нет и бога то и нет человека как разумного существа.
Богословско-философские доктрины, имеющие целью согласовать идею благого Божьего промысла о мире с наличием в мире зла, получили общее название «теодицея». (Термин введен христианским ученым Г.В. Лейбницем в 1710 г., а сама проблема теодицеи ставилась ранее, например, Мальбраншем и даже в древности, например, Эпикуром). Суть проблемы теодицеи (дословно Бог – справедливость, т.е. проблемы «оправдания Бога») состоит именно в следующем: как совместить наличие в мире зла с представлением о том, что мир сотворен и направляется всемогущим и всеблагим Богом?
Один из вариантов логической формулировки тедицеи можно сформулировать так: На первый взгляд, существует внутреннее логическое противоречие в совместном принятии следующих четырех посылок:
- Бог существует - Бог всемогущ
- Бог всеблагой - Зло существует
Если принять любые три из них, то по всей видимости следует отбросить четвертую.
Если Бог существует, желает всеобщего добра и достаточно могуществен, чтобы достичь всего, чего желает, то зла не должно быть.
Если Бог существует и желает только добра, но зло существует, то Бог не достигает всего, чего желает. Значит, Он не всемогущ.
Если Бог существует и всемогущ и зло также существует, то Бог желает существования зла. Значит, Он не всеблагой.
Наконец, если «Бог» – это существо, которое и всемогуще и всеблагое, и тем не менее зло существует, то такой Бог не существует.
Пять возможных решений так логически сформулированной теодицеи:
• Атеизм– отрицание посылки 1 (т.е. «Бог существует»).
• Пантеизм– отрицание посылки 2 (т.е. «Бог всеблагой»).
• Древний политеизм и современный деизмоба отрицают посылку 3 (т.е. «Бог всемогущ»). Древний политеизм ограничил могущество Бога расщеплением Бога во множество маленьких божков, одних добрых, других злых. Некоторые течения современного деизма делают по сути то же, но в другой форме, сводя Бога к существу, живущему во времени и подверженному несовершенству, развитию, и обладающему лишь ограниченной силой.
• Идеализм– отрицание реального зла. Он проявляется в разных формах (Адвайта Индуизма, т.н. «Христианская Наука» М.Бейкер Эдди, множество течений Новой Эры), и все они утверждают, что зло – это иллюзия непросветленного человеческого сознания.
• Наконец, библейский теизм (ортодоксальное христианство, иудаизм, ислам)признает все четыре посылки и отрицает наличие логического противоречия между ними. Это может иметь место, если и только если в них есть неоднозначные или нечетко определенные термины.
Содержание
Тема 1. Введение в философию.
1. Определение понятия «философия»? Философия как любовь к мудрости. Предмет и метод философии. Проблемное поле философии. Структура философского знания. Основные разделы философии.
Философия как особый вид знания. Отличие философии от религии, искусства, науки. Является ли философия наукой?
Сократовский метод исследования человеческой мудрости (по работе Платона «Апология Сократа»).
Специфика философского мышления: понятие фундаментального философского настроения, философия и философствование. Предельное (метафизическое) вопрошание и предельное противоречие (антиномия).
Основной вопрос философии: материализм и идеализм.