Вопрос 2. Основные мотивы поступков и способы их обоснования в истории этики. Проблема нравственного выбора и моральной ответственности поступка.
В любом поступке, наряду с осознанным мотивом, существуют еще и мотивы бессознательные, наряду с основным, или доминирующим, мотивом присутствуют сопутствующие, или второстепенные, мотивы. Поэтому при определении ценности поступка необходимо учитывать и выявлять весь спектр побуждений и воли.
Первый мотив – желание блага себе – определяет в целом «этику эгоизма». Эгоизм включает в себя два момента: себялюбие и самолюбие. Исторически исходной, элементарной формой «этики эгоизма» явился гедонизм (удовольствие, наслаждение). Но всякое ли удовольствие есть благо?
Эвдемонизм исходил из того, что благом являются лишь разумные удовольствия (не влекут за собой страдания, раскаяния и сожаления).
Утилитаризм основывался на том, что нравственная ценность и мера удовольствия определяется их полезностью.
Теория разумного эгоизма: человек может достичь собственного блага только стремясь к общему благу, желая блага другим.
Перфекционизм (совершенство) – «этика совершенствования» - доводит до предела альтруистический смысл мотива желания собственного блага. Заботясь о благе души, человек перестает быть эгоистом, ибо думать о собственной душе – значит думать о благополучии других.
Второй мотив – желание блага другому. Для того, чтобы реально желать блага другому лицу, необходимо умерить притязания на собственное благо. Формой такого смирения желания блага самому себе является аскетизм.
«Этика альтруизма» исторически выступала в следующих формах:
- христианская этика любви к ближнему; - этика сострадания; - этика долга или нравственных обязанностей; - этика благоговения перед жизнью.
Третий мотив – желание зла другому. Сочетание мотива желания зла другому с мотивом желания блага другому.
Этика «любви к дальнему» - желание зла ближнему (несовершенному, духовно выродившемуся человеку) во имя желания блага дальнему, «сверхчеловеку». Сочетание мотива желания зла другому с мотивом желания зла себе способно привести к этике «радикальной мизантропии» и «маниакального человеконенавистничества». Основанием такой этики может служить только некая сатанинская идея «проклятья жизни» и «триумфа смерти».
Четвертый мотив – желание зла себе. Этическая ценность данного мотива проявляется прежде всего в сочетании с мотивами желания блага себе и желания блага другому.
В первом случае речь идет о «дуалистической этике подвижничества»: желании блага собственной душе и зла собственной плоти. Во втором случае – об этике «радикального альтруизма».
Моральный выбор - это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью. Если учитывать тот факт, что моральный выбор - это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.
Нравственная составляющая индивида:
Чтобы понять, что такое моральный выбор, требуется понять, что именно мотивирует человека принять определенное решение. В философии определяющей считается нравственная составляющая личности. Ее можно представить в виде скана его души, в котором отображаются все цели, способы их достижения, приоритеты и смысл жизни данного конкретного индивида. Именно нравственная составляющая дает оценку поступков других людей и своих собственных, в том числе. Она характеризует личность как положительную или отрицательную в призме определенных действий. Стоит понимать, что в случае отдельного человека эта оценка весьма субъективна, но вот в иных ситуациях она может показывать моральное сознание всего социума в целом.
Моральное сознание индивида:
Общественное сознание имеет множество форм. Но одной из самых важных является моральная составляющая общественного сознания. Оно представляет собой некий цемент, который закрепляет правила морали и этики в конкретном социуме, определяет оценочные критерии поведения людей. Стоит отметить, что моральное сознание является статичной величиной, и включает в себя принципы и совокупность этических норм, принятых в социуме. Объекты морального выбора Не стоит рассматривать проблему выбора, не отметив объектов данного процесса. Их можно представить в следующем виде: индивид; отдельная группа людей; социальная структура; многочисленная прослойка общества или класс. В любом случае индивид должен принять решение в пользу кого-то. Это может быть выбор между субъектом и группой либо решение, которое вообще не затрагивает интересы субъекта, и касается группы других людей. Ситуация морального выбора Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.
Свобода морального выбора:
Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки. Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию. Условия морального выбора Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:
1. Диапазон возможностей. Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.
2. Социальные условия. Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.
3. Понимание необходимости выбора Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто. При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.