Законы природы и законы общества.
Законы природы, или естественные законы описывают неизменную взаимосвязь и регулярность явлений; они могут быть созданы или нарушены.
Общественные, или нормативные, законы. Их характер обусловлен человеческой̆ деятельностью, детерминированной целями, потребностями, мотивами, ценностными ориентациями людей.
Вопрос 2. Философское осмысление проблемы соотношения общества и государства.
Общество можно определить как совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга и сохраняется возможность свободного волеизъявления.
Можно выделить четыре основных способа взаимодействия людей и вырастающих на их основе форм объединения:
1) экономический способ взаимодействия (общие хозяйственные интересы, производственные отношения);
2) политико-правовой, государственный способ взаимодействия (общие правозащитные интересы);
3) морально-этический способ взаимодействия (общие нравственные интересы: взаимопомощь, дружба, долг и т.д.);
4) культурно-эстетический способ взаимодействия (общие потребности в ценностях культуры).
Отсюда вытекают четыре основных раздела социальной философии: философия хозяйства, философия государства и права, нравственная философия (этика), философия культуры.
Понятие «общество» может быть рассмотрено также и в плане его развития, в основе которого лежит необходимость воспроизводства человеческой жизни, смена поколений. Общественное развитие — это исторический процесс, что ведет к образованию еще одного раздела социальной философии — философии истории. Для того чтобы выразить представление об обществе как целостной системе отношений между людьми, многие философы прибегали к аналогии между обществом и организмом. Такого рода сравнения можно встретить у Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо,О. Конта, Г. Спенсера и др.
Сравнение общества с организмом хорошо показывает, что сущность общества — не в жизнедеятельности самих индивидов, как отдельных органов или членов, а в общем функционировании социального тела как организма. Хотя отдельные элементы и обладают в обществе, как и в организме, относительной самостоятельностью, они действуют согласованно и управляются единым принципом. При этом некоторые социологи доходили до прямого уподобления общественных функций тем или иным функциям организма. Так, экономическая жизнь общества уподоблялась обмену веществ в организме, торговля — функции кровообращения, деятельность государства — функциям головного мозга, правоохранительных органов — функциям печени и т.д. Тем не менее данная аналогия имеет свой предел: хорошо выражая идею единства воли, она не может выразить идею свободы индивидуальной воли в рамках этого единства. Ведь в обществе, в отличие от организма, части сосуществуют, оставаясь раздельными. Они способны на чувства, мысли, самостоятельные решения, действия. В этой связи некоторые социологи полагали, что социальная система как организм существует лишь в общественном сознании и не обладает физической реальностью. Органический подход к обществу позволяет лишь лучше понять природу общественной жизни как единого целого, подвести к созданию общей теории социальной системы.
Вопрос 3. Экономические и духовные основы общественной жизни (С.Л. Франк «Духовные основы общества. Введение в социальную философию»)
Под обществом в философии понимают способ организации совместного бытия людей. Философское понятие общества включает в себя два главных признака:
1) общество есть обособившаяся часть природы;
2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.
В "Духовных основах общества" Франк, переходит к своей центральной идее - единству "я" и "ты" в общем "мы", и к связи этого соборного начала с началом "правды". В книге «Духовные основы общества" Франк использовал понятие "всеединства" для исследования социальной жизни и доказывал, что состояние всех обществ в большей или меньшей степени отражает их связь с Богом.