Вопрос 1. Предмет социальной философии. Понятие общественного бытия человека в истории философии. Общество как система и его базовые структуры. Законы природы и законы общества.

Классическая античная философская традиция выявила три сферы философского знания.

1. Предметом первой явилось сущее как таковое, природа как целое. К этой области знания относятся такие философские дисциплины, как онтология и натурфилософия.

2. Предметом второй явилось сущее, достигнутое в мышлении и выраженное в языке, слове. Это - предмет изучения логики, гносеологии, философии языка.

3. Наконец, предметом третьей сферы философского знания стало сущее, преломляемое в человеческом образе жизни.

По словам И. Канта, человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в этом состоянии он больше чувствует себя человеком, т.е. чувствует развитие своих природных задатков. Людям свойственно жить сообща, и потому бытие человека носит общественный характер. Предметом этики в изначальном смысле этого слова и является человеческий образ жизни, совместное, общественное бытие человека. В таком значении античное понятие «этика» тождественно понятию «социальная философия», т.е. философия общественного бытия человека Но что представляет собой совместное, общественное бытие человека? В различные эпохи оно понималось по-разному. Так, для античных мудрецов и философов общественное бытие человека выражалось в государственности. Государственная жизнь изучалась политикой «Политика» в буквальном переводе — то, что относится к государству. Не случайно Аристотель определяет человека как zoon politikon, т.е. политическое, или государственное, животное. Следовательно, в античной традиции социальная философия выступает как политика, т.е. философия человека как политического животного, философия государственной жизни. Отсюда — названия главных социально-философских произведений античных мыслителей: «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля, «Политика» в качестве социальной философии включает в себя не только собственно политические вопросы в современном понимании этого слова (о природе власти, государственном устройстве и т.п.), но и вопросы морально-этического, правового и отчасти экономического характера. Особенно характерно для античной социальной философии рассмотрение общественного бытия человека в его нравственно-политическом единстве, ибо быть «политическим животным», существом государственным означало прежде всего быть существом добродетельным, т.е. иметь такие нравственные качества, которые были бы полезны для государства, обладали бы политической ценностью. Другая особенность античной социальной философии заключается в отсутствии интереса к хозяйственной, экономической стороне жизни. В средневековой социальной философии общественное бытие человека рассматривается прежде всего как религиозно-историческое бытие. В социальной философии Нового времени понимание общественного бытия человека проходит три основные стадии. Вначале это естественно-правовое бытие (теории «естественного права» и «общественного договора» - Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.). Затем это экономическое бытие (английская политэкономия, «экономический материализм» К. Маркса). И наконец, это культурно-историческое бытие (Г. Риккерт, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.). Попытку синтеза различных сторон общественного бытия человека предпринял Г.В.Ф. Гегель. Однако его социальная философия оказалась замкнутой на идею права (отсюда — название его основного социально-философского произведения: «Философия права». Ср. с такими названиями, как «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля, «О граде Божием» Августина, «Об общественном договоре» Руссо, «Капитал» Маркса). В результате гегелевское понятие права оказалось шире, чем понятия «государство», «политика», «этика», «экономика». Семья, гражданское общество, государство являются здесь лишь последовательными ступенями осуществления идеи права.

С другой стороны, учение Маркса — это попытка синтеза экономики и философии истории, результатом чего стала теория исторического материализма. Однако этическая сторона общественного бытия человека не нашла в его теории должного отражения.

В этом смысле целостное обоснование общественного бытия человека как предпосылка создания целостной «философии общества» является идеалом социально-философского знания. А до сих пор предмет социальной философии ограничивался только синтезом политики и этики (античная философия), религии и истории (средневековая философия), государства и права (теория «общественного договора»), экономики и истории (марксизм), истории и культуры и т.д.

Общество — не просто совокупность индивидов; это совокупность связей̆ и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к Чтобы понять природу этих отношений, воспользуемся одним образным сравнением Т. Гоббса.

Вопрос 1. Предмет социальной философии. Понятие общественного бытия человека в истории философии. Общество как система и его базовые структуры. Законы природы и законы общества. - student2.ru

Общество как система Современные представления о обществе основаны на системном подходе. Люди связаны между собой общей деятельностью, которая направлена на достижение общих целей. Важнейшая характеристика социума – его целостность, существующая несмотря на сложные иерархически выстроенные отношения. Общество - это система, которая успешно воспроизводит себя с течением времени и сменой поколений. Механизм воспроизводства основан на существующих устойчивых отношениях, которые являются практически самостоятельными по отношению к его отдельным элементам и структурным звеньям. Социум также характеризуется открытостью, что означает его способность обмена с окружающей природной средой, энергией, веществом и информацией. При этом общество, безусловно, обладает гораздо более высокой степенью организации по сравнению с окружающей его средой. Оно нацелено на постоянное удовлетворение собственных потребностей, что свидетельствует об эффективности его функционирования. Общество как система обладает единством, целостностью и стабильностью, которые обеспечивают адекватное функционирование в различных сферах, всех системах и подсистемах.  


Наши рекомендации