Вопрос 4. Соотношение понятий дух, душа, ум.
ДУХ – философское понятие, означающее невещественное начало.
В этимологии всех этих понятий выражено представление о духе как о дыхании, дуновении, воздухе, т. е. как о тонкой, почти невещественной и невидимой субстанции, которая при определенных условиях может быть материально ощутима (подобно дыханию на морозе).
Древние рассматривали дух в качестве тончайшей материальной субстанции, едва уловимой, подобно легкому дуновению воздуха.
Натуралистическое представление о духе получило особенно яркое философское выражение у древнегреческих стоиков (Зенон, Хрисипп и др.). «Пневма» понимается здесь как тончайшая и подвижнейшая субстанция, смесь огня и воздуха, пронизывающая весь космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм.
В греческой философии дух превращается в нус. Нус предстает как сила интеллекта, как идея. Нус не вещественен, не материален, это не достижимый идеал. В рамках христианства понятие духа наделяется значениями божественного дара и силы. Дух преодолевает все конечное, т.е. смерть. Уничтожает также и природу этого конечного, т.е. грехи и пороки.
В новое время, например у Гегеля, главным признаком духа являлась свобода. Гегель считал, что разум это место духа, в котором раскрывается Бог. Согласно Соловьеву, различие между ними определяется направленностью на конечную цель и способом бытия, ведущим к достижению этой цели. Цель духа - благо, а способ бытия - воля. Цель ума - истина, а способ бытия - мышление. Цель души - красота, а способ бытия – чувство.
Вопрос 5. Проблема бытия в истории философии (античная, средневековая и философия нового времени).
Постановление проблемы бытия была связана с поиском мировоззренческих оснований объяснения мира.
Первый проблему рассматривает Парменид, по мнению которого бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет.
В эпоху средневековья происходит персонализация бытия в лице бога. Бог как идеальная сущность, совершенство, начало и источник сущего.
В Новое время бытие субъективизируется в лице духовного мира самого человека. Истоки этого кроются в средневековом номинализме – учении, отрицающем существование общих понятий.
Согласно номинализму, абсолютное (то есть независимое в своем существовании от человека) бытие не может являться предметом познания поскольку:
1) подлинное бытие присутствует только в сознании, а не дано в эмпирическом опыте;
2) мышление не тождественно бытию (поскольку познание субъективно и не отражает истинной сути вещей).
Вывод: истину открывает сам человек. Разум человека самодостаточен и не нуждается в своем обосновании никаким Абсолютом.
Тема 4. Теория познания (гносеология)
Вопрос 1. Предмет и задачи гносеологии. Понятие знания. Ценностные характеристики знания. И. Кант о соотношении знания, мнения и веры. Знание и познание. Структура познавательного акта: субъект – объект – интенция (Лосский Н.О.Интуитивизм). Две точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.
Предмет и задачи гносеологии:
Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются. В ней исследуют такие проблемы как, природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, достоверность знания, формы и уровни познания, а так же ряд других проблем.
Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Эта структура выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Основные уровни научного познания:
- эмпирический (представляет собой фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; а так же результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях );
- теоретический уровень (его составляют основанные на фактах проблемы и научные предположения /гипотезы/, основанные на них законы, принципы и теории);
- метатеоретический (представлен философскими установками, социокультурными основаниями научного исследования, а так же методами, идеалами, нормами, эталонами, регулятивами, императивами научного познания, стилем мышления исследователя и т.д.).
Понятие знания, его гносеологические и ценностные характеристики. И. Кант о соотношении знания, мнения и веры (по работе И.Канта «Критика чистого разума»):
Знание — результат процесса познавательной деятельности. Обычно под знанием подразумевают только тот результат познания, который обладает непреходящей истинностью, может быть логически или фактически обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку. То есть, говоря о знании, мы чаще всего имеем в виду истинное знание. Истинное знание — это верное отражение действительности в мышлении человека или, в общем, то есть идея, или описание, или сообщение о том, что есть на самом деле