Вопрос 3. Сократовский метод исследования человеческой мудрости (по работе Платона «Апология Сократа»).
«Сократический» метод – это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества.
Сократовский метод заключается в обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики», под которой в древности понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. Тогда некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины.
Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на звание мудреца, оно по его мнению, приличествует Богу. Если человек самодовольно полагает, что на всё он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным лабиринтам мысли.
« Я знаю, что ничего не знаю». Это излюбленное выражение Сократа. «Я ничего не знаю»-это значит, что как далеко я не продвинулся в одиссеях мысли, я не успокоюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины».
Основные составные части сократовского метода: «ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию. Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская «ирония».
Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Поэтому продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» - «повивальное искусство» (искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.).
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.
«Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если «индукция» - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то «определение» - это установление родов и видов, их соотношения, «соподчинения».
Вопрос 4. Специфика философского мышления: понятие фундаментального философского настроения, философия и философствование. Предельное (метафизическое) вопрошание и предельное противоречие (антиномия).
Философское мышление – это высший теоретический уровень отображения реальности в сознании человека. Важнейшими задачами философского мышления является поиск целого, общего, универсального порядка, красоты, гармонии, истины.
Немецкий философ М. Хайдеггер показал, что подлинная философия всегда осуществляется в неком настроении, которое он назвал фундаментальным философским настроением. «Природное философствование» и есть захваченность определенным философским настроением. Сам Хайдеггер говорил о двух видах такого настроения: ностальгии (тоске) и ужасе. Уже сама любовь к мудрости есть фундаментальное настроение, выражающее захваченность человека исканием истины.
Философствование — это личностная жизненная почва философии. Оно вырастает из фундаментального философского настроения. Каждый человек испытывает потребность в философствовании в той мере, в какой он захвачен философским настроением удивления, тоски, ужаса, любви, восхищения, благоговения и т.п.
Главное отличие философии от философствования состоит в том, что философия преображает случайное философское настроение в систематическое и методическое размышление.
Философствование как осознание и осмысление субъективного настроения заканчивается постановкой неких общих вопросов типа «Зачем я живу?», «Бессмертна ли душа?», «В чем причина зла?» и т.п. Философия же начинается с постановки этих вопросов, выраженных в явной или неявной форме, и пытается систематически исследовать их путем логического рассуждения. Суть этих вопросов в том, что они захватывают и вовлекают(«ставят под вопрос») и самого вопрошающего, что они не могут быть решены на основании опытных данных и что в силу этого на них нельзя дать однозначный, завершенный ответ. Такие вопросы можно назвать предельными, а способность разума задаваться такими вопросами- предельным, метафизическими вопрошанием.
Пытаясь ответить на эти вопросы философский разум неизбежно впадает в антиномии (от греч. противоречие в законе), т.е. в утверждении двух противоположных определений одного и того же предмета.
Открытие антиномичной природы философского разума принадлежит И. Канту.
Антиномия конечности и бесконечности: тезис – мир ограничен в пространстве и имеет начало, и конец во времени; антитезис – мир безграничен в пространстве и не имеет начала и конца во времени. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины.