Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
Человеческое общество на протяжении своего развития нуждалось в способах передачи опыта и знания от поколения к поколению.
Трансляция научных знаний органично входит в проблематику институционализации науки, как формы духовной деятельности. Передача опыта и знаний- совершенно необходимый атрибут научной деятельности. Способы передачи (трансляции) знаний отличаются значительным многообразием. В литературе названы синхронный и диахронный способы передачи знаний. Первый указывает на оперативное адресное общение, на возможность согласования деятельности индивидов в процессе их совместного существования и взаимодействия. Это то, что мы называем коммуникацией. Второй способ, диахронный, предполагает передачу наличной суммы информации, суммы знаний (и обстоятельств их получения) от поколения к поколению. Это то, что называется трансляцией. Различие между коммуникацией и трансляцией достаточно существенно. Основной режим коммуникации- отрицательная обратная связь, т. е. коррекция программ, известных двум сторонам общения. А основной режим трансляции-передача программ, известных одной стороне общения, но неизвестных другой. Конечно, в обоих типах общения используется язык как основная знаковая реальность.
Язык- это специфическое средство хранения, передачи информации, а также средство управления человеческим поведением. Люди вынуждены использовать внебиологические средства воспроизведения своей общественной природы в смене поколений. Знаки есть своеобразная наследственная сущность внебиологического кодирования, обеспечивающая трансляцию всего того, что необходимо обществу, но не может быть передана по биокоду. Язык выступает в роли социального гена. В языке, как общественном явлении, задаются и отражаются требования социальности. Язык- это непосредственная реальность мысли. Но языки разные. Есть вербальный язык- язык слова. Уже в древние времена, в древнеегипетской цивилизации, были известны способы вербальной передачи информации.
Письменностьявляется очень распространенным и весьма значимым способом трансляции знаний, особенно научных - фиксация. Это форма фиксации выражаемого в языке содержания мысли. Письменность связывает прошлое, настоящее и будущее развития человечества. На ранних этапах развития общества письменность закреплялась за определенными социальными категориями (жрецы, писцы). Вообще появление письма- свидетельство перехода от варварства к цивилизации. Признается два рода, типа письменности: фонологизм и иероглифика; они сопровождают, обслуживают культуры разного типа.
Большую роль в общении ученых играли долгое время письмакак средство обмена информацией и коммуникации. Был даже особый научный стиль – в форме научного письма.
Революционизирующую роль сыграло тиражирование книг. Книгопечатание в 15 в.(И. Гуттенберг на западе и И. Федоров в России).
С восемнадцатого века устанавливается бинарная диспозиция знаков. Она определяется связью означающего с означаемым. Но здесь проблема: как знак может быть связан с тем, что он означает? Здесь опять возникает вопрос о типе рациональности. Современная (постнеклассическая) наука указывает на анализ смысла и значения. Устный язык признается как наиболее близкий к означаемому. Слово, голос ближе к разуму, чем письмо.
Для трансляции научного знания к языку предъявляются особые требования: нейтральность (независимость), отшлифованность, строгость, точность отражения объекта, лишение индивидуальности. Такая установка стала основным программным требованием анализа языка науки Венского кружка (Л. Ватгенштейн, М. Шпик). И все-таки, сколько и как ни нейтрализует язык, все же он останется в плену менталитета, определенной субъективности. Язык- это вместилище традиций, привычек, суеверий, "темного духа" народа. Как утверждал Витгенштейн: "границы моего языка- есть граница моего мира". "Языковая картина" есть отражение мира естественного и мира искусственного.
Таким образом, исторически существует несколько способов трансляции научных знаний:
-Вербальное общение
-Письменная коммуникация (новое время)
-Тиражирование книг как средство массового образования
-статьи в научных журналах и результаты исследований ученых.
-Научные конференции
-Современные информационные технологии.
После возникновения книгопечатания зарождается научная периодика. Первые журналы появились в 17, как печатная продукция академий и вместе с ними появляется жанр научной статьи, происходит оформление научного стиля. Образом служили научные работы Ньютона, где предлагалось систематическое изложение материала, использовалась терминология и язык математики. Начиная с 16 века, появляется техническая литература: «О горном и металлургическом искусстве» .А в 18 веке появляется первый технический учебник во Франции (описание устройств). Начиная с 17 века появляется научная переписка. Первоначально она осуществлялась на латыни, затем была переведена на национальные языки. Начиная с 19 века оформился следующий порядок научной книжной коммуникации: Статья. Реферативные обзоры статей. Монографии. Учебник.
Сегодня распространенной формой явл. Научные конференции - форма организации научной деятельности, при которой исследователи представляют и обсуждают свои работы. Обычно заранее (в информационном письме либо стендовом объявлении) сообщается о теме, времени и месте проведения конференции. Затем начинается сбор тезисов докладов и иногда организационных взносов. По своему статусу научная конференция занимает промежуточное положение между научным семинаром и конгрессом.
Современные информационные технологии. В современный период информационные технологии оказывают существенное влияние на все виды деятельности, в том числе и на трансляцию научного знания. Они преобразовывают знания в информационный ресурс общества. Теперь эти технологии, а не книги обеспечивают хранение, обработку и трансляцию информации. Началом электронной эпохи считаются 60-е гг. XIX в. Преимуществами информационных технологий следует считать огромный объем информации и большую скорость ее трансляции и обработки.
Возникла система дистантного обучения, предполагающая обучение при помощи компьютерных заданий в мировой сети Интернет. Новая реальность предлагает человеку виртуальные способы взаимодействия: интернет-конференции, вебинары.