Относится ли к духовной сфере?

В разные исторические периоды науке предписывались различные социальные роли. В античности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в Средневековье — в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения. Просвещение считало ее целью образование граждан; позитивисты – обеспечение средств деятельности, создание технологий, производственных и социальных.

Однако четкое определение специфических черт науки в форме признаков и определений оказывается довольно сложной задачей. Научное познаниев конечном счете, необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов преобразования объекта, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее компонентами.

Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера. От этих факторов зависит социальный статус науки.

Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI—XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. Само существование науки в качестве социального института говорило о том, что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о ее претензиях на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов.

Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. В этом качестве она включает в себя следующие компоненты:

совокупность знаний и их носителей;

наличие специфических познавательных целей и задач;

выполнение определенных функций;

наличие специфических средств познания и учреждений;

выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

существование определенных санкций.

XX век принес новые перемены в институциональном статусе науки. В эту эпоху возникает так называемая Большая наука. Резко возрастает число занятых в науке профессиональных исследователей. К началу XIX столетия в мире насчитывалось около 1 тыс. ученых, к началу XX в. их численность составляла уже 100 тыс., а к концу XX столетия – 5 млн. После Второй мировой войны удвоение числа людей, занятых в науке, происходило в Европе за 15 лет, в США – за 10 лет, в СССР – за 7 лет.

Статус науки в обществе можно рассматривать двояким способом: А) статус науки как социального института в обществе и Б) статус ученых в обществе.

Исторически статус науки как явления в обществе изменялся: от использования в чисто практических целях (Древний мир) до ценного фактора производства и решения глобальных проблем (21 в.).

Сегодня положение науки в обществе является двойственным:

С одной стороны, научное сообщество — относительно автономная социальная группа, попасть в которую невозможно без соответствующего отбора на основании образовательных и корпоративно-профессиональных критериев.

С другой - деятельность ученых открыта для внешних социальных влияний и социального контроля.

Если сами ученые считают своей главнейшей целью решение познавательных задач, то общество рассматривает науку с внешней стороны, т.е. с позиций социальных следствий и эффектов, которые приносит рост научного знания.

Проблема легитимации (оправданности, обоснованности) науки. Между двумя крайностями — утратой легитимности и утратой внутренней свободы — и приходится балансировать современной науке и ученым.

Важное следствие социальной зависимости науки — это опасность потери наукой ее внутренней свободы. Проявлениями этой опасности являются соблазны коммерциализации и формализации, политизации, бюрократизации, идеологизации науки, а также нежелании общества и власти финансировать далеко идущие долгосрочные и дорогостоящие исследования, расширять материально-техническую базу науки и увеличивать быстро растущий штат ученых.

Наукометрика способствует этому (индекс Хирша, гранты и т.п.)

Внешняя зависимость науки от других социальных сфер имеет своей обратной стороной опасность утраты внутренней свободы ученого. Задача общества – подстроить науку под потребности общества, что ведет к игнорированию самоценности науки.

Проявления свободы: 1) предоставление свободы научных исследований для всех членов сообщества ученых (т.е. право на свободный выбор направления исследований и финансовое, материально-техническое, информационное обеспечение);2) свободное формирование элитарных научных структур, открытое для начинающих ученых;3)свободу публикаций и преподавания (т.е. выполнение профессиональных обязанностей вне зависимости от административных регламентации);4)самоуправление вузов и академических учреждений, максимально защищенное от внешнего административного давления;5) Соблюдение кодекса научной этики.

Проблемы и трудности: а)стратифицированность научного сообщества; б) вовлеченность науки во вненаучные интересы; в) существование необозримой массы каналов давления на науку; г) требование быстрой практической пользы; д) чрезмерная загруженность и заформализованность деятельности ученого.


Наши рекомендации