Теория, ее структура и функции.
Каждый новый цикл научного познания начинается с обнаружения трудности – противоречия, пробела в знаниях и т.п. Трудность, сформулированная в виде вопроса, представляет собой проблему. В качестве одного из вариантов решения проблемы возникает гипотеза. Обоснованная гипотеза превращается в научную теорию или в новую часть уже существовавшей ранее теории. Здесь сразу бросается в глаза принципиальное гносеологическое различие между гипотезой и теорией. Гипотеза – вероятностна, а теория - достоверна.
Сам термин «теория» в литературе употребляется в двух смыслах. Под теорией имеют в виду совокупность идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления, в более специальном смысле теория есть высшая, самая развитая форма организации научного знания.
Если от гипотезы, как уже отмечалось, теория отличается своей достоверностью, то от других видов достоверного знания (от научных фактов) теория отличается своей строгой логической организацией и своим объективным содержанием - отражением сущностиявлений, общих законов их функционирования и развития. Поэтому только теория дает возможность понять объект познания в его внутренней связи и целостности как систему. Благодаря этому теория выполняет не только функцию объяснения, но и не менее важную функцию научного пред видения.
Какова логическая структура теории как системы знания, ее основные элементы?
Прежде всего в теории представлена совокупность основных понятий,категорий, отражающих объект исследования. Например, в геометрии такими понятиями являются «точка», «прямая», «плоскость», «угол», «треугольник», «конгруэнтность» и т.д.; в биологии — «жизнь», «обмен веществ», «размножение», «вид», «род», «филогенез», «онтогенез» и т.д. При помощи этих понятий в теории выражена определенная совокупность основных утверждений,в которых фиксируются законы взаимодействия элементов, сторон и связей объекта. Среди этих утверждений выделяют наиболее общие, «фундаментальные», которые при логическом построении данной теории рассматриваются в качестве исходных (принципы, постулаты, аксиомы). Все остальные утверждения теории выводятся или доказываются, исходя из этих основных и первичных посылок.
Понятия и утверждения, образующие содержание теории, расположены не в произвольном порядке (не в алфавитном, например, порядке, как в энциклопедическом словаре), а представляет собой логически стройную, последовательную систему, в результате чего из одних утверждений с помощью законов и правил логики можно получить другие утверждения. Логичность сформировавшейся теории в целом, конечно, не отменяет наличия в ней диалектических противоречий, связанных с присутствием такого фактического материала и даже некоторых утверждений, которые не полностью укладываются в логическую схему теории. Это несоответствие как раз и дает импульс к ее дальнейшему развитию.
Проблема соотношения старой и новой теории довольно успешно разрешается «принципом соответствия», подмеченным еще Н.И.Лобачевским и утвержденным в науковедении Нильсом Бором. Этот принцип гласит, что старая теория при возникновении и утверждении новой не отбрасывается начисто, а сохраняется в ней в статусе частного случая.
Теория – это целостная концептуальная символическая система (т.е. она основывается на некоторых концептуальных представлениях и выражена в символической форме, в виде символов). В этой системе определены (заданы) отношения так, что эта символическая система может быть отображением некоторого круга явлений природы, или, как иногда говорят, некоторого фрагмента или аспекта материального мира.
Или иначе, теория есть идеальная модель некоторого фрагмента мира. Идеальная – это значит, что она существует не в предметах, а в символах, в человеческом сознании. Теория есть идеализированная модель. Это значит, что любая теория отвлекается от тех сторон реальности, которые для данного круга явлений являются (или, по крайней мере, предполагаются) неизвестными.
Т.о., Теория включает в себя:
Базисные понятия
· Эмпирические предпосылки – основные факты, данные и результаты их простейшей логико-математической обработки (имеют место в опытных науках);
· Принципы – положения, лежащие в основе теории, принимаемые как постулаты (без доказательства) и проверяемые только эффективностью знания в целом (в математике это аксиомы);
· Логический аппарат теории, то есть правила:
- Введения – правила введения новых понятий в теорию (конструирование из существующих, на основе эмпирических наблюдений)
- Интерпретации – теоретические термины сами по себе физического смысла не имеют, даже если они представлены словами, знакомыми из обыденного опыта, термины обретают смысл через интерпретацию. Интерпретация – особая логическая операция, с помощью которой осуществляется перевод математических символов и формальных теоретических понятий на язык содержательного знания.
- Вывода (доказательства) – логический аппарат, синтаксис связывания одних высказываний с другими (индукция, дедукция)
2. Выводные знания:
· Законы, причины
· Аппликации (приложения)
Структура теории:
Первый класс структурных элементов теории – это теоретические объекты, т.е. основные понятия, на которых строится теория, выраженные в символах.
Так, в классической механике теоретическими объектами являются пространство, время, движение, скорость, ускорение, масса, импульс, сила, работа, энергия - кинетическая и потенциальная и пр.
Вторым структурным компонентом теории является ее аппарат, т.е. способ оперирования теоретическими объектами.
Следующим структурным компонентом теорииявляются связи между теоретическими объектами, устанавливаемые при помощи математического аппарата.
Еще один компонент- правила интерпретации -правила, при помощи которых мы ставим в соответствие теоретическим объектам и следствиям из теории элементы реальности, эмпирические данные. Очень часто эти правила интерпретации мы называем также физическим смыслом. Правила интерпретации необходимы, чтобы теория имела эмпирическое содержание.
Кроме этих фундаментальных структурных компонентов, в теории присутствуют и некоторые дополнительные. Они не столь существенны и не являются структурообразующими, но об их присутствии не мешает помнить.
Во-первых, это различные упрощения, имеющие место практически во всех теориях. Так, в механике таким упрощением является представление о материальных точках, не имеющих размера. Обычно, эти упрощения носят характер ``предположений малости". Но, в принципе, возможны и другие упрощения.
Второй тип дополнительных компонентов - это специальные гипотезы о механизме того или иного конкретного механизма явления, не вытекающие из общего содержания теории. При этом очень важно, чтобы они не противоречили этому общему содержанию. Будучи достаточно хорошо развитыми, эти дополнительные предположения входят в структуру частных подтеорий в рамках общей теории. Примером такой ситуации является теория диэлектриков в рамках общей теории электрических явлений и физики твердого тела.
Оба эти типа дополнительных компонент весьма важны для методологического анализа конкретной частной теории, но в общем понимании они все же играют второстепенную роль.
Теории разделяются по форме на:
формальные- их базисные понятия имеют конвенциональное происхождение; для таких теорий характерна логическая замкнутость - их базисная и выводная части подкрепляют одна другую, даже возможно взаимное обращение этих частей (подобное исследование было успешно проведено для теории относительности); обоснование формальной теории можно провести только выйдя за ее рамки - например, в более общей теории; к формальным теориям относится математика;
содержательные- базисные понятия имеют эмпирическое происхождение; характерна меньшая логическая замкнутость; увеличивается степень вероятностного знания; часто вводятся новые понятия; к содержательным теориям относятся физика, химия.
Различают три вида теорий по методологии:
1) аксиоматические,
2) генетические,
3) гипотетико-дедуктивные.
Рассмотрим основные функции теории:
1. Синтетическая— объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
2. Объяснительная— выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, его происхождения и развития, и т. п.
3. Методологическая— на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
4. Прогностическая (предсказательная) — функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений и выявлении закономерностей делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д. (Менделеев) Выявление тенденций. Предсказание о будущем состоянии явлений называют научным предвидением.
5. Практическая функция - быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
В качестве дополнительных функций:
Мировоззренческая функция теории. В ней проявляется способность выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную, устойчивую систему взглядов о мире и закономерностей его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека.
Систематизирующая функция теории. Стремление к достижению единства научного знания, при котором максимальное число фактов можно было бы получить из минимального числа основных понятий и принципов, было и остается одним из важнейших в систематизации результатов научного познания. Уже помощью эмпирических законов становится возможным упорядочить значительное число экспериментально установленных фактов. Теория делает новый шаг в этом направлении: она объединяет и обобщает разные эмпирические законы и гипотезы. Такая систематизация формально сводится к тому, что известные эмпирические законы, так же как и многие новые законы, выводятся в качестве логических следствий из более общих теоретических законов, принципов и допущений.
Эвристическая функция теории – возможность выдвигать новые теории.