Мировоззренческие основы экономических исследований.

2я пол. ХХ в. - обсуждение проблем оснований и предпосылок научного познания позволило расширить проблематику структуры научного знания - метатеоретические основания науки, которые носят неявный характер. Полани – концепция неявного предпосылочного знания.

В качестве оснований науки - различные формы аксиологических и мировоззренческих структур.

ФУНКЦИИ – 1) задают стратегические ориентации научному познанию,

2) во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи.

БАЗОВЫЕ ФОРМЫ метатеоретических оснований науки:

· мировоззрение

· философские принципы, парадигмы и категории;

· общенаучные методологические регулятивы,

· научную картину мира,

· различные модели развития науки,

· стиль научного мышления и др.

Мировоззренческая функция философии считается одной из важ­нейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой на теоретическом уровне целостную, устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлени­ях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержа­ния жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека-ученого играют представления о принципах, которые опреде­ляют его отношение к миру, обществу и самому себе. Особое значение мировоззренческие установки ученого имеют в исследовании социально-гуманитарных процессов. Это наглядно можно проследить на примере экономики.

Философские проблемы экономики в настоящее время приобретают особую актуальность, т.к. в современном мире происходят глобальные перемены в области мировой экономики, геополитики и социально-духовной жизни людей.

Экономическая сфера- это сложная многогранная система. Она входит в более широкую систему общества в целом. Экономика- это объективная реальность, с которой мы постоянно имеем дело в повседневности, это непременный атрибут нашего бытия. Как отмечал Гегель, именно экономика является фундаментом гражданского общества. Разные стороны экономической жизни изучаются многими науками. Среди них важное место занимают экономическая теория, экономическая психология, философия экономики.

Особенности социально-экономического познания:

1. Сложность объекта – многообразие и динамизм экономических явлений

2. Совпадение объекта и субъекта в познании (возможна ли объективность?)

3. Влияние личностного субъективного фактора в познании (опыта и т.д.)

4. Ситуативность экон. познания

5. Ограниченность эксперимента как метода

Мировоззренческие факторы исследователя, т.о., играют не последнюю роль в изучении эк. Процессов. На формирование мировоззренческих основ мышления ученого определяющим образом влияет философия.

Философия экономики нацелена на осмысление основ экономического бытия, опираясь на философские категории и принципы, она выявляет сущностные аспекты экономических явлений и процессов.

Философия экономики - область знания, оказавшаяся в современном мире в сложном положении. Став прагматичной, технологичной - в соответствии с духом времени -экономическая наука претендует на статус точной дисциплины, таковой, по сути, не являясь. Происходит заметное сужение ее предметного поля, в то время, когда, наоборот, в современный переломный момент истории необходим более широкий гуманитарный взгляд на экономику как на феномен культуры. Сегодня требуется обсуждение экономических проблем общества в интенсивном взаимодействии с философскими и культурологическими подходами.

Философский угол зрения предполагает выявление сущности поведения и деятельности человека в экономической сфере.

Активизация научных усилий в трактовке и решении экономических вопросов особенно заметна в рамках социальной философии. Философия экономики занимается исследованием общих глубинных процессов в экономике, этот анализ осуществляется на основе достижений философии.

Во-первых, речь идет о философской гносеологической трактовке экономических знаний- это стремление выявить и описать фактически сложившиеся структуры экономического знания и их адекватность объективным реалиям.

Во-вторых, философия выступает как методологическая база для рассмотрения экономических проблем. Принципиальное значение здесь приобретает знание законов и категорий диалектики, а также использование форм и методов познания, разрабатываемых современной философией.

В-третьих, речь идет о философской мировоззренческой трактовке экономических знаний- это стремление выявить и описать фактически сложившиеся структуры экономического знания и их адекватность ценностным установкам конкретно-исторического времени.

Данные методы, будучи применимы в комплексе с другими методами, способны помогать экономистам в решении сложных теоретических и фундаментальных проблем. Нет ни одной экономической теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений о причинности, пространстве, времени и др. Без мировоззренческих понятий и принципов невозможен прогресс экономической науки.

Однако философская методология экономических исследований ограничивается не только диалектико-материалистическими подходами, ей также присущи методологические идеи, ценностно-культурная ориентация (М. Вебер), этические аспекты.

В экономической науке действуют стратегии двух исследовательских программ – натуралистической и антинатуралистической. Уже в самом построении экономической теории или экономической математической модели следует учитывать, что экономика имеет дело с явлениями повседневного опыта. Это должно расширить ее эмпирическую базу. Далее идет этап теоретического исследования, где появляются известные из обыденного опыта зависимости, понятия. И только после этого начинается более сложный этап – доказательство возможности применения этой теории для прогнозирования реальных процессов в экономике и ее приложениях.

В основных противостоящих друг другу подходах – стихийной или регулируемой экономики – можно найти ориентации как на натурализм, так и на культурцентризм. Вполне очевидно, что концепция стихийной экономической деятельности создает больше предпосылок для обоснования естественного характера экономического процесса и применения к его анализу позитивистских подходов, а также математических моделей и методов. Можно отметить влияние Г. Спенсера на В. Парето, предложившего идею экономического равновесия. Идея экономического равновесия была поддержана рядом других исследователей, обратившихся к анализу экономических циклов. Это создало возможности для математического моделирования в экономике (П. Самуэльсон, В. Леонтьев).

Наряду с этими концепциями среди теорий неуправляемой экономики получил распространение маржинализм, исходящий из субъективной теории ценностей и психологизма. Маржиналисты (Ф. Визер, Е. Бем-Беверк и др.) заменили трудовую теорию стоимости классической буржуазной политической экономии, с их точки зрения не отвечающую наиболее оптимальным режимам работы экономической системы, теорией предельной полезности и производительности, призванной рационализировать субъективные устремления торговых партнеров и любых других агентов экономических отношений. Они предполагали, что предприниматель стремится максимально увеличить свой доход, а покупатель – приобрести максимально полезную вещь. Эти мотивы агентов экономических отношений представлялись маржиналистам столь очевидными, что их выявление не требовало какого бы то ни было анализа. Поэтому в этих субъективистских концепциях метод понимания в сколько-нибудь разработанном виде не используется.

Ввиду абстрактного в своей сущности толкования интересов индивидов, как всегда, неизменных, маржиналисты остаются в рамках натуралистической исследовательской программы. Поскольку человеческий фактор всегда, так или иначе, учитывается обществознанием, к культурцентристским следует отнести те экономические концепции, которые исходят из исторически и психологически изменчивого характера участия субъекта в рассматриваемом процессе. В этом случае возникает необходимость понимания мотивов, выявления исторического контекста деятельности.

Однако названное условие отнесения концепций к культуроцентристским является необходимым, но недостаточным. Так, в теориях, допускающих вмешательство государства в экономику, роль человека по самой сути названных концепций представлена в большей мере. Но и здесь встречаются натуралистические тенденции. Например, Дж. Кейнс ищет объяснение неравномерности экономического процесса в изменчивости психологических мотивов предпринимателя и покупателя. И все же при всей этой изменчивости он находит «основной психологический закон»: люди увеличивают свое потребление с ростом дохода, но не прямо пропорционально его росту. Поэтому спрос зависит не столько от платежеспособности, сколько от психологической склонности к потреблению и сбережению, соотношение которых является переменной величиной. Экономическая концепция Кейнса направлена на устранение этой переменчивости посредством мер государственно-монополистического регулирования (налоговой, инфляционной политики, субсидирования предпринимателей из госбюджета и др.). В ходе государственного вмешательства экономика претерпевает своего рода натурализацию посредством поддержания должных количественных соотношений постоянного набора факторов, влияющих на воспроизводство.

Наряду с этой натуралистической, хотя и искусственно сконструированной, экономической моделью в теориях государственно регулируемой капиталистической экономики имеются (и преобладают) культурцентристскиеподходы, берущие свое начало в исторической школе М. Вебера, В. Зомбарта, Г. Шмоллера.

Г. Шмоллер поставил себе задачу провести анализ меняющихся способов деятельности агентов экономических отношений с учетом совокупности психологических, географических, экономических и прочих факторов. Внеэкономические аспекты экономической деятельности были главным предметом его интересов. Экономические изменения рассматривались им как следствия изменений тех содержаний душевной жизни, которые человек проявляет в экономике.

В. Зомбарт отрицал экономические законы и ставил характер экономической деятельности и институтов в зависимость от места и времени. Исследуя культурные парадигмы экономики, он пытался обнаружить мотивы экономической деятельности в любом обществе, трактуя капитализм как универсальное явление. Экономическая система, по Зомбарту, является воплощением хозяйственного духа, обладающего культурно-созидательной ролью. Поэтому экономическая деятельность должна быть не просто изучена, а понята.

М. Вебер в своей более рационалистической теории хозяйства стремился к превращению политической экономии в строгую науку, способную вместе с тем понимать. Его «идеальный тип» превращается в метод обнаружения уникальных аспектов, присущих конкретной исторической ситуации. Вводя «актуальное понимание», Вебер действительно делает шаг к распространению этого метода на естественные науки, что в полной мере могло быть продолжено при приложении культурцентристской исследовательской программы к естествознанию. В экономике Вебера интересуют институциональные аспекты экономической деятельности, связь религии, социологии и экономики. В основе развития капитализма, по мнению ученого, лежит развитие «духа капитализма», на который оказывают влияние религиозные идеи.

Следует отметить, что основой любых экономических исследований и экономики является производительность труда, как показатель эффективности использования ресурсов труда (трудового фактора), измеряемый либо количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное, фиксированное время (час, день, месяц, год);- либо количеством времени, затрачиваемым на производство единицы товарной продукции. В связи с этим можно выделить различные мировоззренческие направления:

Либерализм

Это направление с начала возникновения заявило о себе как проявление буржуазной общественной мысли. Идеи либерализма были обоснованы в XVII—XVIII вв. английским философом Дж. Локком и английским экономистом А. Смитом. Большой вклад в разработку теории либерализма внесли выдающиеся русские мыслители, специалисты в области философии, истории, политологии и права Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов. Представители либерализма, осмысливая общество, его экономическую, политическую и духовную жизнь, деятельность его правовых институтов (речь идет в то же время о главных методологических подходах к исследованию общественных явлений, в том числе экономических, политических и др.), использовали определенные критерии, главным из которых была (и есть) идея свободы человека1 — в первую очередь свобода выражения каждым индивидом своих взглядов и интересов, а также свобода его деятельности и связанные с ней другие гражданские свободы. Предметом исследования становятся состояние общества с точки зрения наличия или отсутствия в нем тех или иных экономических, политических и гражданских свобод и нахождение путей их наиболее полной реализации.

В связи с этим теоретиками либерализма решаются следующие проблемы:

• свобода личности в обществе и ее личная ответственность за свои поступки и результаты своей деятельности;

• роль частной собственности как экономической основы свободы личности и функционирования экономики;

• условия, обеспечивающие свободное предпринимательство и свободные рыночные отношения.

Со времени А. Смита либералы традиционно отводили государству роль «ночного сторожа», охраняющего собственность граждан, их права, порядок в стране и защищающего ее от внешних посягательств

Монетаристская теория.

Она была создана представителями так называемой чикагской школы, возглавляемой видным современным экономистом Милтоном Фридменом. Данная теория теоретически и методологически базируется на идее свободного рынка и невмешательства государства в развитие экономики. В то же время М. Фридмен и его последователи обосновывают идею о первостепенной роли денежного обращения и главным образом денежно-кредитных операций в функционировании рыночной экономики. Об этом более подробно будет рассказано далее. Отметим только, что теория монетаризма, исходящая из представлений о самоорганизации и саморегулировании экономических процессов и вносящая свой вклад в их исследование, доказывает актуальность основополагающих идей либерализма при изучении современных экономических явлений и процессов.

Консерватизм

Данное направление общественной мысли формировалось как реакция на либеральную теорию и идеологию. Его предшественники — английские мыслители Э. Берк и Т. Карлейль, а также французские мыслители Ж. де Местр и Л. де Бональд — противопоставили идеям буржуазного индивидуализма идеи сохранения и развития общества как тотального, т.е. целостного образования. Эти же идеи обосновывали и представители русского консерватизма К.Н. Леонтьев и К.П. Победоносцев и др. В решении проблем взаимодействия общества и личности, что трактовалось ими как взаимодействие целого и части, они отдавали предпочтение обществу как целостному организму, в котором каждый человек должен иметь необходимые условия для своего существования и развития. В то же время указывалось, что сами индивиды несут обязанности перед обществом, направленные на его сохранение и укрепление на общую пользу.

Любые общественные явления (духовные, политические, экономические и др.) рассматривались ими в соотношении с обществом как целостным социально-природным организмом. По их мнению, свободу личности, ее предпринимательской деятельности, равно как и свободу слова и другие гражданские свободы, стоит поддерживать лишь в том случае, если они не наносят ущерб обществу, способствуют его эволюции и укрепляют его, поскольку названные свободы могут носить разрушительный характер, вести к необоснованной ломке традиционных социальных институтов, сформировавшихся в области политики, экономики, морали, религии.

Одним из наиболее значительных проявлений консерватизма в области экономических исследований XX в. признаются работы известного английского ученого Дж.М. Кейнса, который заявил о конце либеральной доктрины стихийного развития экономики, основанной на неограниченной свободе предпринимательства и конкуренции и отрицании какого-либо государственного вмешательства в экономику, в силу полной теоретической и практической несостоятельности этой доктрины.

Социал-демократическое направление

Теоретические истоки данного направления восходят отчасти к марксизму, отчасти к социал-реформизму, неокантианству и другим учениям. Вскоре после Октябрьской (1917) революции в России произошел окончательный разрыв социал-демократов с последовательными марксистами. Ныне это самостоятельное и широко распространенное в Европе направление в теории, идеологии и политике. Социал-демократы, давно отказавшись от идеи ликвидации частной собственности на средства производства, ныне выступают за сохранение в обществе государственной, кооперативной и частной собственности, т.е. за многоукладную экономику. Они все более склоняются к признанию преимуществ свободного рынка, хотя и не отрицают необходимости частичного воздействия государства на развитие экономики. Здесь они единодушны, с одной стороны, с современными консерваторами, а с другой — с современными либералами. Для них основной способ социальных преобразований — не революция, а реформы. Основная цель теоретических исследований современных социал-демократов — выявить и обосновать возможности построения общества демократического социализма.

Марксистское направление

Основоположниками данного направления являются, как известно, немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. Их видными единомышленниками, сыгравшими значительную роль в распространении и дальнейшем развитии марксизма, были А. Бебель (Германия), А. Лабриола (Италия), Г.В. Плеханов и В.И. Ленин (Россия), Мао Цзэдун (Китай) и др.

Исходным теоретическим и методологическим положением марксизма в исследовании происходящих в обществе экономических, политических и других процессов является рассмотрение самого общества как саморазвивающейся социальной системы. Каждая такая исторически сформировавшаяся система рассматривается как общественно-экономическая формация, которая, с одной стороны, предстает как определенный социальный организм, развивающийся на основе присущего ему способа производства, а с другой - как качественно своеобразный этап мирового исторического процесса. Характер и содержание общественных отношений в том или ином обществе в решающей степени определяют характер и содержание происходящих в нем социально-экономических и политических процессов, их социальную природу.

Ведущая роль в системе общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и др.) отводится экономическим отношениям, совокупность которых характеризуется как экономический базис общества, над которым возвышается политическая, юридическая и идеологическая надстройка, производная от экономического базиса. Как подчеркивали основоположники марксизма, это не умаляет значения политических или духовных явлений в жизни общества (напротив, их значение постоянно возрастает), однако показывает, что в конечном счете их характер и содержание определяются экономическим базисом общества.


Наши рекомендации