Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их связь с наукой.
В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства и дикости, существовало множество цивилизаций - конкретных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную историю. Об этом подробно свидетельствует так называемый цивилизационный подход в объяснении истории человечества. Например, известный философ и историк А.Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию.
В.С.Стёпин (д.ф.н., академик РАН, род. в 1934 г.) разработал концепцию типов цивилизационного развития («Основания науки и их социокультурная размерность»). Все цивилизации могут быть разделены на два больших класса соответственно типам цивилизационного прогресса - на традиционные (т/р) и техногенные (т/г) цивилизации.
К традиционным относятся Др. Индия и Китай, Др. Египет, гос-ва Востока эпохи средневековья и многие совр. гос-ва 3-го мира – ДРЕВНИЙ МИР. Техногенные общества часто обозначают понятием "западная цивилизация», но не ограничены ею (совр. Япония) – с XV-ХVII веков. Различия этих типов цивилизации носят радикальный и противоположный характер:
- По темпам развития
- По универсалиям культуры (генетический код цивилизации)
- По ценностным установкам
Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Лишь в XV-ХVII столетиях в европейском регионе сформировался особый тип развития, связанный с появлением т/г обществ, их последующей экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием т/р обществ. Некоторые из этих т/р обществ были поглощены т/г цивилизацией, пройдя через этапы модернизации, они превращались затем в типичные т/г общества. Другие, испытав на себе влияние западной технологии и культуры, тем не менее сохраняли многие т/р черты, превратившись в своего рода гибридные образования.
Различия т/р и т/г цивилизации носят радикальный характер.
Традиционные общества хар-ся замедленными темпами соц.изменений. Возникают инновации как в сфере пр-ва, так и в сфере регуляции соц. отношений, но прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и даже поколений. Виды деят-ти, их средства и цели могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов. В культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков. Инновационная деят-ть не воспринимается как высшая ценность, напротив, имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. Древняя Индия и Китай, Древний Египет, гос-ва мусульманского Востока эпохи средневековья и т.д. - все это т/р общества. Этот тип соц.организации сохранился и до наших дней: многие гос-ва 3-го мира сохраняют черты т/р общества, хотя их столкновение с современной западной (т/г) цив-ей рано или поздно приводит к радикальным трансформациям образа жизни.
Техногенная цивилизация, которую часто обозначают расплывчатым понятием "западная цивилизация", имея в виду регион ее возникновения, это особый тип соц.развития и особый тип цив-ии, определяющие признаки которой в известной степени противоположны характеристикам т/р обществ. Когда т/г цив-ия сформировалась в относительно зрелом виде, то темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Экстенсивное развитие истории здесь заменяется интенсивным; пространственное сущ-ие - временным. Резервы роста черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Самое главное, всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от т/р общества к т/г цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое. Далее, на одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказывается автономия личности, что т/р обществу вообще несвойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корп. связей. Если человек не включен в какую-нибудь корп., он не личность. В т/г цивилизации: человек может менять свои корп. связи, может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружается в разные соц. общности, а часто и в разные культурные традиции. Т/г цивилизация в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания. Поэтому в ее культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой в культуре т/г цив-ии на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени.
Т/г цив. - тип цивилизации, основанный на постоянном изменении природы и общества, использующий постоянно обновляющиеся научные достижения в производстве Þ развитие техники, технологии за счет генерации новых научных знаний и их внедрения в НТП. ЕЕ аспекты:
1) Преобразующая деятельность рассматривается здесь как главное предназначение человека. Деятельностно-активный идеал отношения человека к природе распространяется и на сферу соц.отношений, которые также начинают рассматриваться в качестве особых соц.объектов, которые может преобразовывать человек.
2) Понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. Надо только изобрести технологию, чтобы искусственно изменить природный процесс и поставить его на службу человеку, и тогда укрощенная природа будет удовлетворять человеческие потребности во все расширяющихся масштабах.
Особый статус научной рациональности в системе ценностей т/г цивилизации и особая значимость НТ взгляда на мир, определены тем, что научное познание мира является условием для его преобразования в расширяющихся масштабах. Поэтому в новоевропейской культуре и в последующем развитии т/г обществ наука воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия ее развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в соц. жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его возможности и границы.
Проблема этих возможностей в настоящее время ставится особенно остро. Все дело в том, что само развитие т/г цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине XX века в связи с возникновением глоб. кризисов и глоб. проблем.
Традиционалистская цивилизация | Техногенная цивилизация |
Человек подчинен судьбе, традиции, не проявляет инициативы, созерцает природу | Человек - деятельное сущ-во, которое противостоит природе, преобразует ее, подчиняет своей власти |
Деят-ть по традиции, по обычаю, отклонение от обычая – аномалия; приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков | Ценность преобразующей, творческой деятельности; |
Ценность прошлого, которому надо подражать | Движение к будущему, несущему новые завоевания и перемены |
Природа – живой организм, малой частицей которого является человек | Природа – неогранич. источник материалов и ресурсов человеческой деятельности |
Личность определена через ее включенность в строго определенные и часто от рождения заданные семейно-клановые, кастовые и сословные отношения; индивидуальность человека подавляется; свобода в самопреобразовании | Идеал свободной индивидуальности, которая может перемещаться между общностями, обладая равными правами с другими. Ценность индивидуальных свобод и прав человека |
Подавление инноваций, которые ограничивались традицией, медленный темп развития; консерватизм | Ценность инноваций и прогресса, высокий темп развития |
Религия и обычай – выше знания | Успех деятельности обусловлен знанием о законах объекта, ценность науки; научная рациональность влияет на все другие формы культуры |
Власть как непосредственное управление человеком | Ценность власти и силы как возможность управлять природными объектами (социальными в том числе) |
Статус науки:
• Некоторые из традиционных обществ были поглощены техногенной цивилизацией, пройдя через этапы модернизации. Другие, испытав на себе влияние западной технологии и культуры, тем не менее сохранили многие традиционные черты.
• В новоевропейской культуре наука воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса (сциентизм XXв.)à большое многообразие ее форм.
• Проблема возможностей науки в настоящее время ставится остро: само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которыеобнаружились во второй половине XX века в связи с возникновением глобальных кризисов и глобальных проблем.