Предмет философии науки, ее структура и функции
Становление философии науки обусловлено (сер.XXв.):
o изменениями в философии, появлении новых стратегий исследования
o потребностями науки в разработке ее философско-методологических оснований
(идей и принципов, обосновывающих нормы и идеалы науки, а также содержание научной картины мира)
Объект ФН -наука вообще, как целостное явление, как особая социальная реальность (накопление достаточного массива фактов, расширение научного пространства)
Предмет –общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте (Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники)
- Сущность, структура, методы и закономерности развития науки (Лебедев, МГУ)
Когда представитель философии науки имеет дело со специализированными текстами естествознания или обществознания, то объектом его изучения являются не физические поля, не элементарные частицы, не процессы развития организма, не исторические катаклизмы и т. д., а научное знание, способ производства этого знания, принципы его организации и функционирования, динамика, методы познавательной деятельности и т. д.
Наука изучает себя – обладает рефлексией, и изучается рядом наук:История и логика науки, социология знания и науки, науковедение и др.
СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ:
• Онтология науки
• Эпистемология (гносеология)
• Социология науки
• Праксиология науки
• Культурология науки
• Аксиология науки
• Антропология науки
• Этика науки
Только их синтез создает модель науки. Однако, проблема структуры философии науки до сих пор разработана неоднозначно.
Содержание разделов:
• онтология науки – учение об исторической миссии, основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки;
• гносеология науки – учение об особенностях и формах научной деятельности, её источниках, формах и границах;
• диалектика науки - применение достижений диалектики для объяснения развития науки и её противоречий может способствовать формированию более совершенных философских представлений о науке и ее структурных элементах. Осмысление генезиса и развития науки с точки зрения философии может идти по трем направлениям: а) исследование развития науки в целом как общественного явления; б) изучение развития взаимодействия естественных и общественных наук; в) анализ развития отдельных наук; г) выяснение особенностей развития частей отдельных наук.;
• методология науки - учение о принципах, уровнях и методах получения знаний;
• логика науки - учение о логических средствах научного познания;
• аксиология науки – учение о ценностных основах научного познания;
• социология науки - это учение об особенностях взаимоотношений социальных групп, участвующих в научной деятельности, о месте человека в науке;
• этика науки -анализ нравственных проблем науки . Значимость их исследования в философии науки объясняется не только тем, что мораль является важным регулятором поведения ученых, а здоровая моральная атмосфера - основой для продуктивного научного творчества. Освещение этических проблем науки имеет существенное значение еще и в связи с необходимостью выработки оснований(критериев) для осуществления адекватной моральной оценки открытий и возможных последствий их реализации.
• эстетика науки - призвана показать красоту научной мысли, значение эстетического в научном творчестве и в реализации добытых учеными знаний на практике;
• философские проблемы дидактики - наиболее важное значение здесь имеет анализ вопросов передачи, понимания и усвоения научного знания людьми. Анализ таких вопросов помогает выяснить, как можно сохранить научное знание и его коммуницирование от одних поколений к другим, а также содействует выяснению особенностей диалога между философскими школами, между наукой прошлого и настоящего.
• социально-философские проблемы наук - к их числу в первую очередь относятся проблемы взаимосвязи науки и общества. Анализируя эти проблемы, прежде всего целесообразно выявить и осветить те философские вопросы, которые касаются влияния развивающейся науки на общественную жизнь в целом. Представляет интерес для философии науки и совокупность вопросов, относящихся к взаимодействию науки и природной среды, науки и производства, науки и техники, науки и политики, науки и права, науки и морали, науки и искусства, науки и религии. Для специалиста в области экономики особое значение имеют вопросы взаимосвязи философии науки и экономической теории. Немалое значение для него могут иметь и философские проблемы истории развития экономической науки. Для естествоиспытателя важно показать значение развития естественных наук для решения общественных проблем.
Функции ФН:
Основная цель философии науки - описание опыта возникновения, развития, и функционирования науки, установление принципов взаимодействия всех ее элементов, раскрытие механизмов производства, распространения, передачи и использования знаний в практике
Говоря о назначении философии науки, целесообразно связать его с выполнением присущих ей функций – в соответствии со структурой философии науки.
1) выработка онтологических оснований науки-для этого необходимо опереться на систему онтологических представлений, содержащихся в структуре современного философского знания. философская онтология возможна как наука в рамках научной философии». При ее создании особую роль играют отвечающие духу современной науки сведения о материи, движении, пространстве и времени, картине мира, которые изменяются
2) формирование гносеологической базы научной деятельности-эта функция считается специалистами важнейшей. Реализация функции выработки гносеологических оснований науки предполагает со стороны специалистов в области философии науки всесторонний анализ сложного процесса научного познания.
3) разработка логических и методологических основ науки-, которые не производятся в рамках конкретных наук. Эта функция относится к числу основных функций философии науки.
Методологические основания науки, вырабатываемые философией, представляют собой систему требований (норм, принципов и идеалов), которые делятся на особые подсистемы, цель которых - регулироватъ разные направления научно-исследовательской деятельности: научное познание, установление достоверности его результатов и его соответствия критериям научности, апробацию научных знаний, оценку их дальнейшего использования на практике. совершенствуя методологические основания науки, философия науки борется за укрепление рациональных устоев познавательной деятельности.
4) выявление роли диалектики в научном познании и в развитии науки. Информация такого рода полезна ученым ввиду того, что она дает возможность представить науку и процессы познания как развивающиеся и преобразующиеся. Опора на диалектику, т. е. на знание ее принципов, законов и категорий, помогает ученым и организаторам науки составить правильные представления об истории и тенденциях развития науки. Однако использование сведений о диалектике полезно исследователям и в другом отношении. Они в состоянии помочь им понять природу и механизмы развития объекта познания и снабдить их требованиями, опосредующими процесс выработки знания.
5)анализ языка науки- при этом имеет очень важное значение семиотический анализ языка, который осуществляется в трех планах: а) синтаксическом, акцентирующем внимание на анализе правил образования и преобразования выражений языка, или их морфологии и синтаксиса; б) семантическом, при котором устанавливается смысл языковых выражений; в) прагматическом, при котором осмысливается процедура применения семиотической системы на практике1
6)анализ проблемы стилей научного мышления-в стиле научного мышления находят реализацию способы, регулятивные средства (нормы. принципы и идеалы), применяемые в научной деятельности. В условиях роста объемов научного знания, появления новых наук, а также дифференциации и интеграции наук возникает настоятельная потребность в философском осмыслении этих процессов.