Приоритетными направлениями инвестиций в экономике, основанной на знаниях, становятся человеческий потенциал, новые управленческие и маркетинговые технологии, информационные системы.

ЮНЕСКО выступает, скорее, за концепцию “общества знаний”, нежели за чисто технократическую концепцию “информационного общества”.

Укрепление общества знаний зависит от пр-ва новых знаний, их эффективной передачи через системы высшего образования и проф. обучения, а также с помощью ИКТ. При этом, отмечается в материалах ЮНЕСКО, сама наука является социальной конструкцией. То, как она влияет на общество, определяется им через гос. политику в области науки и технологий, а также через соц. и институциональные механизмы организации исследовательской работы.

Анализ работ западных исследователей позволяет выделить ряд тесно связанных между собой признаков «общества знания», к которым можно отнести следующие:

1. Фокусирование на информации и знаниях и их превращении в основной фактор развития в обществе.

2. Замещение труда знаниями (при доминирующей роли теоретических знаний и аккумулировании интеллектуального капитала в корпорациях и организациях).

3. Использование в корпорациях системы «управления знаниями» и превращение корпораций в самообучающуюся систему.

4. Движение к новой модели развития и использования человеческих ресурсов (инновационный процесс преобразования в технологиях и организации пр-ва и перестройка системы подготовки и переподготовки рабочей силы).

5. Интеллектуализация труда, связанная с пр-вом информационного продукта и информационных услуг.

6. Появление «нового класса», состоящего из интеллектуалов и технической интеллигенции.

7. Преодоление ограничений, накладываемых временем и пространством через использование сети Интернет для прохождения информационных потоков.

8. Приоритет теоретического знания как основы инноваций в науке и технологиях, его связь с человеческим капиталом.

9. Разработка типологий общественного устройства (постиндустриальное, информационное общество), зависимость от доминирующего типа наёмного труда.

10. Рост производительности труда, базирующегося на ИКТ и ИС, и формирование новых приоритетов личности и социума (переход от максимизации материального потребления к качеству жизни: гуманистическим, экологическим, т.е. немонетарным критериям бытия).

11. ИКТ как средство усиления гибкости всех процессов в обществе и конкурентоспособности корпораций.

12. Формирование нового типа экономической власти, когда наличие информации и знания означает обладание властью и влиянием.

В связи с понятием «общество знаний» в научных публикациях связывают понятие «экономика знаний» - экономика, основанная на новейших достижениях в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Данный термин подчеркивает всевозрастающее значение знаний как источника богатства.

Изначально богатство определялось собственностью на землю или природные ресурсы, затем его главным источником стал капитал. В результате индустриальной революции стала расти роль проф. навыков и технологий. С возникновением глобальных рынков ценность знаний и уникального опыта как базиса конкурентных преимуществ многократно увеличилась. Эффективность, основанная на масштабе пр-ва, уступила место инновациям и созданию знаний. Образование — фундаментальный фактор развития общества, основанного на знаниях.

В последние годы в м/н организациях и академических кругах утверждается мнение о том, что способность приобретать и использовать знания становится главным фактором конкурентоспособности страны. Именно эта способность будет все в большей мере определять границу между бедностью и процветанием.

По мнению экспертов ООН, экономика, основанная на знаниях, — это экономика, в которой знания создаются, распространяются и используются для обеспечения хоз. роста и м/н конкурентоспособности страны. При этом знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов.

Экономика стран ОЭСР уже в значительной мере основана на знаниях и ИТ. Это выражается в неуклонном увеличении роли высокотехнологичных отраслей и инвестиций в них, высококвалифицированного труда и росте за счет этого производительности труда.

Экономика, основанная на знаниях, получившая в последние годы широкое распространение в научной литературе, отражает признание того факта, что научные знания и специализированные уникальные навыки их носителей становятся ключевым фактором развития и обеспечения устойчивого экономического роста и формирования нового социального устройства.

Мировой опыт убедительно показывает, что для устойчивого развития необходимо развивать наукоемкий сектор экономики. В последнее десятилетие в США, Великобритании и Франции наблюдаются относительное сокращение доли военных исследований, ускоренный рост инвестиций в фундаментальную науку. В исследованиях и разработках частного сектора США основными приоритетами являются фармацевтика, электроника, программное обеспечение и связь. В европейских странах те сферы знаний и технологий, которые еще недавно считались стратегическими — авиация, энергетика, вооружения, уступили свои позиции информатике, медицине, биотехнологии, а также новым направлениям НИОКР на стыке традиционных отраслей. Новейшим приоритетом стали программы в области нанотехнологий.

Нередко экономика, основанная на знаниях, отождествляется с высокотехнологичными отраслями, ИКТ. Однако это не совсем верно. Главный эффект экономики, основанной на знаниях, заключается не столько в выпуске высокотехнологичной продукции, сколько в ее использовании во всех отраслях и сферах. В связи с этим резко возрастает значение систем высшего образования и профессионального обучения.

Другим аспектом изменения требований к образованию и профессиональной подготовке является сокращение жизненного цикла знаний и проф. навыков. Поэтому как никогда важными становятся непрерывность образования и регулярное повышение квалификации. Концепция “непрерывного обучения для всех”, разработанная ОЭСР в 1996 г., исходит из нового видения политики в сфере образования и профессиональной подготовки. Ожидается, что выпускники вузов будут периодически возвращаться в систему высшего образования для того, чтобы приобретать, применять, а также обновлять знания и навыки, необходимые в проф. деятельности.

ОЗ становится наиболее перспективной моделью социального и хозяйственного развития в современных условиях.


Наши рекомендации