Социальное и культурно-историческое время.
Социальное время -время существования, функционирования и развития общества и его социальных систем разного уровня: от семьи, малой группы до глобального социума. Социальное время - время, связанное с человеческой деятельностью. Количественная измеримость времени позволяет реализовать количественный подход в изучении деятельности.
Социальное время имеет три «модификации». Историческое время – это длительность существования человеческого общества или отдельных социальных систем. Структурное время социальной системы представляет собой временное выражение ее деятельностно-субъектной структуры, соотнесенное с «моментом» исторического времени. Системным является время социальной системы, взятое структурно и отнесенное ко всему ее историческому времени или к его определенному периоду.
Обычно социальное время рассматривается преимущественно в модификации «структурного времени», в ряде случаев с привлечением и «исторического времени», когда речь идет об изменениях основных подсистем: субъектной, релятивистской (отношений) и особенно деятельностной.
Техника счета позволяет фиксировать длительность времени. Осмысление длительности времени и мерности временных отрезков задает идею календаря как организующей соц. время системы исчисления циклически повторяющихся временных промежутков. (Идея была оценена в Ньютоном как пригодная для того, чтобы фиксировать "обыденное" или "неистинное время: как-то год, месяц, час" - в отличие от "истинного математического времени").
Мировой процесс в мифологической трактовке рассматривается как последовательная цепь сменяющих друг друга циклов: возникающий и оформляющийся Космос, пройдя круг, оказывается перед лицом мировой катастрофы, необходимо поддержание сложившегося миропорядка. => обряды, ритуалы, поддерживающие порядок.
В более поздних аграрных культурах создаются мифы об умирающем и воскресающем (Осирис в Древнем Египте) или временно отсутствующим (похищение Персефоны) боге, чье исчезновение как бы останавливает природные часы в ожидании начала нового цикла.
В античной философии рождается идея повторения последовательности временных циклов, что закладывает линейные представления о времени. Изобретение в Древней Греции водяных часов клепсидры - начало перехода ко времени городской цивилизации. Происходит осознание необратимости временного движения, => соц.вр. определяется как ценность: "самое драгоценное достояние - время" (Антифонт).
В рамках античности также было осуществлено разделение времени Космоса как порядка природы и социального "времени наших действий" (Диомед), что находит свое выражение в ведении летоисчисления не "от сотворения мира", а "от основания Рима".
Античная философия, остро поставившая проблему времени, решает ее как соотношение "вечного" и преходящих миров. Лишь в рамках аристотелевской концепции оформляется так называемый парадокс исчезновения времени (прошлого уже нет, ибо оно уже прошло; будущего еще нет, ибо оно не наступило; настоящее же есть не более чем грань между первым и вторым).
В христианской культуре линейная временная схема приобретает характер асимметрии: несопоставимые миг земного существования и бесконечность "жизни вечной".
Средневековая культура переживает соц. вр. как систему неравнозначных временных отрезков: сравнить вр.сотворения мира и вр.земной жизни Христа. Идея второго пришествия Мессии ориентрует европейское сознание в будущее (=>надежда на спасение).
Культура Нового времени фактически выпускает проблему соц.вр.из фокуса значимости, сосредоточившись на трактовке времени как объективного параметра процессуальности в рамках философии природы. Наряду с этим, однако, - теория относительности времени, 4-е измерение.
В современных теориях информации Н. Винером был предложен "очень интересный мысленный эксперимент - вообразить разумное существо, время которого течет в обратном направлении по отношению к нашему времени. Для такого существа никакая взаимосвязь с нами не была бы возможна. Сигнал, который оно послало бы к нам, дошел бы к нам в логическом порядке следствий - с его точки зрения - и причин - с нашей точки зрения. Эти причины уже содержались бы в нашем опыте и служили бы нам естественным объяснением его сигнала...
=>Мы можем сообщаться только с мирами, имеющими такое же направление течения времени".
Сегодня выявлен закон ускорения социально-исторического времени.