Объект экономического исследования.

Объектом экономического исследования, а следовательно, и предметом экономической науки является экономика. Экономика - это особая сфера жизни общества, которая охватывает производство товаров и услуг, обмен ими и распределения создаваемых в обществе благ и их потребления. Производство в экономическом смысле - это способ сочетания производственных ресурсов: земли, труда, капитала (зданий, оборудования) - и их согласованного, целенаправленного использования, а также сочетание различных сфер, отраслей, видов производства, который основывается на общественном разделении труда. Обмен - это отношения, благодаря которым товары и услуги движутся от производителей к потребителям, и это движение обслуживают деньги, цены, торговля. Распределение - это формирование доходов предпринимателей и рабочих, служащих и фермеров, банкиров и землевладельцев, отдельных семей и государства. Потребление - это использование доходов и реализация полезностей вещей.

Представление о том, что должен изучать экономическая наука, менялись. С развитием цивилизации человечество пришло к выводу, что важнейшей задачей любого общества является наиболее полное удовлетворение потребностей человека. Экономическая наука как раз и изучает, как именно люди (общество), используя имеющиеся ресурсы, создают разнообразные товары и услуги, пытаясь добиться наиболее полного удовлетворения потребностей.

Производственные ресурсы (земля, труд людей, оборудования) в каждый конкретный момент времени ограничены по количеству, а также по производственными мощностями. Желание же людей удовлетворять свои потребности как можно полнее неограниченные. Однако как бы мы не желали обеспечить высокий уровень потребления, это наше желание наталкивается на грань имеющихся ресурсов.

Экономическая наука исследует, как необходимо организовать производство, обмен и распределение созданных товаров и услуг. Критерием рациональности, то есть правильности организации, экономики является ее способность удовлетворять потребности людей при имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания – эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.

Экономика - расчетливое ведение хозяйства, как на макроуровне, т.е. в масштабе народного хозяйства так и на уровне его региона или отрасли, и даже отдельного предприятия.

Экономическая теория - это инструмент экономики, научная база для ведения расчетов, прогнозов, анализов.

Каждая категория, используемая экономической наукой и практикой, каждый факт, явление или процесс должен быть измерен и получить однозначную и объективную количественную оценку.

Объект экономического исследования - сложная система, которую можно обобщенно назвать макроэкономикой или народным хозяйством.

На макроуровне это народное хозяйство в целом, на мезоуровне - это отрасль или хозяйство региона, а на микроуровне - отдельное предприятие.

Макроэкономика – сложная многоуровневая система (домашнее хозяйство, микроуровень, мезоуровень, макроуровень), для управления которой требуется высокий профессионализм. По мере перехода от одного уровня к другому уровень сложности системы повышается на два порядка и более. Управление экономикой региона или отрасли (мезоуровень) в сотни раз сложнее, чем отдельным предприятием. Совершенно специфических знаний и способностей требует управление народным хозяйством современной державы (макроуровень).

Все уровни постоянно взаимодействуют, что повышает сложность управления системами более высокого уровня.

Состояние объекта исследования описывается некоторой совокупностью показателей, которые экономическая наука называет категориями: объем производства, производительность труда, эффективность производства, качество продукции, технико-экономический уровень и другие.

Объект экономического исследования переходит из одного состояния в другое под воздействием множества факторов. При этом в каждом новом состоянии количественное значение показателей производства изменяется.

Предметом отдельного исследования в экономической науке может быть либо фактор, либо динамика изменения одного из показателей. Но в первом случае необходимо учитывать влияние этого фактора на динамику показателей принятого объекта исследования, а во втором случае необходимо выявлять и исследовать факторы, влияющие на изучаемый показатель. Иначе исследование теряет смысл.

Это означает, что в каждом экономическом исследовании, независимо от того, какому вопросу оно посвящено (динамике инфляции, научно-техническому прогрессу, организации производства, формам собственности, либерализации управления, социальной защите или экологии) должна даваться количественная оценка состояния объекта исследования до и после воздействия исследуемого фактора.

В новой теории должны быть устранены все присущие сложившейся науке недостатки. В новой науке должны быть заложены предпосылки, исключающие рецидивы подобных недостатков.


Наши рекомендации