Методы научного познания и их классификация.

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Метод в науке характеризуется определенными свойствами:

ясность, или общепонятность (эффективная познаваемость),

детерминированность, или отсутствие произвола (последовательность) в применении соответствующих регулятивных принципов, что, в частности, обеспечивает обучаемость данным методам;

направленность, или подчиненность определенной цели (задаче);

результативность, или способность обеспечивать достижение намеченной цели (результата);

плодотворность, или способность давать кроме намеченных результатов, еще и другие, побочные, но порой не менее важные;

надежность, или способность с большой вероятностью (в предельном случае всегда) обеспечивать получение искомого результата;

экономность, или способность давать результат с наименьшими затратами сил и времени. Разумеется, не все указанные свойства присущи каждому методу, но чем больше разработан метод, тем в большей степени он удовлетворяет перечисленным свойствам.

Классификация научных методов познания: эмпирические, теоретические и метатеоретические.

Эмпирические методы познания могут быть получены непосредственным путем (простое восприятие, обыденное наблюдение) и опосредованным путем. Существуют 3 основных способа опосредованного получения нового знания: операциональный (систематическое наблюдение, сравнение, счет, измерение), экспериментальный (диалог между человеком и природой, человек спрашивает — природа отвечает) и логико-математический.

Научное наблюдение — в отличие от простого созерцания предполагает: четко поставленную цель, методику, систематичность, контроль за корректностью наблюдения, обработку, осмысление и истолкование полученного массива данных.

Сравнение — может выступать как особый способ организации наблюдения, когда требуется вывод, являются ли 2 (несколько предметов) тождественными или различными. Важно выделять критерий (интервал абстракции), на основе которого происходит сравнение. Следовательно, процедура сравнения предполагает существование такого отношения, в котором сравниваемые предметы объективно выступают как качественно однородные, и никакие другие свойства данных предметов не играют для указанного отношения никакой роли.

Измерение — процедура, фиксирующая не только качественные характеристики объектов и явлений, но и количественные аспекты. Измерение есть процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон, или процедура сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливается отношение между величиной измеряемой и принятой за единицу.

Эксперимент— искусственное создание условий наблюдения предмета (явления), которые присущи определенному состоянию этого предмета, но не всегда (эти условия) выполняются. Эксперимент имеет 2 аспекта: создание нужного состояния предмета и наблюдение. Эксперименты бывают:

исследовательскими (поиск неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта),

проверочными (требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории).

Абстрагирование —метод постижения реальности, результатом которого является абстракция. Абстракция есть способ мысленного членения реальности, механизм которого тесно связан с самой нашей возможностью рационального постижения наблюдаемого мира.

Индукция — восхождение от частных фактов к некоторому обобщающему логическому утверждению. Индуктивное заключение не следует с логической необходимостью из посылок, но не противоречит им.

Дедукция — 1. Вывод от общего знания к менее общему (частному, единичному) путем подстановки вместо общих терминов их конкретных значение. 2. Любой логический вывод из определенных предпосылок («с точки зрения...»).

Фальсификация — совокупность приемов доказательства ложности теории на основе доказательства ложности вытекающих из нее логических следствий (придумана К. Поппером как частный метод опровержения и критерий демаркации).

Экстраполяция— экстенсивное приращение знаний путем распространения следствий какой-либо гипотезы или теории с одной сферы описываемых явлений в другую сферу.

Методы теоретического познания — образуют множество средств по построению и развитию научных теорий. Теоретические методы можно разделить на 2 класса:

1) методы, направленные на теоретическую реконструкцию эмпирического знания:

Идеализация — абстрактная трансформация некоторых свойств предметов к некоторым «идеальным моделям».

Математическое моделирование — составление абстрактной системы, состоящей из набора математических объектов (например, формализованных законов). Математические модели — это пример идеализации реальности, для упрощения ее исследования.

Научное объяснение — подведение высказываний о каком-либо объекте, его свойствах или отношениях его к определенному закону, как частных случаях проявления последнего.

Интерпретация.

Обобщение — переход на более высокую ступень абстракции.

От абстрактного к конкретному — переход от абстрактного (общего) понятия к конкретному.

Гипотетико-дедуктивный метод —логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая апробация.

Наши рекомендации