Кризис оснований классической науки и научная революция на рубеже XIX — XX вв.
XIX век привнес множество перемен в классическую науку, которая, оставаясь в целом метафизической и механистической, готовила постепенное крушение механической картины мира. В науку начинают постепенно проникать идеи всеобщей связи и развития, разрушающие метафизичность классической науки. Все более тесной становится связь науки с производством. Промышленная революция, произошедшая в передовых странах Европы, требовала постоянного совершенствования техники, что, в свою очередь, стимулировало развитие науки и прежде всего точного естествознания.
Крупнейшими достижениями физической науки XIX века стали открытия дифракции, интерференции и поляризации света, что привело к утверждению волновой теории света, явления электромагнитной индукции, после чего можно было говорить о появлении теоретической основы таких важнейших изобретений, как электродвигатель и электрогенератор. Открытие первого начала термодинамики — закона сохранения энергии Т. Майером и Дж. Джоулем легло в основу принципа материального единства мира — фундамента новой научной картины мира.
Астрономия: открытие Урана В. Гершелем, изучение им туманностей и создание теории островной Вселенной, попытки измерить Галактику и оценить расстояния до других туманностей.
Химия: появление в 1861 г. теории химического строения органических соединений A.M. Бутлерова, создавшей фундамент для химии органического синтеза, создание Д. И. Менделеевым в 1869 г. периодической системы химических элементов.
Биология: создание палеонтологии — науки, изучающей следы когда-то живших на Земле растений и животных. Эта наука опровергла представления о вечности и неизменности жизни на Земле. Итогом развития биологии XIX в. является эволюционная теория Чарлза Дарвина. Она основывается на трех фундаментальных положениях — наследственной изменчивости, естественном отборе и борьбе за существование, происходивших в рамках одного вида. После появления дарвиновской теории биология стала настоящей наукой. В ней утвердились представление о том, что органический мир имеет свою историю, причем человек является частью этой истории, вершиной развития органического мира.
Эти и многие другие открытия XIX века подняли естествознание на качественно новую ступень, превратили его в дисциплинарно организованную науку. Из науки, собиравшей факты и изучавшей законченные, завершенные, отдельные предметы, в XIX в. она превратилась в систематизирующую науку о предметах и процессах, их происхождении и развитии. В силу этого наука XIX в. несла в себе зерна будущего кризиса, разрешить который должна была научная революция конца XIX — начала XX в.
Конец XIX века отмечен целым рядом ошеломляющих открытий в физике, разрушивших всю классическую научную картину мира. Это было первым этапом новой научной революции. Г. Герц открытие электромагнитных волн, В. Рентген — обнаружение коротковолнового электромагнитного излучение (рентгеновское), Д. Томсона — открытие электрона, построение планетарной модели атома Э. Резерфордом (1911г.).
В 1901 г. Макс Планк предположил, пытаясь решить проблемы классической теории излучения нагретых тел, что энергия излучается малыми порциями — квантами, причем энергия каждого кванта пропорциональна частоте испускаемого излучения. Также было обнаружено, что масса электрона зависит от его скорости.
Все эти открытия буквально за несколько лет разрушили то стройное здание классической науки, которое еще в начале 80-х годов XIX в. казалось практически законченным. Все прежние представления о материи, ее строении, о движении, его свойствах и типах, о форме физических законов, о пространстве и времени были опровергнуты. Это привело к кризису физики и всего естествознания и стало симптомом более глубокого кризиса всей классической науки.
20-е годы XX в., — второй этап научной революции. Он связан с созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности, созданной в 1906–1916 гг. Начала складываться новая квантово-релятивистская картина мира, в которой открытия, породившие кризис в физике, были объяснены.
Началом третьего этапа научной революции было овладение атомной энергией в 40-е гг.
XX в. и последующие исследования, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. С середины XX в. наука окончательно слилась с техникой. Еще одним итог научной революции стало развитие биосферного класса наук (биогеохимия, биоценология, биогеография, экология) и новое отношение к феномену жизни. Жизнь перестала быть случайным явлением во Вселенной, а стала закономерным результатом саморазвития материи, также закономерно приведшим к возникновению разума. В основе биосферного класса наук лежит идея глобального эволюционизма, идея всеобщей связи в природе (системный подход). Жизнь и живое понимаются как существенный элемент мира, реально формирующий этот мир, создавший его в нынешнем виде. Воплощением этих идей стал антропный принцип современной науки и философии, в соответствии с которым наша Вселенная такова, какова она есть, только потому, что в ней есть человек.
Характеристики научной революции на рубеже XIX–XX вв.:
Включение взаимодействия объекта с прибором, связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности ученого (отвержение объективизма, как идеологию)
«Непрозрачность» бытия (размытие тождества мышления и бытия)
отказ от идеальных моделей и проектов
В противовес идеалу единственности научной теории ставится истинностью нескольких параллельно существующих, отличающихся друг от друга описаний одного и того же объекта. Признаётся относительная истинность теорий и картины мира.