Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.
В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причем большую его часть составляет опыт, наработанный другими поколениями, — "опыт мира"), во-вторых, вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляется, главным образом, через книги — тексты, "язык". Следовательно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.
Центральное понятие философии Поля Рикера — личность. Личность — творец всей человеческой культуры. Цель философии — разработать метод понимания человеческой субъективности.
В качестве данного метода Рикер предлагает "регрессивно-прогрессивный", суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения — прошлое, настоящее, будущее.
По Рикеру, человеческая личность телеологична — направлена в будущее.
ВОПРОС 39 .ПРИНЦИП ПОЗНАНИЯ.
Принципы познания
Наш учебник приближается к своему концу. Рассмотрены различные части философии. Настала очередь эпистемологии (от греч. episteme - знание), или гносеологии (от греч. gnosis - знание). Эпистемология- это философская дисциплина о путях трансформации, главным образом роста, знания. У нее много общего с философией науки. Все части философии так или иначе взаимосвязаны друг с другом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие проблемы эпистемологии были рассмотрены ранее. В данном месте мы обратим особое внимание на принципы, методы и формы научного познания.
Принципы познания - это основополагающие концепты, позволяющие интерпретировать содержание законов и понятий.
Таблица 9.1. Принципы научного познания
Научную теорию едва ли возможно представить без принципа инвариантности. В его отсутствие она превратилась бы в чисто виртуальное образование, которым было бы невозможно распорядиться сколько-нибудь эффективно.
Принцип наблюдаемости исключительно актуален, но его не следует абсолютизировать. Содержательность всех концептов так или иначе должна проявляться в теории, но некоторые из них не имеют непосредственно наблюдаемых аналогов. Все научные принципы как таковые ненаблюдаемы. Волновая функция из физики и функция полезности из экономики также ненаблюдаемы. Согласно принципу наблюдаемости, теория не должна содержать таких концептов, которые никак не связаны с результатами измерений.
Принцип наглядности, строго говоря, несостоятелен. Мы указали его лишь постольку, поскольку он фигурирует во многих текстах. Этот принцип является результатом абсолютизации принципа наблюдаемости и недооценки значимости научной теории. Приемлемого толкования концепта наглядности теории не существует.
Принцип относительности к средствам наблюдения был впервые открыт в физике. Было выяснено, что проявляемые в эксперименте свойства частиц зависят от измерительных устройств. При одних приборах частица ведет себя как волна, в других - как корпускула. Актуален ли рассматриваемый принцип в экономике? На этот вопрос пока не выработан четкий ответ, но, пожалуй, он должен быть положительным. Мы имеем в виду, что изучаемое поведение экономических субъектов зависит от поступков исследователя, например его вопросов. Это поведение меняется от одной ситуации к другой.
ВОПРОС 40. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.
Феноменоло́гия (учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.
Основателем направления был Эдмунд Гуссерль, к непосредственным предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа. Исходный пункт феноменологического движения — книга Гуссерля «Логические исследования», ядром которой выступает понятие интенциональности.
Главные моменты в развитии феноменологии: возникновение её многообразных интерпретаций и противостояние её основных вариантов, учений Гуссерля и Хайдеггера; применение феноменологического метода в психологии и психиатрии (Бинсвангер), этике (Шелер), эстетике (Ингарден), праве (Райнах) и социологии (феноменологическая социология А. Щюца, социальный конструктивизм), философии религии, онтологии, философии математики и естествознания, истории и метафизике (Ландгребе), теории коммуникаций (Вилем Флуссер); влияние на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течения; широкое распространение в Европе, Америке, Японии и некоторых других странах Азии. Крупнейшие центры феноменологии — Архивы Гуссерля в Лувене (Бельгия) и Кёльне (Германия), Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования (США), издающий ежегодник «Analecta Husserliana» и журнал «Phenomenology Inquiry».
Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).
Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки.
Феноменология – это философское течение, главным направлением которого является стремление освободить философское сознание от натуралистических установок, достичь в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Коротко феноменологию можно определить как науку о предметах опыта.
Как самостоятельное философское направление феноменология оформилась в 20-х гг. XX в. в трудах Э. Гуссерля. Исходным пунктом феноменологии была попытка рассмотрения внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и полностью совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях.
Для Гуссерля феноменология – это прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания.