Формами существования материи являются пространство и время.
Пространство - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом. Время - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью.
Во времени и в пространстве существуют только материальные предметы, идеальные объекты существуют вне пространства и вне времени.
Материя же не может существовать вне движения, поэтому способом существования материи называют движение. Философия рассматривает движение как свойство материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое. Движение является единственным способом существования материи. Вне движения материи не существует. Неизменными могут быть только идеальные объекты, объекты сознания.
Движение многообразно. Среди видов движения принято выделять механическое, биологическое, химическое, социальное и другие.
В философском понимании "дух" является категорией, противоположной категории "материя" и обозначающей субстанцию, или первооснову, идеального бытия. Синонимами категории "дух" в истории философии служили такие понятия как "абсолютная идея", "всеобщая идея", "божественный разум", "объективный разум", "мировая воля", "мировая душа" и т.д. Наиболее часто вместо понятия "дух" используют понятие "сознание".
В качестве первоосновы идеального мира дух стал впервые мыслиться после создания Платоном учения об идеальном мире как области существования совершенных прообразов всех материальных вещей. Представление о сознании, духе как идеальной первооснове мирового бытия стало одним из главных источников монотеистического (от греч. mono - один и teos - бог) мировоззрения, сформировавшегося в последние века старой эры. Особое распространение понимание сознания как идеальной первопричины мира - как Бога - получило в средние века. Бог творит весь существующий мир. Человек, по средневековому представлению, обладает лишь слабым отблеском божественного сознания.
"Поскольку мир возник не случайным образом, но сотворен богом через посредство активного интеллекта... необходимо, чтобы в божественном уме была форма, по подобию которой сотворен мир. А в этом и состоит понятие идеи", - писал Фома Аквинский. Начиная с эпохи Возрождения сознание как активное творческое начало стало восприниматься, в первую очередь, как атрибут человеческого бытия.
Философией Нового времени был выделен ряд свойств сознания как такового. Характерными признаками духовных объектов являются их внепространственность, вневременность, способность оставаться неизменными. Гносеологическая трактовка сознания подчеркивает внешнюю ненаблюдаемость духовных явлений и процессов. В отличие от материальных предметов они не доступны для чувственного познания. Подобно тому, как под материей понималась субстанция, из которой строятся все физические тела, под духом понималась субстанция, из которой создаются идеи.
"...Допуская, что духовная субстанция рассеяна по Вселенной наподобие эфирного огня стоиков, ... мы имеем основание заключить по аналогии, что природа пользуется ею таким же образом, как и другой субстанцией, материей. Она пользуется ею как своего рода тестом или глиной, видоизменяет ее в разнообразные формы и предметы; спустя некоторое время разрушает то, что образовала, и той же субстанции придает новую форму", - писал английский философ XVIII в. Юм.
В философии ХIХ-ХХ вв. большое распространение получило определение сознания как субъективного образа объективно существующего мира. Под "духом" стали понимать, прежде всего, сознание - способность человека и человеческого общества в целом отражать окружающий мир.
Современная научная литература выделяет три основные сферы сознания: познавательную, эмоциональную и ценностно-волевую.
Познавательная сфера сознания состоит из области чувственных процессов и области рационального мышления. К области чувственных, сензитивных (от лат. sensus - чувство, ощущение) процессов относят ощущения, восприятия и представления, возникающие в результате воздействия на органы внешних чувств* человека. Внешними чувствами называют вкус, осязание, обоняние, зрение и слух. К области рационального (от лат. ratio - разум) мышления относят понятийное мышление (мышление с помощью языка), образное мышление (воображение), внимание, память.
Эмоциональная сфера сознания включает в себя все душевные переживания человека. Кратковременные переживания называют эмоциями (от фр. emotion - волнение), к ним относятся, например, радость, страх, печаль, восхищение, страдание. Устойчивые, длительные переживания принято называть внутренними чувствами, или просто чувствами. К ним относят любовь, ненависть, горе, счастье, сострадание и др.
Ценностно-волевая сфера сознания состоит из внутренних целей человека и духовных усилий к достижению этих целей. В сознании человека формируются определенные нормы, жизненные установки, ценности, идеалы, они выступают в виде целей, к которым стремится человек. Способность осуществлять свои желания, стремление к достижению целей называется волей.