Вопрос 26.важнейшие черты практики.
С гносеологической точки зрения важнейшими чертами практики являются:
1) целенаправленность:2) предметно-чувственный характер;3) преобразование материальных систем.
(1) Практика — как деятельность человека в активном взаимодействии с материальными системами, отличается от исполнительной деятельности механизмов тем, что в ней есть целеполагание. От деятельности животных, практика отличается тем, что она неотрывна от формирования идеальных моделей в сознании человека (цель), и от стремления их осуществить — это и есть целенаправленная деятельность.
(2) Своим предметно-чувственным характером практика отличается от других видов деятельности человека: познавательной, оценочно-ориентационной. Практика отличается от мыслительной, духовной деятельностей, которые непосредственно не сталкиваются с материальным сопротивлением объекта.
(3) Преобразование материальных систем. Практическими не могут быть бесцельные перестановки элементов системы, а только такие, которые преднамеренно изменяют качество системы, ведут либо к ее развитию, либо к разрушению, либо к созданию новой материальной системы.
Только все три признака вместе взятые образуют практику. Уточненное определение практики: практика — это целенаправленная предметно-чувственная деятельность по преобразованию материальных систем.
Формы практики:
— общественно-производственная;
— социально-политическая;
— научно-экспериментаторская;
— врачебная;
— педагогическая;
— семейно-бытовая;
— хозяйственная;
— художественная и проч.
В широком смысле значения слова, практика — это вся деятельность человека, включающая в себя и художественную практику, и практику познания, в том числе и теоретического.
Но в гносеологии этот термин имеет свое специфическое значение, противопоставленное терминам: «духовное», «теоретическое». Поэтому здесь к практике не относятся виды деятельности, не обладающие указанными выше тремя характерными признаками.
Различные виды практической деятельности неравноценны не только в плане форм жизнедеятельности, но и по отношению к прогрессу: практика может быть созидательной либо разрушительной по своим результатам.
Духовная сторона практики включает в себя наиболее общие принципы действия субъектов, вытекающие из его мировоззрения. Например, принципы: «не навреди» или «после меня хоть потоп». Эта сторона практики со временем приобретает все большее значение, так как растут масштабы практической деятельности человека, которые без духовного регулирования могут привести к трагическим последствиям.
ВОПРОС 27. ДУХ и МАТЕРИЯ.
Ранние античные философы видели первооснову бытия в различных стихиях. Так, например, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - божественный огонь или логос, Демокрит - атом (мельчайшую и неделимую частицу), Пифагор - число как символ гармонии мира.
Начиная с Сократа и Платона, в учении которых мы впервые встречаем четкое противопоставление телесного и духовного, материального или идеального, в античной философии возникает традиция различать первоосновы материального и идеального бытия.
Постепенно в философии были выработаны две категории для обозначения первооснов материального и идеального мира. Категория, означающая первооснову материального бытия, получила название материя. Категория, означающая первооснову идеального бытия, получила название дух (или сознание).
Позднее в истории философии для обозначения первоначала, лежащего в основе бытия вообще, было выработано понятие субстанция (от лат. sub - под и stantio - стояние), т.е. "находящееся в основе", "подлежащее".
Материя и дух являются важнейшими, основополагающими категориями онтологии.
Материя - это философская категория, означающая первооснову материального бытия, или материальную субстанцию.
Дух (сознание)- это философская категория, означающая первооснову идеального бытия, или идеальную субстанцию.
В разные периоды развития философии синонимами категории "материя" являлись понятия "первовещество", "материал, из которого сделаны все тела", "мельчайшая частица реальности", "неодушевленное вещество" и др.
Исторически первым было определение материи как основы вещественности, телесности. В понимании раннеантичных философов материя еще не противопоставлялась сознанию. Душа (человека, животных, растений) также мыслилась как совокупность мельчайших материальных частиц.
После создания Платоном развернутого учения об идеальном мире понятие "материя" в философском знании стало противопоставляться понятию "дух". Материей в основном стали называть неодушевленное, мертвое, пассивное вещество, противоположное живому, активному, творческому духу.
С началом Нового времени под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств, общих для всех материальных вещей и доступных чувственному познанию, т.е. познанию с помощью внешних чувств (обоняния, осязания, зрения, вкуса и слуха). Французский философ-материалист эпохи Просвещения Гольбах в трактате "Система природы" дал ставшее классическим определение материи как субстанции, порождающей физические ощущения: "По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".
Главным свойством материи стали признавать ее объективность, т.е. независимость от человеческого сознания. Материя существует не зависимо от того, ощущает ее кто-либо или нет, осознается она кем-либо или нет. Материя - это философская категория, означающая объективную реальность, данную нам в ощущениях.