Тема 12.Исторические типы научной рациональности
Под рациональностью вообще следует понимать совокупность познавательных идеалов, критериев, стандартов обоснования и доказательности.
Научная рациональность фиксирует критерии научности, идеалы и нормы, стандарты научного исследования.
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности. Это – классическая рациональность. соответствующая классической науке в двух ее состояниях – додисциплинарном и дисциплинарно организованном; неклассическая рациональность, соответствующая неклассической науке и постнеклассическая рациональность, соответствующая постнеклассической науке. Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные "перекрытия", причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач. Каждый этап характеризуется различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.
Понятие классической рациональности может пониматься в широком смысле как стремление познать объект при абсолютном невмешательстве субъекта познания в существование объекта. Такой идеал характерен для европейской культуры начиная с античности. Классическая научная рациональность формируется в классический период существования науки.Для нее характерны:
1. Прямой онтологизм – непосредственное отнесение знаний к реальности и, как следствие, монотеоретизм – представление о единственно верной теории, истинно описывающей реальность.
2. Объективизм – элиминация всего, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире.
3. Обусловленная объективизмом свобода в выборе условий исследования.
4. Абсолютизация ценности истины, убеждение в наличии единственно верного метода ее достижения.
5. Этическая нейтральность, объясняющаяся тем, что наука мыслится вне связи с другими сферами культуры, и, следовательно, ученый не должен вмешиваться в вопросы применения научных знаний.
6. Отсутствие осмысления целей и ценностей науки, определяющих стратегии исследования, доминирующими в культуре мировоззренческими установками.
Неклассический тип научной рациональности формируется в неклассический период существования науки благодаря особенностям научных исследований в квантово-релятивистской физике и социально-гуманитарных науках. Для него характерны:
1. Учет связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, признание того, что знание может быть кореллятом самого метода и в конечном счете относится не столько к субъекту, сколько к сложному комплексу субъект-объектных взаимодействий.
2. Политеоретизм, признание отсутствия прямой и однозначной связи между теорией и реальностью.
3. Признание конвенционального характера, относительности истинного знания и отрицание абсолютизации истины.
4. Отсутствие осмысления целей и ценностей науки, определяющих стратегии исследования, доминирующими в культуре мировоззренческими установками.
5. Необходимость моральной ответственности ученого при выборе средств исследования.
Постнеклассическая научная рациональность формируетсяв постнеклассический период существования науки.
При сохранении характерных черт неклассической рациональности расширяется поле рефлексии над научной деятельностью и складываются новые принципы:
1. Признание ограниченности научного познания и сверхсложного характера реальности.
2. Учет соотнесенности получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Внутринаучные цели соотносятся с вненаучными, социальными целями и ценностями.
При смене типов научной рациональности возникновение новых концептуальных ориентиров не отменяет, а лишь ограничивает действия предшествующих.
Каждый новый тип научной рациональности базируется на специфических мировоззренческих основаниях науки, которые позволяют выделить и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.
Когда современная наука ставит в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.
Вопросы для контроля и самоподготовки:
1. Для какого этапа развития науки характерен монотеоретизм? Почему?
2. Для какого этапа развития науки характерен политеоретизм? Почему?
3. Сформулируйте отличия классической, неклассической и постнеклассической научной рациональности.
4. Является ли смена принципов научной рациональности полной элиминацией прежних идеалов и нории научного познания?