Часть I. Психологическая диагностика

Оценка результатов

При помощи ключа к данной методике, представленного в таблице 21, определяется количество баллов, полученных испы­туемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожнос­ти у данного испытуемого.

Таблица 21 Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности

Номер суждения Ситуационная тревожность (ответы) Номер суждения Личностная тревожность (ответы)
1. 21.
2. 22.
3. 23.
4. 24.
5. 25.
6. 26.
7. 27.
8. 28.
9. 29.
10. 30.
11. 31.
12. 32.
13. 33.
14. 34.
15. 35.
16. 1 ■ 36.
17. 3. 37.
18. 38.
19. 39.
20. 40.

Выводы об уровне развития

3,5-4,0 балла— очень высокая тревожность. 3,0-3,4 балла— высокая тревожность.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

2,0-2,9 балла— средняя тревожность. 1,5-1,9 балла— низкая тревожность. 0,0-1,4 балла— очень низкая тревожность.

Методика 21. Агрессивность (Модификация теста Розенцвейга)

Описываемый далее тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», пони­маемой как не вызванная объективными обстоятельствами и не­обходимостью тенденция враждебно реагировать на большин­ство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к чело­веку, животным и предметам природы и материальной культу­ры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрес­сивным действиям.

В данном тесте, основой которого явился известный тест Ро­зенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка (рис. 60,1-24). На этих рисунках представлены люди в различных эмоциоген-ных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуа­циях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, являет­ся то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть по­няты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышлен­но, по незнанию, без сознательного желания навредить или уни­зить другого человека.

Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой характера «агрессивность» на большинство действий подобного рода со стороны окружающих людей будет реагировать агрес­сией, причем даже тогда, когда действие другого человека не бы­ло вызвано стремлением причинить ему неприятности. Инди­вид, у которого личностная черта агрессивности выражена сла­бо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: друже­любно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успоко­ить, не придать значения случившемуся и т.п.

_______________ Часть I. Психологическая диагностика_____________

Часть I. Психологическая диагностика - student2.ru

Рис. 60. Стимульный материал к тесту на агрессивность. 358

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Часть I. Психологическая диагностика - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение). 359

___________ Часть I. Психологическая диагностика______________

Часть I. Психологическая диагностика - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение). 360

_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Часть I. Психологическая диагностика - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение). 361

__________ Часть I. Психологическая диагностика________________

Часть I. Психологическая диагностика - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение). 362

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Часть I. Психологическая диагностика - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение). 363

_______________ Часть I. Психологическая диагностика_________

Часть I. Психологическая диагностика - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение). 364

_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Часть I. Психологическая диагностика - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение). 365

_______________ Часть I. Психологическая диагностика___

Часть I. Психологическая диагностика - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение). 366

_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Часть I. Психологическая диагностика - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение). 367

_______________ Часть I. Психологическая диагностика _______

Часть I. Психологическая диагностика - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение) 368

Часть I. Психологическая диагностика - student2.ru Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Часть I. Психологическая диагностика - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение).

Часть I. Психологическая диагностика

Перед началом исследования все испытуемые получают инс­трукцию следующего содержания:

«На каждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены два или несколько человек, Один из них совершил какое-то дей­ствие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого чело­века и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка».

Оценка результатови выводы об уровне развития

Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется от­дельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:

1. Агрессивные реакции.

2. Неагрессивные реакции.

К числу агрессивных относятся такие реакции, в которых дей­ствия другого лица рассматриваются как преднамеренно враж­дебные и сама ответная реакция на них является враждебной (аг­рессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.

К неагрессивным относятся реакции, суть которых состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испы­туемого принять вину на себя за случившееся, не придать ему значение или просто объективно, без эмоций разобраться в сло­жившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение. Никакой неприязни или враждебности в данном случае в отве­тах испытуемого не должно содержаться.

В заключение подсчитывается соотношение агрессивных и неагрессивных реакций по их числу. Если количество агрессив­ных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (аг­рессивных 14 и больше, а неагрессивных 10 и меньше), то дела­ется вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мо­тив агрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций ока­зывается намного больше, чем агрессивных (неагрессивных 14 и

_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей_____

больше, а агрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что данный испытуемый неагрессивен. При числе агрессивных и неагрессивных реакций в пределах от 9 до 13 ничего опреде­ленного об агрессивности данного испытуемого сказать нельзя, т.е. нет возможности уверенно утверждать, что он агрессивный или, напротив, неагрессивный человек.

Наши рекомендации