Методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте
МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Для оценки внимания, памяти, воображения и речи подростков и юношей рекомендуется в основном использовать те же методы, с помощью которых диагностировались аналогичные про-
Часть I. Психологическая диагностика
цессы у младших школьников (см. комплекс методик, предназначенных для этой цели и подробно описанных в предыдущей главе книги). Исключение составляют только дополнительные методики, относящиеся, например, к сфере внимания (о них будет сказано дальше). Что же касается мышления, то здесь необходимо пользоваться тестами для взрослых, поэтому данный комплекс методик представляется и описывается в тексте достаточно подробно. Вновь представляемые методики частично касаются и психодиагностики речи, функционирующей в рамках словесно-логического мышления. Более глубокую и разностороннюю диагностику уровня речевого развития подростков и юношей следует проводить с помощью лингвистических тестов совместно с учителями языка и литературы, применяя в том числе традиционные способы оценки, которые давно используются этими специалистами.
Методика оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы
Рис. 57. Двухцветная таблица
к методике для оценки переключения
и концентрации внимания.
Для выполнения этой методики необходимо воспользоваться двухцветной, например черно-красной, таблицей, включающей в себя 49 цифр, из которых 25 одного цвета (к примеру красные) и 24 — другого цвета (например, черные). На таблице красные цифры выделены, они более темные. Испытуемый получает инструкцию как можно быстрее находить и указывать в таблице (рис. 57) поочередно то красные, то черные цифры, причем одни из них необходимо счи-
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
тать в прямом, а другие в обратном порядке. Например, можно предложить считать черные цифры от 1 до 24, а красные — от 25 до 1, чередуя их. Сначала находится и указывается в таблице черная цифра, затем — красная, после этого снова черная, красная и так далее до тех пор, пока не будут найдены и указаны все 49 имеющихся в таблице цифр.
Определяется, сколько времени потребуется для того, чтобы безошибочно, не сбиваясь, выполнить все задание с начала и до конца. Если испытуемый ошибается в ходе счета хотя бы один раз, то задание считается невыполненным, и испытуемому предоставляется возможность начать его сначала. Эксперимент продолжается до тех пор, пока хотя бы раз испытуемый не справится с заданием безошибочно.
Величина, обратная числу попыток выполнения задания, является показателем концентрации внимания, а время, затраченное на последнее, безошибочное его выполнение — показателем переключения внимания.
Оценка результатов
За каждую правильно решенную задачу испытуемый получает по 0,5 балла.Максимальная сумма баллов, которую может набрать один испытуемый за решение всех 20 задач, равна 10.Если результат оказался равным целому числу баллов с половиной, то он округляется до ближайшего большего числа. Например, результат 8,5 баллов в итоге округляется до 9,0 баллов.
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— очень низкий.
Методика 13. Тест Айзенка
Данный тест приводится фрагментарно. В действительности он состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки уровня общего интеллектуального развития человека и три — для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических, лингвистических и тех, которые важны для технической, дизайнерской, художественно-изобразительной и других видов деятельности, где активно используется образно-логическое мышление (зрительно-пространственный субтест теста Айзенка).
Каждый из субтестов теста Айзенка включает в себя серию постепенно усложняющихся задач, на решение которых в каждом субтесте отводится по 30 мин. Таким образом, полное время работы над всем тестом, включая прохождение всех его субтестов, составляет 4 часа. Только при условии выполнения всех 8 субтестов можно дать полную оценку как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развитости у него названных выше специальных способностей.
Для практического ознакомления с тестом Айзенка и его использования в школьной психолого-педагогической практике мы
________ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____
избрали только два из восьми имеющихся в.тесте субтестов: тот, с помощью которого оцениваются лингвистические, и тот, посредством которого можно оценить математические способности человека1.
На выполнение серии заданий, включенных в эти субтесты, отводится 1 час (по 30 мин на каждый из субтестов). За это время необходимо постараться решить как можно больше задач,
Оценка уровня развития соответствующих способностей производится по общему числу правильно решенных за это время задач путем сравнения числа решенных задач с нормативными показателями, проводимыми далее в виде графиков. Там же, в конце описания обоих субтестов, даны правильные ответы на все включенные в них задачи.
Замечание.Если какая-либо из задач субтеста не решается быстро, то ее можно временно пропустить и приступить к решению следующей задачи, так как в конечном счете учитывается только общее число правильно решенных за отведенное время задач.
Предлагаемые испытуемыми решения — это в первую очередь касается задач математического субтеста — могут отличаться от тех, которые даны в ключе, но тем не менее быть правильными, если испытуемому удается достаточно убедительно и логично обосновать их справедливость.
Ответы на задачи числового субтеста теста Айзенка и их объяснение
1. 48. Сначала прибавляется 2, потом 4, затем 8 и, наконец, 16.
2. 24. Числа постепенно возрастают на 2,3,4,5,6 по направлению против часовой стрелки.
3. 80. Из каждого числа вычитаем 33.
4. 5. Цифры, поднятые на «руках», положительные, а цифры, находящиеся на опущенных «руках» — отрицательные. На «голове» дана их алгебраическая сумма: +7 - 2 = +5.
5. 18. Имеются два чередующихся ряда чисел. В одном ряду числа возрастают на 4, а в другом ряду — на 3.
6. 154. Это — удвоенная сумма чисел, стоящих вне скобок.
7. 3. Это — полуразность чисел второй и первой колонок.
8. 86. Числа удваиваются, а затем из них вычитаются 1,2,3,4.
9. 333. Это — разность чисел, стоящих справа и слева от скобок.
10. 35. Числа в ряду возрастают на 1, 2, 4,8,16.
11. 5. Число на «голове» равно полусумме чисел на «ногах».
12. 37. Каждое последующее число равно удвоенному предыдущему минус 5.
13. 7. Числа в третьей колонке равны полусумме чисел в первой и второй колонках.
14. 33. Числа в ряду убывают на 16, 8,4, 2,1.
15. 3. Если двигаться по часовой стрелке, то числа все время возрастают в три раза.
16. 14. Число в скобках равно сумме чисел вне скобок, деленной на 50.
17. 6. Имеются два чередующихся ряда чисел. В одном ряду числа уменьшаются на 3, а в другом ряду — на 2.
18. 4. Сумма чисел в каждой строке равна 14.
19.18. Каждое последующее число равно удвоенному предыдущему минус 10.
Часть I. Психологическая диагностика
20. 3. Имеются три убывающих ряда чисел. В первой строке числа уменьшаются на 3, во второй строке — на 2, в третьей — на 3.
21. 18. Удвоенное число противоположного сектора.
22. Удвоенная разность чисел, стоящих справа и слева от скобок.-
23. 21. Числа возрастают на 2, 4, 6, 8.
24. 480. Число в скобках равно удвоенному произведению чисел, стоящих вне скобок.
25. 2. В каждой строке третье число равно удвоенной разности первых двух чисел.
26. 19. Имеются два чередующихся ряда чисел. В первом ряду числа возрастают на 3, 4, 5. Во втором ряду числа убывают на 2 и 3.
27. 3. Вычесть сумму чисел на второй и четвертой «лапах» из суммы чисел на первой и третьей «лапах». В результате получится число на кончике «хвоста».
28. 77. Число в скобках равно половине произведения чисел, стоящих вне скобок.
29. 7. Каждое последующее число равно половине предыдущего минус 2.
30. 61. Каждое последующее число равно сумме предыдущего с удвоенной разностью двух предшествующих. Так: 5 - 1 = 4; 4 х 2 = 8; 5 + 8 = 13 и т. д.
31. 11. Удвоить число из противолежащего сектора и прибавить к полученному результату 1.
32. 46. Каждое последующее число равно удвоенному предыдущему плюс 2.
33. 24. Числа в ряду возрастают на 3, 5, 7, 9.
34. 5. Имеются два чередующихся ряда чисел. В первом ряду числа увеличиваются на 2. Во втором ряду числа уменьшаются на 1.
35. 518. Число в скобках равно удвоенной разности чисел, стоящих вне скобок.
36. 3. Вычесть сумму чисел на «ногах» из суммы чисел на «руках». В результате получается число на «голове».
37. 19. Имеются два чередующихся ряда чисел. В одном ряду числа увеличиваются на 5, в другом ряду — на 4.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
38. 152. Если двигаться по часовой стрелке, то каждое последующее число будет равно удвоенному предыдущему плюс 2, 3, 4, 5, 6.
39. 40. Числа во второй колонке равны удвоенным числам первой колонки плюс 2: 2 х 19 + 2 = 40.
40. Числа в верхних квадратах увеличиваются на 3,4,5,7. Числа в нижних квадратах увеличиваются на 4, 5, 6, 7.
41. 66. Если двигаться по часовой стрелке, то каждое последующее число равно удвоенному предыдущему минус 2.
42.179. Если двигаться по часовой стрелке, то каждое последующее число равно удвоенному предыдущему плюс 1,3, 5,7,9.
43. 64. Возвести в квадрат число из противолежащего сектора.
44. 111. Число в скобках равно полуразности чисел, стоящих вне скобок.
45. 297. Разность между числами каждый раз удваивается, и ее нужно поочередно прибавлять и вычитать из чисел ряда, например: 857 + 112 = 969; 969 - 112 х2 = 745;745 + 112 х х 2x2 = 1193; 1193-112x2x2x2 = 297.
46. 6. Имеются два чередующихся ряда чисел. Оба они представляют собой квадраты чисел плюс 2:
Первый ряд: | ||||
Квадраты: | ||||
Плюс 2: | ||||
Второй ряд: | и, следовательно, 2 | |||
Квадраты: | и, следовательно, 4 | |||
Плюс 2: | и, следовательно, 6. |
49., |
47. 55 и 100. Число, стоящее справа от скобок, равно квадрату числа, стоящего слева от скобок. Число в скобках равно полусумме чисел вне скобок.
48. 91. В приведенном ряду разность между каждым последующим числом и предыдущим возрастает на 6 и составляет, соответственно, 12,18, 24, 30.
581. Начнем с ряда чисел: | 6, | т.е. 8, | |||
умножим на 3: | 18, | т.е. 24, | |||
возведем в квадрат: | 324, | т.е. 576, | |||
прибавим 5: | 329, | т.е. 581. |
50. 6. Число внутри кружка равно сумме чисел внутри углов треугольника минус числа, стоящие вне треугольника.
_______________ Часть I. Психологическая диагностика
Задачи к тесту Беннета
1. Если левая шестерня поворачивается в указанном стрелкой направлении, то в каком направлении будет поворачиваться правая шестерня?
1. В направлении стрелки А.
2. В направлении стрелки В.
3. Не знаю.
2. Какая гусеница должна двигаться быстрее, чтобы трактор поворачивался в указанном стрелкой направлении?
1. Гусеница А.
2. Гусеница В.
3. Не знаю.
3. Если верхнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в ка ком направлении вращается нижнее колесо? 1. В направлении А. 2. В обоих направлениях. 3. В направлении В. |
4. В каком направлении будет двигаться зубчатое колесо, если ручку слева двигать вниз и вверх в направлении пунктирных стрелок?
1. Вперед-назад по стрелкам А—В.
2. В направлении стрелки А.
3. В направлении стрелки В.
Часть I. Психологическая диагностика
5. Если на круглый диск, указанный на рисунке, действуют одновременно две одинаковые силы 1 и 2, то в каком направлении будет двигаться диск?
1. В направлении, указанном стрелкой А.
2. В направлении стрелки В.
3. В направлении стрелки С.
6. Нужны ли обе цепи, изображенные на рисунке, для поддержки груза, или достаточно только одной? Какой?
1. Достаточно цепи А.
2. Достаточно цепи В.
3. Нужны обе цепи.
7. В речке, где вода течет в направлении, указанном стрелкой, установлены три турбины. Из труб над ними падает вода. Какая из турбин будет вращаться быстрее?
1. Турбина А.
2. Турбина В.
3. Турбина С.
8. Какое из колес, А или В, будет вращаться в том же направлении, что и колесо X?
1. Колесо А.
2. Колесо В.
3. Оба колеса.
9. Какая цепь нужна для поддержки груза?
1. Цепь А.
2. Цепь В.
3. Цепь С.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
10. Какая из шестерен вращается в том же направлении, что и ведущая шестерня? А может быть, в этом направлении не вращается ни одна из шестерен?
1. Шестерня А.
2. Шестерня В.
3. Не вращается ни одна.
11. Какая из осей, А или В, вращается быстрее или обе оси вращаются с одинаковой скоростью?
1. Ось А вращается быстрее.
2. Ось В вращается быстрее.
3. Обе оси вращаются с одинаковой скоростью.
12. Если нижнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении будет вращаться ось X?
1. В направлении стрелки А.
2. В направлении стрелки В.
3. В том и другом направлениях.
13. Какая из машин с жидкостью в бочке тормозит?
1. Машина А.
2. Машина Б.
3. Машина В.
14. В каком направлении будет вращаться вертушка, приспособленная для полива, если в нее пустить воду под напором?
1. В обе стороны.
2. В направлении стрелки А.
3. В направлении стрелки В.
_________ ._______ Часть I, Психологическая диагностика____________________
15. Какая из рукояток будет держаться под напряжением пружины?
1. Не будут держаться обе.
2. Будет держаться рукоятка А.
3. Будет держаться рукоятка В.
16. В каком направлении кровать передвигали в последний раз?
1. В направлении стрелки А.
2. В направлении стрелки В.
3. Не знаю.
17. Колесо и тормозная колодка изготовлены из одного и того же материала. Что быстрее износится: колесо или колодка?
1. Колесо износится быстрее.
2. Колодка износится быстрее.
3. И колесо, и колодка износятся одинаково.
18. Одинаковой ли плотности жидкостями заполнены емкости или одна из жидкостей более плотная, чем другая (шары одинаковые)?
1. Обе жидкости одинаковые по плотности.
2. Жидкость А плотнее.
3. Жидкость В плотнее.
19. В каком направлении будет вращаться вентилятор под напором воздуха?
1. В направлении стрелки А.
2. В направлении стрелки В.
3. В том и другом направлениях.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
20. В каком положении остановится диск после свободного движения по указанной линии?
1. В какого угодно.
2. В положении А.
3. В положении В.
21. Какими ножницами легче резать лист железа?
1. Ножницами А.
2. Ножницами В.
3. Ножницами С.
22. Какое колесо кресла-коляски вращается быстрее при движении коляски?
1. Колесо А вращается быстрее.
2. Оба колеса вращаются с одинаковой скоростью.
3. Колесо В вращается быстрее.
23. Как будет изменяться форма запаянной тонкостенной жестяной банки, если ее нагревать?
1. Как показано на рисунке А.
2. Как показано на рисунке В.
3. Как показано на рисунке С.
24. Какая из шестерен вращается быстрее?
1. Шестерня А.
2. Шестерня В.
3. Шестерня С.
Часть I. Психологическая диагностика
25. С каким шариком столкнется шарик X, если его ударить о преграду в направлении, указанном сплошной стрелкой?
1. С шариком А.
2. С шариком В.
3. С шариком С.
26. Допустим, что нарисованные колеса изготовлены из резины. В каком направлении нужно вращать ведущее колесо (левое), чтобы колесо X вращалось в направлении, указанном пунктирной стрелкой?
1. В направлении стрелки А.
2. В направлении стрелки В.
3. Направление не имеет значения.
27. Если первая шестерня вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении вращается верхняя шестерня?
1. В направлении стрелки А.
2. В направлении стрелки В.
3. Не знаю.
28. Вес фигур А, В и С одинаковый. Какую из них труднее опрокинуть?
1. Фигуру А.
2. Фигуру В.
3. Фигуру С.
29. Какими кусочками льда можно быстрее охладить стакан воды?
1. Куском на картинке А.
2. Кусочками на картинке В.
3. Куском на картинке С.
_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____
30. На какой картинке правильно
изображено падение бомбы из самолета?
1. На картинке А.
» 2. На картинке В.
3. На картинке С.
31. В какую сторону занесет эту машину, движущуюся по стрелке, на повороте?
1. В любую сторону.
2. В сторону А.
3. В сторону В.
32. В емкости находится лед. Как изменится уровень воды по сравнению с уровнем льда после его таяния?
1. Уровень повысится.
2. Уровень понизится.
3. Уровень не изменится.
33. Какой из камней, Аили В,легче двигать?
1. Камень А.
2. Усилия должны быть одина
ковыми.
3. Камень В.
34. Какая из осей вращается медленнее? 1.ОсьА.
2. Ось В.
3. Ось С.
35. Одинаков ли вес обоих ящиков или один из них легче?
1. Ящик А легче.
2. Ящик В легче.
3. Ящики одинакового веса.
Часть I. Психологическая диагностика
36. Бруски А и В имеют одинаковые сечения и изготовлены из одного и того же материала. Какой из брусков может выдержать больший вес?
1. Оба выдержат одинаковую нагрузку. .
2. Брусок А.
3. Брусок В.
37. На какую высоту поднимется вода из шланга, если ее выпустить из резервуаров А и В, заполненных доверху.
1. Как показано на рисунке А.
2. Как показано на рисунке В.
3. До высоты резервуаров.
38. Какой из этих цельнометаллических предметов охладится быстрее, если их вынести горячими на воздух?
1. Предмет А.
2. Предмет В.
3. Предмет С.
39. В каком положении остановится деревянный диск со вставленным в него металлическим кружком, если диск катнуть?
1. В положении А.
2. В положении В.
3. В любом положении.
40. В каком месте переломится палка, если резко нажать на ее конец слева?
1. В месте А.
2. В месте В,
3. В месте С.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
41. На какой емкости правильно нанесены риски, обозначающие равные объемы?
1. На емкости А.
2. На емкости В.
3. На емкости С.
42. На каком из рисунков правильно изображена вода, выливающаяся из отверстий сосуда?
1. На рисунке А.
2. На рисунке В.
3. На рисунке С.
43. В каком пакете мороженое растает быстрее?
1. В пакете А.
2. В пакете В.
3. Одинаково.
44. Как будет двигаться подвешенный груз, если верхнее колесо вращается в направлении стрелки?
1. Прерывисто вниз.
2. Прерывисто вверх.
3. Непрерывно вверх.
45. Какое из колес, изготовленных из одинакового материала, будет вращаться дольше, если их раскрутить до одинаковой скорости?
1. Колесо А.
2. Колесо В.
3. Колесо С.
Часть I. Психологическая диагностика
46. Каким способом легче везти камень по гладкой дороге?
1. Способом А.
2. Способом В.
3. Способом С.
47. В каком направлении будет двигаться вода в системе шестеренчатого насоса, если его шестерня вращается в направлении стрелок?
1. В сторону А. 2. В сторону В. 3. В обе стороны.
48. При каком виде передачи подъем в гору на велосипеде тяжелее?
1. При передаче типа А.
2. При передаче типа В.
3. При передаче типа С.
49. На дне емкости находится песок. Поверх него — галька (камешки). Как изменится уровень насыпки в емкости, если гальку и песок перемешать?
1. Уровень повысится.
2. Уровень понизится.
3. Уровень останется прежним.
50. Зубчатая рейка X двигается полметра в указанном стрелкой направлении. На какое расстояние при этом переместится центр шестерни?
51. Какая из шестерен, А или В, вращается медленнее, или они вращаются с одинаковой скоростью?
1. Шестерня А вращается медленнее.
2. Обе шестерни вращаются с одинаковой скоростью.
3. Шестерня В вращается медленнее.
______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____
52. Какая из лошадок должна бежать на повороте быстрее для того, чтобы ее не обогнала другая?
1. Лошадка А.
2. Обе должны бежать с оди-
наковой скоростью.
3. Лошадка В.
53. Из какого крана сильнее должна бить струя воды, если их открыть одновременно?
1. Из крана А.
2. Из крана В.
3. Из обоих одинаково.
54. В каком случае легче поднять одинаковый по весу груз?
1. В случае А.
2. В случае В.
3. В обоих случаях одинаково.
55. Эти тела сделаны из одного и того же материала. Какое из них имеет меньший вес?
1. Тело А. 2. Тело В.
3. Оба тела одинаковы по весу.
56. В какой точке шарик двигается быстрее?
1. В обоих точках, А и В, скорость одинаковая.
2. В точке А скорость больше.
3. В точке В скорость больше.
Часть I. Психологическая диагностика
57. Какой из двух рельсов должен быть выше на повороте.
1. Рельс А.
2. Рельс В.
3. Оба рельса должны быть одинаковыми по высоте.
58. Как распределяется вес между крюками А и В?
1. Сила тяжести на обоих крюках одинаковая.
2. На крюке А сила тяжести больше.
3. На крюке В сила тяжести
больше.
59. Клапаны какого насоса находятся в правильном положении?
1. Насоса А.
2. Насоса В.
3. Насоса С.
60. Какая из осей вращается медленнее?
1-ОсьА.
2. Ось В.
3. Ось С.
61. Материал и сечения тросов А и В одинаковые. Какой из них выдержит большую нагрузку?
1. Трос А.
2. Трос В.
3. Оба троса выдержат одинаковую нагрузку.
_________ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____________
62. Какой из тракторов должен отъехать дальше для того, чтобы лодки остановились у берега?
1. Трактор А.
2. Трактор В.
3. Оба трактора должны отъехать на одинаковое расстояние.
63. У какой из калиток трос поддержки закреплен лучше?
1. У обоих калиток закреплен
одинаково.
2. У калитки А закреплен лучше.
■ 3. У калитки В закреплен лучше.
64. Какой талью легче поднять груз?
1. Талью А
2. Талью В.
3. Обеими талями одинаково.
65. На оси X находится ведущее колесо, вращающее конусы. Какой из них будет вращаться быстрее?
1. Конус А.
2. Оба конуса будут вращаться одинаково.
3. Конус В.
66. Если маленькое колесо будет вращаться в направлении, указанном стрелкой, то как будет вращаться большое?
1. В направлении стрелки А
2. В обе стороны. 3. В направлении стрелки В.
_______________ Часть I, Психологическая диагностика_____________
67. Какой из тросов удерживает столб надежнее?
1. Трос А.
2. Трос В.
3. Трос С.
68. Какой из лебедок труднее поднимать груз?
1. Лебедкой А
2. Обеими лебедками одинаково.
3. Лебедкой В.
69. Если необходимо поддержать стальным тросом построенный через реку мост, то как целесообразнее закрепить трос?
1. Как показано на рис. А.
2. Как показано на рис. В.
3. Как показано на рис. С.
70. Какая из цепей менее напряжена?
1. Цепь А
2. Цепь В.
3. Обе цепи напряжены одинаково.
За каждое правильное решенное в течение 25 минут задание испытуемый получает по 1 баллу. Общая сумма набранных им баллов сравнивается с таблицей 17 и делается вывод о том, на каком из пяти возможных уровней находится его техническое мышление:
—очень высоком,
—высоком,
—среднем,
—низком,
—очень низком.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Таблица 17 Средние показатели уровня развития технического мышления у юношей и девушек — учащихся старших классов школы
Группы испытуемых | Уровень развития технического мышления (технических способностей) | ||||
очень низкий | низкий | средний | высокий | очень высокий | |
Юноши Девушки | Меньше 26 Меньше 17 | 27-32 18-22 | 33-38 23-27 | 39-47 28-34 | Больше 48 Больше 35 |
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ
Наиболее значительные изменения личностного плана, которые происходят в подростковом и юношеском возрасте, касаются темперамента, характера, мотивов поведения, поэтому в данном разделе книги представлены психодиагностические методики, предназначенные для изучения именно этих сторон личности. В целом описываемые далее методики позволяют получить разностороннюю картину личности ребенка и судить о том, насколько он сформировался в личностном плане.
Вопросы к методике на оценку свойств темперамента
1. Подвижный ли ты человек?
2. Всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в интересующий тебя разговор?
3. Предпочитаешь ты уединение большой компании?
4. Испытываешь ты постоянное желание чем-либо заниматься, что-либо делать?
5. Медленно ли ты говоришь?
6. Ранимый ли ты человек?
7. Часто ли тебе не спится из-за того, что ты поссорился с друзьями?
8. Всегда ли хочется тебе в свободное время чем-то заняться?
9. Часто ли в разговорах с людьми ты говоришь, не подумав как следует?
10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
11. Чувствовал бы ты себя несчастным человеком, если бы надолго был лишен возможности разговаривать с людьми?
12. Опаздывал ли ты когда-нибудь на назначенную встречу или в школу?
13. Нравится ли тебе быстро бегать?
14. Сильно ли ты переживаешь плохие отметки, замечания учителей и родителей?
15. Легко ли тебе выполнять работу, требующую длительного внимания и сосредоточенности?
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
16. Трудно ли тебе быстро говорить?
17. Часто ли ты испытываешь чувство беспокойства, если не выполнил как следует домашнее задание или какую-нибудь работу?
18. Часто ли твои мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
19. Нравятся ли тебе игры, требующие ловкости и быстроты?
20. Легко ли тебе найти новые варианты решения какой-нибудь задачи?
21. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, если тебя неправильно поняли во время разговора?
22. Охотно ли ты выполняешь сложную, ответственную работу?
23. Говоришь ли ты о вещах, в которых не разбираешься?
24. Легко ли тебе одновременно говорить в быстром темпе с несколькими людьми?
25. Легко ли тебе одновременно делать несколько разных дел?
26. Возникают ли у тебя конфликты с друзьями из-за того, что ты им что-то говоришь, не подумав?
27. Любишь ли ты простую, привычную, не требующую усилий работу?
28. Легко ли ты расстраиваешься, когда неожиданно обнаруживаешь, что что-то сделал не так?
29. Любишь ли ты сидячую работу?
30. Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?
31. Предпочитаешь ли ты подумать, взвесить свои слова прежде, чем высказаться?
32. Все ли твои привычки хорошие?
33. Быстро ли двигаются твои руки, когда ты работаешь?
34. Молчишь ли ты, не торопясь вступить в контакт, в обществе незнакомых людей?
35. Легко ли ты переключаешься с одного способа решения задачи на другой?
36. Плохо ли к тебе относятся близкие люди?
37. Разговорчивый ли ты человек?
38. Легко ли тебе выполнять работу, требующую мгновенной реакции?
39. Всегда ли ты говоришь свободно, без запинок?
40. Беспокоит ли тебя то, что связано с твоей учебой или работой?
и* 323
Часть I. Психологическая диагностика
41. Обижаешься ли ты, когда люди указывают на твои личные недостатки?
42. Есть ли у тебя желание заниматься какой-нибудь ответственной работой?
43. Любишь ли ты все делать медленно и неторопливо?
44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других людей?
45. Можешь ли ты без долгих раздумий задать другому человеку щекотливый, трудный для него вопрос?
46. Доставляют ли тебе удовольствие быстрые движения?
47. Легко ли тебе придумывать новые идеи, связанные с тем, чем ты занимаешься?
48. Возникают ли у тебя беспокойство, тревога перед каким-нибудь важным, ответственным разговором?
49. Можно ли о тебе сказать, что ты быстро выполняешь то, что тебе поручается?
50. Любишь ли ты работать самостоятельно?
51. Легко ли узнать твое внутреннее состояние по выражению лица?
52. Всегда ли ты выполняешь данное тобой обещание?
53. Обижаешься ли ты на то, как окружающие обходятся с тобой?
54. Любишь ли ты одновременно заниматься только одним делом?
55. Любишь ли ты быстрые игры?
56. Любишь ли ты делать паузы в своей речи?
57. Любишь ли ты вносить оживление в компанию?
58. Чувствуешь ли ты в себе избыток сил и желание заняться каким-либо трудным делом?
59. Трудно ли тебе переключать внимание с одного дела на другое?
60. Бывает ли так, что у тебя надолго портится настроение из-за того, что неожиданно срывается какое-нибудь важное дело?
61. Часто ли тебе не спится из-за того, что дела идут не так как надо?
62. Любишь ли ты бывать в большой компании?
63. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
64. Испытываешь ли ты потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
65. Часто ли ты злишься и выходишь из себя?
66. Любишь ли ты одновременно заниматься многими делами?
67. Держишься ли ты свободно в большой компании?
68. Часто ли ты утверждаешь нечто на основе первого впечатления, не подумав как следует?
69. Возникает ли у тебя чувство неуверенности в процессе выполнения какого-либо дела и беспокоит ли оно тебя?
70. Медленно ли ты работаешь?
71. Легко