Вопрос №1. Предмет и метод философии.
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ
Вопрос №1. Предмет и метод философии. 2
Вопрос №2. Возникновение философии. 3
Вопрос № 3. Возникновение философии. Социо-культурные условия. 3
Вопрос №4. Возникновение философии: переход от мифологического сознания к философии как форме общественного сознания. 4
Вопрос № 5. Структура философского знания. 4
Вопрос № 6. Проблема бытия в античной философии. 5
Вопрос № 7. Проблемы познания в античной философии. 5
Вопрос №8. Этика киников и киренаиков. 6
Вопрос №9. Этика Эпикура. 6
Вопрос №10. Этика стоиков. 6
Вопрос №11. Философия средних веков. Общая характеристика. 7
Вопрос №12. Основные философские проблемы в средние века. 7
Вопрос №13. Проблемы соотношения разума и веры. 7
Вопрос №14. Фома Аквинский: доказательства бытия Бога. 8
Вопрос №15. Теория эйдосов Платона. 8
Вопрос № 16. Аристотель. Основные идеи. 9
Вопрос №17. Теодицея (оправдание Бога) 9
Вопрос №18. Теодицея Августина Блаженного. 9
Вопрос №19. Средневековый номинализм и реализм (спор об универсалиях). 10
Вопрос № 20. Философия Б. Спинозы (1632-1677) 10
Вопрос №21. Рене Декарт. Философский дуализм. 11
Вопрос № 22. Обоснование субъективного идеализма (Д. Юм, Дж. Беркли) 11
Вопрос № 23. Кант о предмете философии. 12
Вопрос № 23. Гносеологическая проблематика в философии Канта. 12
Вопрос № 24. Кант. Онтологическая проблематика. 13
Вопрос №25. Этика Канта. 13
Вопрос №26. Гносеология Канта. 14
Вопрос №27. Диалектика Гегеля. Общая характеристика. 15
Вопрос №28. Проблема свободы воли. 15
Вопрос №29. Понятие «мировоззрение». 16
Вопрос №30. Уровни мировоззрения. 16
Вопрос №31. Античная диалектика. 16
Вопрос №32. Основные законы диалектики. 17
Вопрос № 33.Диалектика как метод. Основные принципы диалектики. 17
Вопрос №34. Гегель. Философия истории. 18
Вопрос №35. Учение о бессознательном. Зигмунд Фрейд. 18
Вопрос №36. З. Фрейд. Структура личности. 19
Вопрос №37. Коллективное бессознательное. Его проекции в правосознании. 19
Вопрос № 38. Учение К. Юнга об архетипах. 19
Вопрос № 39. Мифологический тип мышления и его влияние на правовое мышление. 20
Вопрос №40. категории диалектики. Единичное, общее, всеобщее. 20
Вопрос №41. Соотношение формы и содержания. 20
Вопрос №42. проблема сверхчеловека. 21
Вопрос №43. Ницше. Воля к власти. 21
Вопрос №44. Ницше. Критика христианской морали. 22
Вопрос №45. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. 22
Вопрос №46. развитие научного знания. Понятие парадигмы. 23
Вопрос №47. понятие толерантности. Насилие и ненасилие. Проблема свободы совести в диалектике права. 23
Вопрос №48. Проблема смысла человеческого бытия. 24
Вопрос №49. Кант. Эстетическое отношение к действительности. 25
Вопрос №50. Марксизм. Суть материалистического понимания истории. 25
Вопрос №51. Философское обоснование материалистической концепции развития общества. Учение о коммунизме. 26
Вопрос №52. Материализм и идеализм. 27
Вопрос №53. Проблема происхождения сознания (диалектико-материалистический вариант). 27
Вопрос № 54. Экзистенциалистская философская традиция. 28
Вопрос № 55.Мартин Хайдеггер (1889-1976) 28
Вопрос № 5. Структура философского знания.
Философское знание можно классифицировать по следующим основаниям:
- по проблемным областям: 2. по предметным областям:
- онтология (учение о бытии) - история философии
- гносеология (учение о познании) - философия права
- аксиология (учение о ценностях) - этика и эстетика
3. по социокультурному , историческому 4. по философским картинам мира, т.е.
критерию по тому, что находится в ее центре
- античная - космоцентризм
- средневековая - теоцентризм
- немецкая классическая - материализм
- русская - идеализм
- западная и восточная
5. по школам и направлениям:
- материализм
- идеализм
- марксизм
- экзистенциализм
- психоаналитическая философия
В марксистской философии, с легкой руки Ф.Энгельса, - от нее мы никуда не денемся – был поставлен вопрос выделении в философии 2 партий: материализма и идеализма. Основой для выделения материализма и идеализма служит основной вопрос философии: что первично – материя или сознание? Кроме того, Энгельс и Ленин выделяли особого рода направление в гносеологии – агностицизм, которое характеризуется или полным, или частичным отрицанием познаваемости мира.
Вопрос №9. Этика Эпикура.
1. человека делают несчастным аффекты (страсти). Они действуют разрушительно, особенно аффект страха смерти.
2. смысл и цель человеческой жизни – достичь состояния невозмутимости (атараксии). Путь к атараксии – философствование в сообществе единомышленников (беседа). В Римской империи идеи эпикуреизма понимались превратно (искаженно), т.е. делали акцент на роскошь.
3. чтобы освободиться от разрушительного влияния аффектов, Эпикур предлагал мудрость, философию, т.к., с его т.з., самой мощной страстью является страсть познания и она способна уравновесить все другие страсти и защитить человека от их разрушительного воздействия ( «Не плакать, не смеяться, но понимать») - такую трактовку получила идея Эпикура в Европе по Спинозе.
4. воззрения Эпикура очень полно отражали особенности античного менталитета.
Вопрос №10. Этика стоиков.
- судьба человека предопределена и не может быть изменена.
- но человек свободен, т.к. не имея возможности изменить ход событий, он может изменить свое отношение к ним, т.е. человек свободен внутренне.
- этика стоиков – философия человеческого достоинства, внутренней личностной автономии, суверенности личности. Стоики учили развивать 4 добродетели и изгонять 4 порока.
- идеи стоиков оказали большое влияние на развитие европейского правосознания. Этические традиции стоицизма нашли свое проявления в нравственных традициях Европы. Это подтверждает высказывание Марии Антуанетты: «Со мной можно поступить низко, но меня нельзя унизить». Сенека в своих новеллах дал иллюстрацию стоической этики.
- цель жизни – достижение апатии (умения владеть своими чувствами и средствами их выражения).
Вопрос №25. Этика Канта.
Кант выделял 2 вида поступков:
1. моральные, т.е. те, основой которых является только 1 мотив – желание следовать моральной норме – даже вопреки своим желаниям, влечениям, выгоде.
2. легальные – в их основе – утилитарная цель или страсть, но они не нарушают никаких моральных норм, поэтому так и называются.
В основе моральных поступков лежит категорический императив, а у легальных - гипотетические императивы (они по сути своей являются гипотезой достижения выгоды или удовлетворения страсти).
Императив – объективный принцип долженствования.
Максима – субъективный принцип долженствования.
Долженствование – следование правилу, закону по доброй воле, без принуждения.
Кант по сути поставил проблему: если нормы морали исторически изменяются стихийно, а не по решению законодателя, то при каких условиях нарушения устоявшейся моральной нормы не является безнравственным, а содержит в себе зачатки, ростки новой нормы морали, соответствующей новым ценностям, для которых пришло время. Ведь фактически новые нормы морали рождаются «на костях» старых, через их все нарастающее нарушение.
Кант выделил 2 сочетающихся взаимосвязанных условия, при которых нарушение моральной нормы не является безнравственным, а несет в себе ростки новой нравственности:
1. категорический императив – действуй так, чтобы максима твоего поступка (воли) могла бы стать актом всеобщего законодательства. Этот императив сам по себе недействителен без 2 условия:
2. относись к человеку в своем лице и лице всякого другого как к цели, а не как средству. Раскольников построил как бы новую моральную систему, в которой достойный должен жить достойно и он может использовать другого, менее достойного, по его мнению, человека, для достижения этой цели.
Очень часто Канту приписывается принцип: действуй так, как если бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Но это – искажение. На самом деле у Канта: действуй так, как если бы ты хоте, чтобы в отношении тебя действовал бы тот же закон, которым ты руководствовался в своем поступке.
Основная идея кантовской морали заключалась в следующем: своим поведением мы формируем поведение других людей, т.к. индивидуальное правило (максима) нашего поступка становится правилом для других в определенных пределах. На этом основан принцип обращаемости зла: совершая зло, оно к нам вернется.
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ
Вопрос №1. Предмет и метод философии. 2
Вопрос №2. Возникновение философии. 3
Вопрос № 3. Возникновение философии. Социо-культурные условия. 3
Вопрос №4. Возникновение философии: переход от мифологического сознания к философии как форме общественного сознания. 4
Вопрос № 5. Структура философского знания. 4
Вопрос № 6. Проблема бытия в античной философии. 5
Вопрос № 7. Проблемы познания в античной философии. 5
Вопрос №8. Этика киников и киренаиков. 6
Вопрос №9. Этика Эпикура. 6
Вопрос №10. Этика стоиков. 6
Вопрос №11. Философия средних веков. Общая характеристика. 7
Вопрос №12. Основные философские проблемы в средние века. 7
Вопрос №13. Проблемы соотношения разума и веры. 7
Вопрос №14. Фома Аквинский: доказательства бытия Бога. 8
Вопрос №15. Теория эйдосов Платона. 8
Вопрос № 16. Аристотель. Основные идеи. 9
Вопрос №17. Теодицея (оправдание Бога) 9
Вопрос №18. Теодицея Августина Блаженного. 9
Вопрос №19. Средневековый номинализм и реализм (спор об универсалиях). 10
Вопрос № 20. Философия Б. Спинозы (1632-1677) 10
Вопрос №21. Рене Декарт. Философский дуализм. 11
Вопрос № 22. Обоснование субъективного идеализма (Д. Юм, Дж. Беркли) 11
Вопрос № 23. Кант о предмете философии. 12
Вопрос № 23. Гносеологическая проблематика в философии Канта. 12
Вопрос № 24. Кант. Онтологическая проблематика. 13
Вопрос №25. Этика Канта. 13
Вопрос №26. Гносеология Канта. 14
Вопрос №27. Диалектика Гегеля. Общая характеристика. 15
Вопрос №28. Проблема свободы воли. 15
Вопрос №29. Понятие «мировоззрение». 16
Вопрос №30. Уровни мировоззрения. 16
Вопрос №31. Античная диалектика. 16
Вопрос №32. Основные законы диалектики. 17
Вопрос № 33.Диалектика как метод. Основные принципы диалектики. 17
Вопрос №34. Гегель. Философия истории. 18
Вопрос №35. Учение о бессознательном. Зигмунд Фрейд. 18
Вопрос №36. З. Фрейд. Структура личности. 19
Вопрос №37. Коллективное бессознательное. Его проекции в правосознании. 19
Вопрос № 38. Учение К. Юнга об архетипах. 19
Вопрос № 39. Мифологический тип мышления и его влияние на правовое мышление. 20
Вопрос №40. категории диалектики. Единичное, общее, всеобщее. 20
Вопрос №41. Соотношение формы и содержания. 20
Вопрос №42. проблема сверхчеловека. 21
Вопрос №43. Ницше. Воля к власти. 21
Вопрос №44. Ницше. Критика христианской морали. 22
Вопрос №45. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. 22
Вопрос №46. развитие научного знания. Понятие парадигмы. 23
Вопрос №47. понятие толерантности. Насилие и ненасилие. Проблема свободы совести в диалектике права. 23
Вопрос №48. Проблема смысла человеческого бытия. 24
Вопрос №49. Кант. Эстетическое отношение к действительности. 25
Вопрос №50. Марксизм. Суть материалистического понимания истории. 25
Вопрос №51. Философское обоснование материалистической концепции развития общества. Учение о коммунизме. 26
Вопрос №52. Материализм и идеализм. 27
Вопрос №53. Проблема происхождения сознания (диалектико-материалистический вариант). 27
Вопрос № 54. Экзистенциалистская философская традиция. 28
Вопрос № 55.Мартин Хайдеггер (1889-1976) 28
Вопрос №1. Предмет и метод философии.
Не существует единой, единообразной философии, т.к. философское знание существует в виде философских направлений, школ, учений. Философия не отвечает на глобальные вопросы догматически, а учит самостоятельно искать ответы на эти вопросы.
По Гегелю, основная идея права – идея свободы.
Основные функции философии, кроме формирования способности человека свободно мыслить (это основная, фундаментальная функция), следующие:
- мировоззренческая
- методологическая
Мировоззренческая функция задается проблемным полем философии, в которое входят «вечные» вопросы:
1.что есть мир как целое
2.каково место человека в нем
3.в чем смысл истории
4.каковы основания и границы человеческого познания
Эти вопросы всегда встают перед человеком и человечеством, но только у философии есть средства для ответа на них.
Мировоззренческие вопросы всегда проецируются в право, политику, экономику, культуру. Поэтому, чтобы человеку, обществу самоопределиться в исторический момент необходима опора на философию. Функции и возможности философии во многом совпадают с функциями и возможностями религии, культуры. Но искусство, религия и философия говорят на разных языках. Искусство – на языке художественных образов. Религия пользуется мифами, т.е. символами (символ – знак или вещь, представляющие некоторое явление). Философия же говорит на языке понятий. Однако взаимопроникновение все равно есть.
Существуют множество определений философии:
1. Философия –наука о смысле жизни
2. Философия - научно ориентированная жизненная мудрость
3. Философия – поиск единства духовной жизни на путях ее рационализации
4. Философия – особая проективная форма агрессивной самоэкспансии индивида, аффецированного страхом.
При всем многообразии определений философии и ее предмета можно выделить классические подходы к этой проблеме. Наряду с попытками античных мыслителей дать такое определение, необходимо выделить определения, сформулированные и соответствующие развитым формам философского знания.
Иммануил Кант считал, что предмет философии – рефлексивное исследование оснований разума ( философская рефлексия - исследование оснований разума на уровне всеобщего).
Предметом философской рефлексии, с т.з. Канта, не может быть мир сам по себе, ее предмет - только то, как этот мир представлен в сознании или само сознание.
Философию Кант называл метафизикой, что значит за пределами природы, т.е. сознание. Кант так определял круг философских вопросов:
1. что я могу знать
2. что я должен делать
3. на что я могу надеяться
4. что есть человек
Методологическая функция философии:
Метод – совокупность способов, приемов получения знаний. Соответственно методология – наука о методе. В науке выделяются 2 большие области: 1 – знание о мире; 2 – знание о знании.