Немецкая классическая философия
1. Трансцендентальная философия И. Канта
2. Система и метод философии Г. Гегеля
Ключевые понятия:метафизика, трансцендентальный субъект, объективный идеализм, метод, трансцендентная реальность, диалектика, априори, апостериори , закон, свобода, логика, истина, панлогизм, абсолютная идея, “вещь сама по себе ”, ”вещь для нас ”, феномен, ноумен, трансцендентальная апперцепция, эмпирическая апперцепция.
Философия Иммануила Канта
1. Основоположником немецкого классического идеализмасчитается Иммануил Кант(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.
Основные работы
• "Критика чистого разума";
• "Критика практического разума";
• "Критика способности суждения".
2. Важнейшими проблемами философских исследований были проблемы бытия, природы, естествознания, проблема познания.
Апостериорное знание— то знание, которое получает человек в результате опыта.
Априорное знание— доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказательства.
Социально-политические взглядыИ. Канта:
• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону ;
• был сторонником распространения демократии и правового порядка ;
• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;
• считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
Историческое значение философии Кантав том, что им было:
• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (один из создателей небулярной теории происхождения солнечной системы);
• выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека;
• сформулирован категорический императив — моральный закон;
• выдвинута идея демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях.
Философия Гегеля
Гегель(1770 — 1831) — был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
• теория объективного идеализма
• диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
• "Феноменология духа";
• "Наука логики";
• "Философия права".
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. Врезультате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.
Абсолютная идея- это:
• единственно существующая подлинная реальность;
• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что онвпервые создал всеобъемлющую теорию развития (четко сформулировал и раскрыл содержание основных принципов, категорий и законов диалектики).
Диалектика,по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Философия Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:
• натурфилософию;
• практическую философию;
• иррационализм.
2. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:
• прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);
• природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;
• природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;
• материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;
• природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
• движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
3. Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории.
Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" — правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.
Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение — противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность — насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).
Философ приходит к следующим выводам:
• ход истории случаен, в истории царит произвол;
• и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
• теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;
• в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.