Особенности философских проблем и различные способы их решения в истории философии. Современная философия

Зарождение и специфика философии Древнего востока

1. Вечная философия Древнего Востока и современность («осевое время» К. Ясперс).

2.Древнекитайская философия: основные школы, направ-ления, проблемы.

3. Философские взгляды Конфуция («я передаю, а не создаю» комментарий к более древним текстам): исправление имён, этическое учение (основные качества «благородного мужа»). Легизм.

4. Учение даосизма (основатель школы Лао-Дзы – «старый мудрец» или «старый ребёнок», старший современник Конфуция), о Дао (как сущности Бытия, великом пути, которым следует Вселенная, или Космическом Законе, и одновременно субстанции всего сущего) и Дэ (как проявления Дао) и Бытии, и Небытии, не деяние как основный принцип этики даосизма.

5. Древнеиндийская философия, ортодоксальные и неортодоксальные школы, их общая характеристика.

1. Ортодоксальная школа

Миманса («размышление», учение об освобождении)

Ньяя (основоположник школы- мудрец Гоутама, I век)

Вайшешика (различие, особенность, основатель – мудрец Улука по прозвищу Канада, IV век до н.э.)

Учение об освобождении Я от боли и страданий и о Бытии и Небытии

Санкхья («число», «расчет», основатель – мудрец Капила, VII век до н.э.)

Йога («соединение», «созерцание», основатель – мудрец Патанджали, II век до н.э.) Учение о пути освобождения и восьми вспомогательных средствах для очищения и просветления ума-читты.

2. Неортодоксальная школа

Философия буддизма – основатель – Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда, т.е. «Просветлённый», «Постигший истину», учение об освобождении от страданий как главная практическая задача, (12 звеньев цепи страдания, 4 благородные истины и восьмеричный путь спасения Будды)

Джайнизм – религиозно-философское учение VI-V вв. до н.э. Основатель – Вардхаман, VI в. до н.э., известный под именем «Махавира» - великий герой.

Чарвака (синоним термина «материалист», единственная материалистическая школа в Древней Индии) раннее название «Локаята» (от «Лока» - этот мир). Основатель школы – мудрец Чарвака или мудрец Брихаспати.

Ключевые слова: священная философия, Дао, Дэ, Инь и Ян, Бытие и Небытие, Ци, сансара, карма, нирвана, пуруша, рита, пракрити, Гуны, Ахапкары, дхарма, душа, манас(ум) .

Вопрос 1.

Вечная философия Древнего Востока и современность («осевое время» К. Ясперс).

Вопрос 2.

Древнекитайская философия: основные школы, направ-ления, проблемы.

1.Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

• VIIв. до н. э. - IIIвв. н. э. – возникновение философских школ ;

• III— XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

2, Древнейшими национальными философскими учениямив Китае являлись:

• даосизм;

• конфуцианство;

• легизм.

Меньшее распространение получили:

• моизм;

• натурфилософия;

• номинализм.

Вопрос 3.

Философские взгляды Конфуция («я передаю, а не создаю» комментарий к более древним текстам): исправление имён, этическое учение (основные качества «благородного мужа»). Легизм.

Конфуцианство

1. Конфуцианство— древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего, как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций(Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э.

Конфуцианское золотое правилоповедения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

• жить в обществе и для общества;

• уступать друг другу;

• слушаться старших по возрасту и по званию;

• подчиняться императору;

• быть человечным.

Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник(руководитель).

Руководитель должен обладать следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

• управлять на основе добродетели ("Дао");

• обладать необходимыми знаниями;

• быть благородным;

• делать только добро государству и окружающим;

• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю;

• проявлять старание в работе;

• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Легизм -другое важнейшее социальное учение Древнего Китая.

Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

Основными постулатами легизма являются следующие:

• человек обладает изначально злой природой;

• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

• государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам .

• государственный аппарат должен формироваться из профессионалов

• государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Вопрос 4.

Учение даосизма (основатель школы Лао-Дзы – «старый мудрец» или «старый ребёнок», старший современник Конфуция), о Дао (как сущности Бытия, великом пути, которым следует Вселенная, или Космическом Законе, и одновременно субстанции всего сущего) и Дэ (как проявления Дао) и Бытии, и Небытии, не деяние как основный принцип этики даосизма.

Вопрос №5.

Древнеиндийская философия

В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

• VI — И вв. до н. э. — эпический период;

• II в. до н. э. — VIIв. н. э. — эпоха сутр.

Веды(дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды,как правило, включали в себя:

• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");

• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жреца­ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

• книги лесных отшельников ("араньяки");

• философские комментарии к Ведам ("упанишады").

До наших дней дошло всего четыре Веды:

• Ригведа;

• Самаведа;

• Яджурведа;

• Атхарваведа.

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

• буддизм;

• джайнизм;

• чарвака-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:

• йога;

• веданта;

• вайшешика;

• ньяя;

• миманса;

• санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр(IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).

Буддизм и его основные идеи

1. Буддизм- религиозно-философское учение, распространившееся в Индии после V в. до н. э., Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда(Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма - "Средний путь"жизни между двумя крайностями: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения)

и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

"Средний путь" жизни это путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является достижение Нирваны — высшей благодати.

Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

• земная жизнь полна страданий;

• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

• от страданий можно избавиться;

• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

К пяти заповедям-ориентирам буддизмаотносятся:

• не убий;

• не укради;

• будь целомудренным;

• не лги;

• не употребляй опьяняющих иодурманивающих веществ.

Литература

1. Антология мировой философии: в 4 томах. - М., т. 1.Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

3. Древнеиндийская философия. Начальный период. - М.,1963.

4. Древнекитайская философия в 2 т. - М., 1972-1976.

5. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

6. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

7. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

8. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 томах. / С. Радхакришнан. - М., 1994.

Наши рекомендации