Философия как разновидность мировоззрения
Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология;
• религия;
• философия.
1.1 Мифология— форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответы на следующие
основные вопросы:
• происхождение Вселенной, Земли и человека;
• объяснение природных явлений;
• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека ;
• вопросы чести, долга, нравственности и другие.
Чертами мифа являются:
• очеловечивание природы (антропоморфизм - греки и зооморфизм - египтяне) ;
• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
1.2 Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
• христианство (возникло в первом веке н. э.);
• ислам (возник в седьмом веке н. э.);
• буддизм (возник в шестом веке до н.э.).
1.3 Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического мировоззрения тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической обоснованностью.
Философия как мировоззрение прошла три основных стадии своей эволюции:
• космоцентризм;
• теоцентризм;
• антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был широко распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека и он понимается как высшая цель мироздания.
Вопрос № 2.
Предмет философии. Историческое изменение предмета философии. Проблема основного вопроса философии.
2.1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия.
Общую структуру предмета философии,философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
• ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ);
• СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ).
В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
• проблема бытия в истории философии;
• проблема картины мира (религиозная, философская, научная);
• материя (субстанция), ее атрибутивные свойства, формы существования и уровни организации;
• сознание, его происхождение и сущность;
• взаимоотношение материи и сознания;
•этапы и закономерности развития науки и типы научной рациональности;
• человек, его сущность и существование;
• духовный мир человека;
• философия общества;
• общество и человек;
• природа и общество;
• духовная сфера жизни общества;
• материально-экономическая сфера жизни общества;
• социальная сфера общества;
• общественно-экономические формации, цивилизации;
• перспективы развития человека, общества;
• проблемы выживания человека и человечества;
• специфика познания в современной науке;
• влияние познающего субъекта на процесс познания иего результаты;
• ограниченность и безграничность познания;
• философская прогностика (футурология);
• проблемы глобализации и глобальные проблемы;
• диалектика и синергетика и их роль в современной картине мира;
• другие вопросы.