Философско-правовые взгляды в допетровской Руси.
Русская философия прошла свой тысячелетний путь развития. В числе тех, кто стоял у истоков русской философии, самыми крупными мыс- лителями-книжниками были Иларион Киевский, Никифор Грек и Климент Смолятич - все трое киевские митрополиты: один сподвижник Ярослава Мудрого, другой - Владимира Мономаха, третий - Изяслава Мстиславича.
Иларион (конец X - середина XI в.) был священником при княжеской церкви в селе Берестове под Киевом, затем киевским митрополитом, после смещения с поста дальнейшая его судьба неизвестна.
До нашего времени дошло лишь одно сочинение Илариона - "Слово о законе и благодати". Оно посвящено теме величия Руси, богоизбранности ее властелинов - каганов". Согласно канонам византийской патристики Иларион развивал свои воззрения на основе аллегорической методологии, выделяя с этой целью ключевые понятия христианской религии - закон и благодать, Ветхий Завет и Новый Завет. Вопреки церковной схеме, трактовавшей благодать как исполнение закона, древнерусский мыслитель-книжник считал их абсолютно противоположными и противостоящими друг другу. Закону чуждо представление о высшем благе - свободе, он целиком погружен в быт, в суету земных страстей. Он не облагораживает, не очищает, а только плодит зависть и тяжбы, гнев и преступления; дает малое, не зная вечного. Для Илариона очевидно, что благодать, упраздняя закон, приводит тем самым к уничтожению рабства. Ветхий Завет сменяется Новым, рабство - свободой. В этом суть развития человеческой истории. Таким образом, в интерпретации Илариона христианство становилось учением о свободе как органическом состоянии человечества. Это противоречило официальным постулатам церковной идеологии, однако вполне соответствовало моральным принципам первоначального христианства. Иларион открывал перед русской философией широкую стезю самобытных исканий, определив ее историософские ориентации.
Другим ярким представителем допетровской философской мысли был Никифор, грек из Ликии Малоазийской, который возглавлял русскую церковь в 1104-1120 гг.
Вслед за Платоном Никифор выделял три части, или силы, души: разум ("словесное"), чувство ("яростное") и волю ("желанное"). Разум - старше и выше всех, и обладание им отличает человека от животного, наделяя его способностью познавать небо и прочие творения. Вместе с тем разумом надо уметь правильно пользоваться: он может и возвышать человека к Богу, и низводить к дьяволу, который тоже был разумен, но возгордился и пал. Эта предрасположенность разума к добру и злу обусловлена действием чувственных сил души, столь же двойственных и противоречивых, как и силы разума. В них пребывают и ревность к Богу, и месть к врагам, и зависть, и тщеславная злоба.
Причину этого Никифор усматривал в неодинаковой достоверности доставляемых чувствами "припоминаний". Все они - и слух, и зрение, и осязание, и обоняние, и вкус - в одном отношении безупречны, в другом - обременены "прегрешениями". Наиболее истинно только зрение, иное дело - слух; его труднее всего контролировать разуму, так как он воспринимает и видимое, и невидимое. Оттого многие заблуждения порождаются слухом. Аналогичным должно быть отношение и к остальным чувствам.
Поэтому, по мнению Никифора, особенно важна воля. Она помогает разуму освободиться от ненужных "припоминаний" и сосредоточиться на добродетельных помышлениях", прежде всего о Творце, создателе всего сущего. Другими словами, от человека самого зависит, станет ли душа его образом Божиим на земле или, впадая в согрешения, уготовит ему ад.
Учение Никифора о душе нередко называют средневековым материализмом, имея в виду, что для древнерусского мыслителя духовное в принципе тождественно рациональному, которое он в исходном пункте, в моменте самого зарождения всецело подчинял волению человека, его чувствам. Ої* по большому счету - дуалист, его сознание разделено на две сферы- божественную и тварную, небесную и "разумную". Однако между ними нет пропасти, они сообщаются между собой, дополняя друг друга.
Теория естественного равенства и всеобщего благоденствия П.И. Пестеля.
Философско-правовые аспекты анархизма.