Философско-правовая концепция И. Канта.
26. Философско-правовое содержание работы И. Канта «Метафизические начала учения о праве».
Философия права Гегеля.
· «Философия права» — работа Гегеля, опубликованная в 1820 году, хотя на оригинальном титуле книга датирована 1821 годом.
Эта работа является наиболее сформировавшимся утверждением его взглядов на философию права, социальную философию и философию политики и является раскрытием понятий, только кратко сформулированных в Энциклопедии философских наук, опубликованных в 1817 году (а затем в 1827 и в 1830 годах).
Гегель рассматривал эту работу как конспект лекций по философии права, предназначенный для его слушателей: «Главным мотивом публикации этого очерка явилась необходимость дать в руки слушателям путеводную нить к тем лекциям, которые я официально читаю по философии права. В этом пособии более полно и более систематически излагаются фундаментальные идеи на ту же тему, содержащиеся в Энциклопедии философских наук, которую я, впрочем, также посвятил целям моего преподавания».
Говоря в целом о "Философии права", Гегель отмечал, что "данная работа, поскольку в ней содержится наука о государстве, будет попыткой постичь и изобразить государстве как нечто разумное в себе. В качестве философского сочинения она должна быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство таким, каким оно должно быть; содержащееся в нем поучение не должно быть направлено на то, чтобы поучать государство, каким ему следует быть. Его цель — лишь показать, как государство, этот нравственный универсум, должно быть познано".
Во введении автор останавливается на основном понятии философии права — воле. Она формируется в три этапа. Вначале воля содержит элемент чистой неопределенности, в котором "растворено всякое ограничение, всякое содержание, непосредственно данное и определенное природой, потребностями, вожделениями...". Затем происходит "обособление "я"", т.е. "я" определяется. И наконец, воля выступает как единство этих двух моментов: "рефлектированная в себя и тем самым возвращенная к всеобщности особенность, единичность, самоопределение "я"..."
Решение порождает волю. Свобода возможна, лишь когда она владеет собой как содержимым. Свобода является всеобщей, когда весь мир участвует в воле "я". У Гегеля нет понятия страсти. По его мнению, в отношении духа человек является свободным существом, которое не позволит естественным порывам управлять своим поведением.
Тремя главными формообразованиями свободной воли и, соответственно, тремя основными уровнями развития понятия права являются абстрактное право, мораль и нравственность. Соответственно, и план всей работы, изложенный во введении, состоит из трех частей: 1) абстрактное право, 2) моральность, 3) нравственность.
Первая часть включает в себя проблематику собственности, договора и неправа. Вторая часть — учение о морали — рассматривает умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть. Третья часть излагает основные положения о семье, гражданском обществе и государстве.
Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это — право абстрактно свободной личности. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право представляет собой абстракцию и голую возможность всех последующих более конкретных определений права и свободы. На этой стадии позитивный закон еще не обнаружил себя, его эквивалентом является формальная правовая заповедь: ".. .будь лицом и уважай других в качестве лиц".
Свою реализацию свобода личности, по Гегелю, находит прежде всего в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Свое понимание свободы и права Гегель направляет также против рабства и крепостничества.
Необходимым моментом в осуществлении разума, по Гегелю, является договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица — владельцы частной собственности. Предметом договора может быть лишь некоторая единичная вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена ее собственником. Поэтому Гегель отвергает все версии договорной теории государства. "Привнесение договорного отношения, так же как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности".
Следующий момент учения об абстрактном праве — гегелевские суждения о неправе (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление). Преступление — это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии — поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание приводит, по гегелевской схеме конкретизации понятия права, к морали, которой посвящена вторая часть труда Гегеля.
В этой части были затронуты следующие аспекты:
— формальное право поступка. Его содержание должна принадлежать индивиду, быть умыслом его субъективной воли;
— внутренним содержанием действия являются одновременно намерение (т.е. мотив) и благополучие (цель);
— когда содержание действия становится всеобщим, оно принимает форму блага и нравственной убежденности.
Иными словами, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона: сама же по себе моральная воля не наказуема.
Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства. Именно им посвящена третья часть, которую необходимо рассмотреть более подробно, чтобы понять, каким образом Гегель строил свою философию права.
Вначале автор дает определение семьи. "Семья как непосредственная субстанциальность духа имеет своим определением свое чувствующее себя единство, любовь, так что умонастроение внутри семьи состоит в обладании самосознанием своей индивидуальности в этом единстве как в себе и для себя сущей существенности, чтобы являть себя в ней не как лицо для себя, а как член этого единства".
Затем философ исследует осуществление семьи в трех аспектах: брак, его внешнее существование, т.е. имущество, а также воспитание детей и распад семьи. В браке содержится жизнь в ее целостности, в "действительности рода и его распространения". Но в то же время это и духовное единство, осознанная любовь, возникающая при встрече представителей двух полов.
Это единство основано на духовных узах, становящихся "субстанцией", узах, которые сами по себе неразрывны. Брачный союз как любой договор ведет к передаче имущества.
Рассмотрев вопрос об имуществе семьи, составляющий классическую проблему брачного права, Гегель переходит к воспитанию детей и распаду брака. Однако основное внимание в третьей части философ уделяет гражданскому обществу и государству. "Гражданское общество, — пишет Гегель, — создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право". Гражданское общество — сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права это необходимый этап, так как здесь демонстрируются взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего. Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого противоположности разума, в частности моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном государстве, где самостоятельное развитие особенности (свобода отдельного лица) воспринималось как порча нравов и предвестник гибели нравственного целого — государства, ни при феодализме.
На ступени гражданского общества, по схеме Гегеля, еще не достигнута подлинная свобода, так как стихия столкновений частных интересов ограничивается необходимой властью всеобщего не разумно, а внешним и случайным образом. Философ изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества, по Гегелю, являются: система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:
1) субстанциальное (землевладельцы—дворяне и крестьяне):
2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
3) всеобщее (чиновники). Освещая социально-экономическую проблематику, он признает, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду пауперизированную часть населения, и исходя лишь из своих внутренних возможностей решить проблему бедности. Диалектика внутренних противоречий заставляет общество выйти за свои границы в поисках новых возможностей в международной торговле и в колонизации. К современным формам колонизации, приводящим к закабалению отсталых стран и народов, Гегель в принципе относится отрицательно. "Освобождение колоний,— подчеркивает он,— оказывается величайшим благом для метрополии, подобно тому, как освобождение рабов было величайшим благом для их господина".
В разделе о гражданском обществе Гегель освещает также вопросы закона (положительного права), правосудия и деятельности полиции, хотя эта тематика в соответствии с принципом конкретизации понятия права должна была бы рассматриваться в той части "Философии права", где речь идет о государстве. Обоснование Гегелем такого изменения в структуре изложения приобретает социально-политическое звучание. Он исходит из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите собственности со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны отстаивать всеобщие интересы данного строя.
Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего полицейского государства, он вместе с тем не указывает границы полицейского вмешательства в частные дела. Высшие интересы гражданского общества, охраняемые законодательством, судом и полицией, веду] по логике развития понятия права за пределы этой сферы — в область государства.
Гражданское общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество — это "внешнее государство", "государство нужды и рассудка", а подлинное государство — разум. Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество расценивается Гегелем как момент государства, как то, что "снимается" в государстве.
Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. "Поэтому в действительности,— подчеркивает он,— государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента..." В государстве, наконец, достигается тождество особенного и всеобщего, нравственность достигает своей объективности и действительности как органическая целостность.
Гражданское общество в трактовке Гегеля — это опосредствованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого не было в античности и в средневековье связано с утверждением буржуазного строя. Гегель подметил этот существенный факт новейшего социально-экономического развития и применил его к проблемам государства, права и политики. Весьма содержательно Гегель анализирует роль труда в системе потребностей, социально-экономические противоречия, поляризацию богатства и нищеты, частнособственнический характер общества, роль законодательства, суда и публичной власти в защите частной собственности и т.д. К теоретическим заслугам Гегеля относится также четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества и государства, о необходимом, закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений.
Государство Гегель рассматривает с трех позиций. Во-первых, как внутреннее государственное право (государственный строй, из которого вытекает власть государя, правительства, закона). Во-вторых, как отношение отдельного государства к другим государствам. В-третьих, как идею, реализующуюся в единстве двух первых подходов и сообщающую себе в процессе всемирной истории свою действительность.
По отношению к сферам частного права и частных интересов семьи и гражданского общества государство выступает как "внешняя необходимость и их высшая власть". Общественные институты, составляющие государственный строй, являются "столпами общественной свободы, так как... в них самих налично в себе соединение свободы и необходимости". Человек осуществляет себя как гражданин, повинуясь. Личность в мире Гегеля — ничто, государство — все. Гегель определяет государство как реализацию свободы. Личность ценна только потому, что она часть государства. Обожествление государства увенчано изречением: "Государство — осуществление божественной идеи на Земле". Поскольку оно — осуществленный разум и дух, то его законы — проявление объективного разума, и "только тот, кто повинуется, свободен". Ограничения порывов, дерзаний, желаний не стесняют свободу — это. по Гегелю, необходимые условия, заставляющие человека приспосабливать свое поведение к высшим замыслам государства, Подчиняясь, отождествляешь себя с этими замыслами и находишь в этом истинную свободу.
Если личность ведет себя в гармонии с целями государства — она свободна, так как государство — высшая форма свободы. Таким образом, "противоречие между свободой и необходимостью исчезает".
Основной закон государства — конституция. Гегель против демократического понимания конституции как орудия производства, сознательно оформленного для желаемых целей. Конституцию "нельзя рассматривать как нечто созданное, хотя бы она и возникла когда-то. К ней следует относиться как к чему-то существующему само по себе, божественному и вечному, находящемуся превыше всего сделанного человеком".
Гегель исследует государство и более конкретно, как тонкое равновесие между единичностью государя, особенностью правительства и органов управления и всеобщностью народа.
Обращаясь к истории, Гегель находит, что вначале было "повелительное господство, с одной стороны, и инстинктивное подчинение — с другой". Принцип "вождизма" подчеркнут Гегелем в разборе достоинств монархии, аристократии и демократии.
Гегель выступает сторонником конституционной монархии. Для него народ без монарха — бесформенная масса. Правда, монархия должна быть устроена разумно, т.е. основываться на разделении властей: верхняя (королевская власть государя), средняя (правительственные чиновники) и нижняя (законодательный двухпалатный парламент, в котором верхняя палата — наследственная, а нижняя — выборная). Все власти составляют неразрывное единство, а высшим их выражением является монарх. Совершеннейшей реализацией политической разумности для Гегеля была Пруссия.
В отношениях с другими государствами государство определяет свою линию, исходя из собственных интересов и реализуя свою волю. Причем эти отношения составляют "прерогативу власти государя, которой потому только единственно и непосредственно принадлежит право командовать вооруженными силами, поддерживать отношения с другими государствами посредством послов и объявлять войну, заключать мир, а также право заключать другие договоры".
При этом, обожествляя вождей народа, ставя их выше обычных правил этики, Гегель в таком же духе рассматривает отношения между государствами. История — не ряд не связанных и бессмысленных событий, а прогрессирующее становление разума. "Всемирная история есть необходимое только из понятия свободы духа развитие моментов разума и тем самым самосознания и свободы духа — истолкование и осуществление всеобщего духа".
Для каждой эпохи мировой дух избирает одну нацию, чья линия — "продвижение саморазворачивающегося самосознания мирового разума". Избранная нация господствует всю эпоху, а прочие "лишенные права" и "не входят в счет мировой истории".
Как узнать, кому мировой разум поручает время от времени руководство миром? Ответ Гегеля: история — это "мировое судилище". Присутствие мирового разума узнается по военной победе, поражение доказывает, что разум уже не в гармонии сданным народом.
Отрицая закон и мораль в международных отношениях, Гегель считает войну средством решения конфликтов. Прилагая свою теорию к разным народам, он обнаружил, что всемирный разум разворачивался в четырех главных эпохах в образе восточной монархии, затем греческой, римской и, наконец, достиг высшего уровня в Пруссии, представляющей "примирение объективной истины со свободой".
В завершение темы следует сказать, что "Философию права" Гегель написал уже в зрелом возрасте, и это его произведение можно считать характерным для состояния юридической мысли 1821 г. Влияние ее, как и всей философии Гегеля, огромно. Учение Гегеля стало основой и либеральных, и консервативных, и реакционных радикальных концепций.