Сущность, структура и функции правового сознания.
Правосознание - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, установок и ценностей, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям. Правосознание является одной из форм общественного сознания (наряду с политическим, философским и религиозным правосознанием).
Структура правосознания:
1. правовая идеология - это рациональный компонент, который состоит из идей, теорий, понятий и концепций (идея равенства, либертарная теория правопонимания);
2. правовая психология - это эмоциональный компонент, включающий совокупность чувств, эмоций, мотивов, интересов и иллюзий по поводу права;
3. правовое поведение, которое определяют:
- информационные элементы - знания о законе и праве, наличие жизненного опыта;
- оценочные элементы - основа формирования мотивов (выгоднее обойти закон, дав взятку, т.к. заинтересован в быстром решении вопроса в обход установленной процедуры);
- волевые элементы - осознанный выбор поведения (хочу и буду поступать по закону).
Виды правосознания:
1. По носителям правосознания:
- индивидуальное - правосознание конкретного человека;
- групповое - правосознание организованной группы людей (правосознание студентов);
- массовое - правосознание толпы или стихийно возникшей группы людей (пассажиров в троллейбусе);
- общественное - правосознание большой общности людей в пространственном измерении (российское правосознание) или временном измерении (средневековое правосознание).
2. По уровню правосознания:
- обыденное (эмпирическое), т.е. опытное, основанное на правовой психологии (правосознание любого человека, который не изучал право);
- профессиональное — сформированное в процессе специальной юридической подготовки или практики (правосознание следователя, члена избирательной комиссии);
- теоретическое - научное, основанное на правовой идеологии (правосознание доктора юридических наук).
3. По временной направленности:
- ретроспективное - сложившееся в отношении ранее действовавшего, но отмененного права (пожилые люди считают неработающих тунеядцами);
- адекватное - существующее в отношении действующего права;
- перспективно - складывающееся в отношении будущего права (необходимо принять законы, которые гарантировали бы реализацию всех конституционных прав и свобод).
Функции правосознания: познавательная, регулятивная, прогностическая, оценочная, коммуникативная.
Деформации правосознания возможна в формах правового нигилизма, правового идеализма и правовой демагогии.
1. Правовой нигилизм - это отрицание социальная ценности права, закона и правовых форм организации общественных отношений. Формы правового нигилизма:
- обыденный: предубеждения и стереотипы, содержащиеся в правосознании человека; проявляется в совершении правонарушений, правовой пассивности;
- профессиональный: неуважение и пренебрежение правом представителями государственных органов и государством в целом, попытки игнорировать предписания закона, принцип справедливости, злоупотребление правом.
- теоретический (идеологический) - особо опасная форма правового нигилизма, так как исходит из идеи отмирания права и его обусловленности политикой. Выражается в идеологических доктринах и учениях, (например, в марксизме-ленинизме), которые обосновывают и доказывают, что есть более важные ценности, чем право (например, мировая революция).
2. Правовой идеализм - преувеличение роли права и юридических средств в решении политических и социально-экономических задач (уверенность, что любой вопрос можно решить правовыми средствами, сутяжничество).
3. Правовая демагогия - использование одних и тех же правовых средств для достижения противоположных целей (нечистоплотный судья, действуя по принципу «закон что дышло», оправдывает и невиновного, и закоренелого преступника).
Причины деформации правосознания: отсутствие правового воспитания и образования, несформированность правовой культуры, несогласованные действия государственных органов, противоречивое законодательство, негативный жизненный опыт по отстаиванию прав.
Пути преодоления деформации правосознания: введение системы правового воспитания и правового образования; формирование правовой культуры и высокого уровня правосознания; информирование населения о существующих правовых предписаниях (правовая пропаганда); ознакомление населения с образцами и идеалами, правовыми традициями своей страны и других стран; юридическая подготовка специалистов; формирование правового государства и гражданского общества.
Таким образом, правосознание имеет определенную структуру, виды и функции. Возможна деформация правосознания, которую необходимо выявлять и преодолевать.
Содержание правовых отношений.
Правовые отношения – это все социальные взаимодействия, детерминированные правом. Они охватывают и материальную, и духовную жизнь общества. Например, право через нормированную законами деятельность вплетено в экономические отношения – в отношения производства, обмена, потребления и распределения материальных благ; это закрепление юридических прав на собственность и др.
Люди, занимающиеся производственной деятельностью, вступают друг с другом не только в производственные, но и в правовые отношения. В частности, в сфере собственности они касаются права владения и не владения. В этом смысле отношения собственности становятся правовыми. Сами правовые отношения активно влияют на экономические отношения, тормозят или ускоряют их развитие. Правовые отношения тесно связаны с политикой (политическими отношениями), моралью (нравственными отношениями).
Несоответствие правовых отношений изменившимся экономическим экологическим демографическим и другими материальным условиям порождает конфликтные ситуации, ведет к обострению социальных противоречий. Будучи зависимыми, от экономических отношений и призванными защищать их, правовые отношения не всегда «поспевают» за изменениями материальной жизни. Это происходит, прежде всего, потому, что правовые отношения выражают интересы не всего общества, а определенных групп (классов, кланов, конфессий, властной элиты), которые заинтересованы в сохранении удовлетворяющего их статус-кво. В силу этого правовые отношения становятся субъективизированными, а правовая деятельность организуется таким образом, чтобы защитить властные и экономические интересы господствующей группы.
Таким образом, правовые отношения формируются в процессе деятельности индивидов, социальных групп, регламентированной правовыми нормами. Такие отношения являются объектно-субъективными так как зависят от объективных условий, и от субъективного права.
Правовое сознание – это осознанная правовая реальность, жизненный мир человека, отраженный с точки зрения законного и незаконного в идеях, теориях, научных и эмпирических знаниях, обычаях и традициях, чувствах и эмоциях.
Основным содержанием правового сознания выступает знание о требованиях установленных норм. Человек всегда имеет представления о содержании требуемого и о последствиях в виде санкций в случае несоблюдения нормы.
В процессе развития общества возникает потребность в установлении общих для всех членов правил производства, обмена, потребления и распределения материальных благ, эти правила – непреложное условие функционирования общества. Постепенно в этом обществе формируется знания об этих «общих правилах», т.е они, общие правила, осознаются.
По своей природе правосознание идеально, являясь отражением правовой реальности, материальных отношений. Однако, будучи отраженным и осознанным, оно материализуется в практических поступках, в
деятельности людей. Как сознание вообще, правовое сознание субъективно, формируется обществом, зависит от общества. В тоже время правосознание общества объективно по отношению к индивиду или группе людей. По этому у каждого индивида, у каждой социальной группы существуют элементы собственного правосознания, не совпадающие с правосознанием общества в целом.
Правовое сознание формируется на таких фундаментальных человеческих качествах как чувство собственного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу, духовная самостоятельность, свободолюбие, взаимность, солидарность.
В структурном отношении правосознание можно рассматривать с двух позиций – по глубине и точности отражения правового бытия и по его носителю.
В первом случае правовое сознание существует на двух уровнях – теоретическом и обыденном.
Теоретический уровень – это система научных знаний о праве (наука) и правовая идеология. Правовая наука (юридическая наука) изучает право как особую систему социальных норм, и различные аспекты правоприменительной деятельности.
Она обеспечивает научность и процесса формирования правового сознания, и самого правового сознания как отражения правовой реальности, опирающегося на знание объективных закономерностей общественного развития.
Правовая идеология есть система правовых идей, теорий, воззрений, норм, регулирующих поведение людей в обществе, а также система оценок этих норм гражданами конкретного государства.
В любом обществе правовая идеология выступает защитницей интересов (прежде всего, экономических и политических) определенных социальных групп – правящей элиты, класса, этноса, религиозной конфессий. Поэтому в конкретном обществе всегда наличествуют разные правовые идеологии – например, идеология власть предержащих и идеология обездоленных.
Обыденный уровень – это отражение правовой реальности в виде эмпирических знаний, а также правовая психология.
Эмпирические правовые знания – это знания, полученные социальным субъектом на основе собственного социально-правового жизненного опыта. Таково, например, знание о воздаянии за совершенный проступок.
Правовая психология – совокупность правовых чувств, эмоций, настроений, переживаний, обрядов, обычаев, навыков и привычек, в которых отражается жизненный мир человека, его повседневная правовая реальность. В отличие от идеологии в правовой психологии меньше группового, меньше политического интереса, но больше подлинно человеческого. Формируясь стихийно, в основном опытным путем, она более консервативна, чем идеология, и менее подвержена изменениям в связи с приходом к власти новых правителей.
Правовая идеология и правовая психология тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.
Во-вторых, по носителю можно выделить общественное (групповое) и индивидуальное правовое сознание.
Общественное сознание - это сознание общества (группы), а индивидуальное – сознание отдельного человека. Индивидуальное сознание субъективно, и иным для индивида быть не может, а общественное выступает по отношению к нему объективным в том смысле, что существует независимо о его воли и желания: рождаясь, он застает уже принятые правовые нормы, привычки, а не создает их заново. В общественном и индивидуальном сознаниях могут быть разные ценностные правовые ориентации: что поощряется обществом, не всегда так же оценивается индивидом. Из всех форм общественного сознания к правосознанию близки нравственная и политическая.
Правосознание, как и любая форма сознания, выполняет ряд функций.
Онтологическая функция правосознания проявляется в том, что оно само является бытием человека и человечества, что оно существовало до и независимо от конкретного человека в качестве определенных правил, которые создают условия его сосуществования с другими.
Гносеологическая функция правосознания проявляется в том, что через познание правовых идей, теорий, законов, норм формируется правовое знание как фундаментальная предпосылка правового поведения.
Аксиологическая функция помогает оценить правовые явления, содержание юридических законов и норм, состояние законности и правопорядка в обществе, правовую культуру индивида.
Регулятивная функция правосознания. В повседневной реальности люди руководствуются теми правами, нормами, выполняют те обязанности, которые не только существуют «на бумаге», но и закреплены общественным сознанием. Благодаря таким нормам происходит согласование действий членов общества, регулирование поведения индивидов и социумов, общественных институтов – всех субъектов правоотношений.
Таким образом, правовая реальность как взаимодействие повседневной реальности и системного мира – сложное образование со своей структурой: правовыми отношениями, правовыми учреждениями и правовым сознанием. Каждый из этих элементов выполняет определенные функции. Правовая реальность – это жизненный правовой мир человека, который, с одной стороны - объективный, а с другой – формируется самим человеком.
Правовая реальность.
· ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ) — категория права, призванная отобразить все из мира правовых явлений, в «снятом» виде представить бытие права в конкретном историческом времени и пространстве. Правовая действительность характеризует собой реальное бытие правовой материи, наличную действительность всех правовых феноменов существующих в пространстве и во времени, причем как материального, так и идеального порядка, ибо «мысль и материя» действительны, т.е. существуют.
В правовую действительность включаются все те социальные явления объективного и субъективного порядка, которые имеют специфическое правовое содержание и соответствующую ему форму. Сюда же следует отнести и противоправную реальность — объективированные действия, сопряженные с нарушением правовых норм.
Правовая реальность есть мир права, конструируемый из правовых явлений и процессов, упорядоченных независимо от отношения к базисному феномену или «первореальности» права. Правовая реальность не представляет некой субстанциональной части реальности, а является способом организации и интерпретации определенных аспектов социальной жизни, бытия человека. Однако этот способ настолько существенный, что при его отсутствии распадается человеческий мир. Уже в этом определяется отличие бытия права от бытия собственно социальных объектов, по той причине, что мир права — это мир долженствования, а не существования. Являясь методологической и мировоззренческой категорией, правовая реальность дает возможность рассматривать право не просто как надстрочное явление (общественных отношений, института, формы общественного сознания), а как особый мир, автономную область человеческого бытия, который имеет свою логику и закономерности, с которым нельзя не считаться. Смысл проблемы правовой реальности находиться в связи с вопросом о бытии права, т.е. его внедрением в человеческое существование. Содержание правовой реальности позволяет выделить в ней такие формы бытия права, которые в совокупности отображают «пространство» правовой реальности. Это: мир идей — идеи права; мир знаковых форм — правовые нормы и законы; мир взаимодействий между социальными субъектами или правовая жизнь.
Право как высшая ценность.
Характеристика права как меры, как границы свободы действий всех участников общественных отношений раскрывает его общие ценностные свойства. Такая характеристика может разворачиваться и конкретизироваться в различных аспектах. Один из таких аспектов определен Конституцией Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым провозглашает свое понимание взаимоотношений государства и личности, ставит на передний план именно личность.
Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью — фундаментальная норма конституционного строя, образующая основу правовой защиты общества от попыток создать условия для подавления личности. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества.
Право как свобода.