Герменевтика как методология гуманитарных наук (Ф. Шлейермахер и В. Дильтей. Дильтей В. «Описательная психология»).
Герменевтика – искусство и теория истолкования текста. В качестве текста можно рассматривать любое действие. Поступок, событие.
Гермес - основоположение искусства истолкования.
В Греции этому искусству придавали большое значение. Аристотель пытался это искусство осмыслить с научной точки. Очень популярна герменевтика в средние века, здесь целая наука экзеневтика – интерпритация религиозного текста. Смысл явный, смысл скрытый, смысл нравственный, смысл олигорический (переносный). Изобразительное искусство – картины, скульптуры, архитектурные сооружения, танец. В средние века увлечение символами. Эпоха возрождения – реформация – движение за преобразованием религии (Мартин Любер).
Эпоха просвещения – развития естественных наук – здесь нет сельского взлета герменевтики. Интерес к герменевтике в самом начале 19 века. Движение романтизм – тоска по идеалу, тоска по сильной личности. Становление капитализма, принципы становления личности, все подчиняется индивидуальному развитию. Человек, смысл жизни, бытия, направленности жизни могут исчезнуть, эти проблемы выходят наружу и вновь приобретает смысл герменевтики. Историческая школа права (Савиньи, Пухта).
Нужно понять юридические нормы, правила тех лет, не надо осовременивать прошлое. Мы ошибаемся, не правильно оцениваем источники. Влияние школы (историческая школа, права) огромно на историков, юристов и т.д.
У истоков становления методологии из Германии – Шлейермахер - теолог, и одновременно занимался проблемами геменевтики.
Для него герменевтика – это искусство понимания чужой индивидуальности, личности. Герменевтика появляется там, где мы сталкиваемся с чужой культурой и появляется опасность ее ложного истолкования – мы судим по поверхности, нужно проникнуть в чужую, понять ее изнутри.
I. Любой текст характеризуется наличием
двух планов:
1 - предметно-содержательный (план содержания)
2 – внутренний или личностно-индивидуальный ( план выражения) - это те литературные, художественные, языковые, которые использует автор, чтобы проникнуть в замысел автора нужно проработать план выражения, для этого нужно владеть знаковой системой, символикой и т.д.( жест, взгляд говорит больше чем речь).
II. Главная задача - проникновение в замысел автора. Нужно стать самим автором, слиться с ним – это дивинации – проникновение в суть, замысел целого через части. Имеет место достраивания, некая интуиция.
III.Герменевтический круг – соотношение целого и части, т.е. мы постигаем целое по частям, и наоборот, мы познаем части, зная целое. Это соотношение теста и контекста. Этот круг помогает ликвидировать «задор» между автором и читателем.
Следующий мыслитель, который представляет Герменевтику Вильгельм Дильтей.
Герменевтика для него – это методология гуманитарных наук, это метод познания исторических наук, это способ истолкования письменно- зафиксированных текстов.
· Ставит проблему критики исторического разума - это проблема взаимоотношения объекта и субъекта в историческом познании.
Кант дает критику познающего. Что в познании зависит от субъекта, показал, что не все вопросы могут быть включены в научное познание, поэтому такие вопросы он исключает из познания.
Для канта история – это не наука.
Что в историческом познании определяется субъектом? Чем он(а) занят? Вывод Дильтея – он занят пониманием.
· Исторический мир.
Гегель - идея его:
1 стадия – субъективный дух - сознание индивида.
2 стадии - объективный дух – это и есть общество: семья, гражданское общество, государство.
· Дильтей рассуждает так же. Исторический мир – это объективизация внутренней жизни во всех проявлениях, должный увидеть духовное проявление ( субъект).
· Основой всех гуманитарных наук должна стать психология. Работа Дильтея «Описательная психология», в его время психология - это наука о духе, значит о сознании. Психология наука не объясняющая, а описательная.
Объяснить – значит подвести под закон, или общее правило.
Объяснить.
«Такое положение дел в науке недопустимо. Жизнь сознание характеризующееся целосностью и исходя из целостности, мы можем обнаружить роль каждого компонента сознания человека. Компоненты находятся в сложных связях, и мы можем эти связи описать». Таким образом, психология - фундамент, но психология описательная, которая показывает палитру связей.
· Дильтей выступил с критикой Канта ( формы, нормы, мышление).
- Мы должны понимать субъекта как живого реального человека. Предпосылкой познания является сама жизнь, так как субъект не может из жизни выключиться.
- Само историческое познание тоже направлено на жизнь.
-
«Чтобы понять человека – нужно проникнуть в его сознание».
· Дильтей – «переживание, вживание», для адекватного постижения исторической жизни необходима отстраненность во времени. Само по себе настоящее себя не осознает.
· Мы себя помещаем в эпохи, душевная жизнь имеет цель, средства, отношения и т.д. - структуру жизни и мы начинаем понимать, т.к. «переживаем», «вживаемся» и делаем «заключение по аналогии».
А как обратно? «Это означает, что понятое прошлое связать с настоящим». Делается все ради настоящего.
Он хочет узнать сам себя, понять себя.
Установить нити связей.
У Дельтея нет ответа: связь прошлого и настоящего.
Дильтей: «Можно вычленить качественные ступеньки духовной жизни, он эти качественные ступеньки ассоциирует с жизнью одного поколения».
(Пример: много внимания уделяет биографиям – материал богатый, его можно структурировать).
Проблему выхода из герменевтического круга решили другие.