Словарь иностранных слов и выражений
A priori (лат.) – заранее, наперед.
Аи fond (франц.) – в сущности, по существу.
Banditti (итал.) – разбойники.
Bona fide (лат.) – истинное.
Coup d'etat (франц.) – государственный переворот.
Dies nefastus – "Запретный день"; так у древних римлян назывались дни, в которые, по религиозным соображениям, запрещалось выносить приговоры и обращаться к народу, потому что на них лежало проклятие богов; зловещие, роковые дни.
En rapport – "в соответствии", "в гармонии".
Entree en matiere (франц.) – вступление к теме.
Ex nihilo nihil fit (лат.) – "из ничего ничего не происходит" (Лукреций); основное положение эпикурейской философии.
Freiherrs (нем.) – бароны.
Grandes dames (франц.) – знатные дамы.
Hoi polloi (греч.) – стадо, толпа, орава.
Haute noblesse (франц.) – высшее дворянство.
Immigres (франц.) – переселенцы, иммигранты.
Imperium in imperio (лат.) – государство в государстве.
In toto (лат.) – в целом.
Le Roi est mort – vive le Roil, (франц.) – "Король умер – да здравствует король!"
L'urne (франц.) – избирательная урна;
Nee plus ultra (лат.) – дальше некуда, крайняя степень.
Nom de plume (франц.) – псевдоним.
Par exellence (франц.) – преимущественно, главным образом.
Passim (лат.) – ссылаясь на тот же источник.
Per se (тт.) – сам по себе.
Raison d'etre (франц.) – право на существование; разумное основание, смысл.
Rara avis (лат.) – редкая птица.
Savant (франц.) – ученый, сведущий.
Scrutin secret (франц.) – тайное голосование.
Sine qua поп (лат.) – букв, "без чего нет", т.е. необходимое, непременное условие.
Studiosus medicinae (лат.) – студент-медик.
Sub judice lisest (лат.) – букв, "дело еще у судьи", т.е. вопрос еще не решен.
Suffrage universel (франц.) – всеобщее избирательное право;
Summum bonum (лат.) – высшее благо.
Summum malum (лат.) – высшее зло.
Uber-einander liegend (нем.) – букв, "лежащий один над другим".
line carriere a part (франц.) – особая карьера, легальное существование.
Vice versa (лат.) – наоборот, обратно.
Vox populi, vox Dei (лат.) – "глас народа – глас божий".
________________
[1] У. Робертсон в своей "Истории Америки" сообщает... – См. J. L. Stephens, "Incidents of Travels in Central America, Chiapas and Yucatan", 12th ed., vol. I, London 1846, p. 97.
[2] Стивене Джон Ллойд (1805-52) – американский путешественник и писатель. Много путешествовал по Европе, Египту и Сирии. В 1839 г. организовал с Ф. Катервудом экспедицию в Центральную Америку, с целью поисков и исследования древних памятников. В 1841 г. он вновь отправился на Юкатан. Результаты обеих экспедиций он изложил в двух томах "Incidents of Travels in Central America, Chiapas and Yucatan", London, 1841, 2 v. (к 1846 г. этот труд переиздавался уже 12 раз); и "Incidents of Travel in Yucatan", 1843.
[3] Д'Орбжъи Альсид Дессалин (1802-57) – французский палеонтолог. В 1826 г. предпринял экспедицию в Южную Америку для сбора сведений по естественной истории и этнологии; результаты своих исследований изложил в работе "Voyage dans I'Amerique Meridionale" (1839-1842).
[4] Чуди Иоганн Джекоб фон. (1818-89) – швейцарский путешественник и естествоиспытатель. В 1838 г. отправился в Перу, где провел пять лет, изучая естественную историю и этнографию. Его труды в основном посвящены фауне Перу, языку кечуа и перуанским памятникам; среди них: "Die Kechua Sprache", Vena, 1853 (в 3-х томах); "Kulturgeschichte und sprachliche Beitrage zur Kenntniss des alten Peru", Vena, 1891; "Reisen durch Sudamerika", 1866-69.
[5] "...обычаи захоронения и бальзамирования указуют на Египет..." – Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878, p. 467.
[6] ...уанков, "заселявших плато ... широты". – Там же, стр. 468.
[7] Линия – мера длины, равная 1/12 дюйма, или ок. 2,1 мм.
[8] Статья д-ра Э.Р. Хита в журнале "Kansas City Review of Science and Industry" за ноябрь 1878 г.
[9] Там же, стр.463.
[10] Найфер Фрэнсис Юджин (1847-1927) – американский физик. Проводил обширные исследования электрических разрядов. Написал "Electricity and Magnetism", 1914.
[11] Макс Мюллер (1823-1900) – английский филолог-востоковед; выдающийся специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии.
[12] Эта идея ясно выражена Платоном в его "Пире"; ее также использовал лорд Бэкон в своей "Новой Атлантиде".
[13] В "Разоблаченной Изиде" три года назад я писала: "Название Америка может однажды оказаться тесно связанным с названием Меру – священной горой в центре семи континентов". Когда Америка впервые была открыта, оказалось, что некоторые местные племена называют ее Атлантой. В некоторых штатах Центральной Америки встречается название Америх, что означает, как и Меру – великая гора. Происхождение американских индейцев камас также неизвестно.
[14] "Насыпь ... хвосту". – См. "New American Cyclopaedia" ("Новая Американская Энциклопедия"), 1873-1876, статья "American Antiquities" ("Американские древности").
[15] ..."невидимому ... возможностей". – См. там же.
[16] ..."приведенные, в ... труде"... – Здесь имеется в виду работа Агостино Алю "Древние памятники Мексики", под редакцией и с комментариями лорда Кингсборо. – Agostino Aglio, "Antiquities of Mexico", London, 1830-1848, 9 vol-s.
[17] ..."протяженность ... в мире". – См. "New American Cyclopaedia", статья "Титикака".
[18] ..."выполнены ... в Америке". – См. "New American Cyclopaedia", статья "Тиауанако".
[19] "Сии памятники ... Куско". – См. "New American Cyclopaedia", статья "Американские древности".
[20] "Руины ... в Америке". – См. "New American Cyclopaedia", статья "Тиауанако". (Это относится ко всем цитатам, приведенным в этом абзаце).
[21] Драконтии (греч.) – храмы, посвященные Дракону, эмблеме Солнца, символу Божества, Жизни и Мудрости.
[22] Бернал Диас дель Кастильо (1498-1568) – испанский летописец. В 1514 г. вступил рядовым в армию Кордовы и отправился в Новый Свет, где участвовал во многих военных экспедициях. В 1568 г. поселяется в городе Гватемала в качестве городского советника и пишет историю своей жизни. Помимо своего собственного желания правдиво пересказать события, искаженные своекорыстными генералами, он, удрученный пристрастным рассказом Франсиско Лопеса де Гомара, также решает исправить и многие его неточности. Так появилась на свет рукопись "Historia Verdadera de la Conquista de la Nueva Espana". Более 60 лет этот манускрипт пролежал в одной из частных библиотек, прежде чем попал в руки Отца Алонсо Ремона, главного летописца Ордена Милосердия. При его содействии, этот труд был опубликован в Мадриде в 1632 г.
[23] Д'Гомара Франциско Лопес (1510-ок.60) – испанский историк. Будучи личным капелланом Эрнана Кортеса, он смог почерпнуть от него, а также и от некоторых других лиц, информацию об испанском завоевании Антильских островов, Перу, Чили, Центральной Америки и Мексики. Эти сведения легли в основу его труда, опубликованного под названием "Histona de las Indias y Cronica de la conquista de Nueva Espana" (Медина, 1553). Сам Гомара никогда в Америке не был и его работа настолько пристрастна и в ней так много неточностей, что с 1553 по 1727 г. ее публикация была запрещена в Испании, хотя она неоднократно издавалась в других странах. Одно время ее принимали за Хронику Шимальпэна, писателя-ацтека конца 16 века.
[24] Клавихеро Франциско Хавъер Мариано (1721-87) – мексиканский историк, исследователь памятников древности и истории своей страны. Его главный труд: "Storia Antica del Messico" (Чезена, 1780-81, в 4-х томах). Книга эта – бесценный источник сведений, и впоследствии ею пользовались многие историки; переведена на несколько языков.
[25] Д'Сарате Августин – испанский историк второй половины 16 века. Много лет провел на государственной службе в Кастилье, а затем в Перу. Написал историческую хронику Перу, начиная с его открытия и кончая событиями, свидетелем которых был сам. Она была издана в Антверпене в 1555 г. под заголовком "Historia del discubrimiento у conquista de la provincia del Pern". Этот труд считается авторитетным и опубликован на многих языках мира.
[26] Д'Солис и Риваденейра Антонио (1610-86) – испанский поэт и историк; в возрасте 56 лет постригся в монахи и принял духовный сан (1666). Плоды своих исторических изысканий представил миру в своей "Historia de la Conquista de Meхico" (Мадрид, 1684) – работе высокой исторической ценности и прекрасной литературной формы.
[27] "Какие ... строения?" – См. Humboldt, "Researches concerning the Institutions and Monuments of the Ancient Inhabitants of America", tr. from the French by H. M. Williams, London, 1814.
[28] Прескотт пишет... – Цитаты, приведенные в этом абзаце, взяты из "History of the Conquest of Mexico" ("Истории покорения Мексики") У. Х. Прескотта, которые он, в свою очередь, заимствовал из книги Бернардино де Саагуна (Bernardino de Sahagun, "Historia General de las cosas de Nueva Espana"), опубликованной лордом Кингсборо, что объясняет упоминание его имени в тексте.
[29] Ла Вега Гарсиласо де (ок. 1535-1616) – перуанский историк, прозванный "Инка". Его отец (отпрыск аристократического рода) отправился в Перу в свите Педро де Альварадо, а его мать происходила из царского рода инков. В 1560 г. он переехал в Испанию. Прославился книгой "La Florida del Inca" об экспедиции де Сото (издана в 1605 г.), а также своей историей Перу, вышедшей под названием "Comentarios reales que traton del origen de los Incas". Эта работа была переведена на многие языки мира; на нее во многом опирались такие историки, как Прескотт и Робертсон.
[30] Роман говорит... – См. J.Roman у Zamora, Republicas del mundo, Medina del Campo, 1575 г., 2 vok
[31] Прескотт пишет... – Цитаты, приведенные в этом абзаце, взяты из "History of the Conquest of Mexico" ("Истории покорения Мексики") У. Х. Прескотта, которые он, в свою очередь, заимствовал из книги Бернардино де Саагуна (Bernardino de Sahagun, "Historia General de las cosas de Nueva Espana"), опубликованной лордом Кингсборо, что объясняет упоминание его имени в тексте.
[32] Кромлех – мегалитический памятник культового назначения эпохи неолита и бронзового века в виде круглой ограды из громадных каменных плит и столбов.
[33] Риветт-Карнак Джон Генри (1839-?) – английский историк; написал несколько работ об индийских памятниках древности и в частности о наскальных изображениях Среди них "Archaeological Notes on ancient sculpturings on rocks in Kumaon, India", печатавшаяся в "Journal of the Asiatic Society of Bengal", (Калькутта, 1870).
[34] Полное название статьи – "Archaeological Notes on Ancient Sculpturings on Rocks in Kumaon, India, similar to those found on Monoliths and Rocks in Europe, with other papers". By J.H.Rivett-Carnac, Esquire, Bengal Civil Service,C.I.E.,F.S.A., M.R.A.S., F.G.S., etc. (Calcutta, 1879).
[35] Уака (huaca, waka) – в мифологии кечуа святыня, обладающая мистической силой; это может быть храм, гробница, идол, ритуальный сосуд, камень и др.
[36] "...близ города инков?.." – См. Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878, p. 455-56.
[37] 495-498 – указаны по изд.: Блаватская Е. П. "Разоблаченная Изида". М.: Российское Теософское Общество, 1992.
[38] Атауальпа (ок.1500-33) – последний король инков, сын Уайны Капака.
[39] Королевская кружка – здесь железная коробка с отверстием в крышке для сбора податей.
[40] Д-р Хатчинсон ... пишет: "Я пришел ... кости". – Цит. по: Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878, p. 458-460
[41] Адоб (исп. adobe, от араб, ат-туб) – высушенный на солнце кирпич-сырец из глины и резаной соломы.
[42] "...На холме, ... чаши". – См. Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878, p. 461-463.
[43] Лама гуанако – животное из рода лам семейства верблюдовых, обитающее в высокогорных районах Анд.
[44] Ваал (греч.), или Баал (евр., букв, "хозяин", "владыка") – древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны и проч. "Бааловых размеров" – т.е. мифической, гигантской величины.
[45] "...Арекипу ... изменений". – См. Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878.
[46] ..."Принято считать, ... цивилизации". – См. Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878.
[47] "Множество кипу, ... все станет явным". – См. Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878
[48] "Journal of Science", Vol. I, February, 1879, pp.148-149; статья "Progress. The Alleged Distinction between Man and Brute".
[49] "...Кто мог бы узнать в нынешних индейцах иничуа и аймара их благородных предков?" – См. Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878.
[50] Моносиллабизм – преобладание в языке односложных слов.
[51] "Трактат о философии йоги" – написан д-ром Н.К. Полом, фельдшером корпуса морской пехоты Великобритании. Издан в 1850 г.; затем опубликован в "Indian Echo Press", Калькутта, 1883 г.; 3-е издание выпущено бомбейским теософским издательством Тукарама Татьи в 1888 г.
[52] Гибернация (от лат. hibernatio – зимняя спячка) – искусственно вызванное состояние замедленной жизнедеятельности организма, напоминающее зимнюю спячку животных.
[53] Йога-Видья – имя описательное, данное "Сутрам" Патанджали.
[54] ...глубинными методами... – игра слов: Карпентер с Томсоном в течение двух лет (1868-70) исследовали глубины океана; отсюда – ирония Е. П. Блаватской по поводу deeper methods.
[55] Куша (санскр.) – трава, считающаяся священной и применяющаяся индусскими аскетами и в религиозных церемониях.
[56] "Каши Кханда" (санскр.) – большая поэма, составляющая часть "Скандха Пураны".
[57] Его любопытный рассказ можно найти на странице 94 настоящего тома. – См. "Theosophist", Vol. II, Feb., 1881, pp. 94-95; рассказ называется "The Sadhoo's Burial Alive at Lahore: Important New Testimony" ("Садху захоронен заживо в Лахоре: Новое важное свидетельство").
[58] Гарима (санскр.) – один из восьми видов сиддхи (чудесных сил), способность по желанию увеличивать вес.
[59] XXVI-XXVII – указаны по изд.: Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. – М.: Российское Теософское Общество, 1992.
[60] В вечности не существует ни Прошлого, ни Будущего; поэтому для освобожденной Души (или Духовного Эго) три времени сливаются в одно – НАСТОЯЩЕЕ.
[61] Пракамъя (санскр.) – один из восьми видов сиддхи, абсолютная проницательность ума и чувств.
[62] Лошмидт Йозеф (1821-95) – австрийский физик.
[63] Проктор Ричард Энтони (1837-88) – британский астроном; член Королевского Астрономического Общества, а с 1872 г. его почетный секретарь. Будучи экспертом в составлении карт, участвовал в издании двух звездных атласов. С 1881 г. жил в Америке. Его наиболее значительный труд "Old and New Astronomy" был закончен уже после его смерти А. К. Рэньярдом и опубликован в 1892 г. Среди других его работ можно отметить: "Other Worlds than Ours" (1870); "The Poetry of Astronomy" (1880); "The Borderland of Science" (Лондон, 1873) и "Our Place Among Infinities" (Лондон, 1875; Нью-Йорк, 1876), к которой он добавил заметки по астрологии и еврейской каббале и которая не раз с одобрением цитируется Е. П. Блаватской в "Разоблаченной Изиде".
[64] "Странные шумы несутся со всех сторон... Для Вселенной наступила Ночь!.." – В более полном виде этот отрывок приведен в "Разоблаченной Изиде", том II и "Тайной Доктрине", том I. Его приписывают Вама-деве Модельяру, а ссылка относится к работе Жаколио "Les Fils de Dieu". Цитируется по "Тайной Доктрине" в переводе Е. И. Рерих.
[65] ..."культурно-историческое эссе". – Речь идет о статье Блохвитца "Значение числа семь".
[66] Бирс-Нимруд – находящиеся неподалеку от Вавилона, развалины гигантского храма с огромной башней – Борсиппа, где в древности поклонялись Белу и вели астрономические наблюдения. Считается прообразом Вавилонской башни и представляет из себя пирамиду-зиккурат, которая, по данным археологии, состояла из семи ярусов и достигала высоты 90 м.
[67] Пуджа (санскр.) – приношение, поклонение, божественные почести.
[68] Кунрат Генри – выдающийся каббалист, розенкрейцер, химик и врач 16 века, лучшим сочинением которого, по мнению Е. П. Блаватской, является "Амфитеатр вечной мудрости".
[69] ...книга профессора Цёльнера – Zollner J. Transcendental Physics, London, 1880. Цёлънер Иоганн Карл Фридрих (1834-1882) – немецкий физик, профессор физической астрономии Лейпцигского Университета
[70] Слейд Генри (7-1905) – американский медиум, в основном известный в связи со slate-writing (особый вид медиумистического письма с помощью грифельной доски). Однако широкую известность он впервые приобрел после того, как комитет в составе Е. П. Блаватской и Г. С. Олькотта остановил на нем свой выбор. Подозрения в обмане, высказываемые некоторыми из наблюдателей сеансов Слейда, никогда не были обоснованы. Напротив, существует серьезное свидетельство в пользу подлинности его медиумических феноменов. В своем докладе "Возможность неверных наблюдений в отношении доказательства феноменов спиритуализма", прочитанном на общем собрании Общества Психических Исследований 5.07.1886, Ч. К. Мэсси приводит пример феномена, произведенного Слейдом в Нью-Йорке и наблюдавшегося им и полковником Олькоттом 14.10.1885. Во время эксперимента стул, который как убедились присутствующие, не имел никаких приспособлений, завис в воздухе и двигался, по просьбе Мэсси, в то время как медиум, остававшийся на расстоянии, был неподвижен и находился под наблюдением. По словам Мэсси: "Ни один медиумический феномен из наблюдавшихся мною, ни произвел на меня более сильного и глубокого впечатления, чем этот". (Proceedings, S.P.R., Vol. IV, p. 81). Среди тех, кто признал реальность феноменов, демонстрировавшихся Слейдом, были д-р Альфред Рассел Уоллес, сержант Эдвард У. Кокс, Картер Блейк, д-р Джордж Уайлд, мисс Кингсбери (в 1876 г. секретарь Британской Национальной Ассоциации Спиритуалистов), проф. Цёльнер и его коллеги Фехнер, Вебер и Шейбнер. В России великий князь Константин, проф. Бутлеров и А. Н. Аксаков также убедились в реальности опытов Слейда.
[71] Мадам Тэйер – миссис Мэри Бейкер Тэйер из Бостона, исследованию феноменов которой Г. С. Олькотт посвятил почти пять недель летом 1875 г. См. его "Old Diary Leaves", v. I, pp. 88-100.
[72] Гаусс Карл Фридрих (1777-1855) – выдающийся немецкий математик и физик, иностранный член-корреспондент и почетный член С.-Петербургской Академии Наук.
[73] Вебер Вильгельм Эдуард (1804-91) – известный немецкий физик, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии Наук.
[74] Кетгут – нити из бараньих кишок, применяемые в хирургии; либо кишечные струны в музыкальных инструментах.
[75] Движение тяжелых предметов без какого-либо контакта с ними со стороны Слейда было таким обычным делом, что мы смотрели на раскачивания стола лишь как на начало дальнейшего развития феномена.
[76] "...Хотя мы ... в половине двенадцатого". – H. S. Olcott. Old Diary Leaves, v. I, pp. 90-92.
[77] Аксаков Александр Николаевич (1832-1903) – русский писатель, философ и выдающийся исследователь проблем спиритуализма. Родился 27.05/8.06.1832 в деревне Репьевка Городищенского уезда Пензенской губернии, в имении своего отца Николая Тимофеевича – брата известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Его матерью была Екатерина Алексеевна Панова, из старой аристократической семьи Симбирской губернии. Закончил Александровский лицей в С.-Петербурге в 1851 г. и поступил на службу в министерство внутренних дел. Был назначен в состав статистической экспедиции и некоторое время путешествовал по губерниям, исследуя феномен религиозного сектантства. В 1855-56 гг. был слушателем курсов медицинского факультета Московского Университета, но вскоре возобновил государственную службу. Вышел в отставку с государственной службы в чине действительного советника в 1878 г.
С ранних лет интересовался проблемами теологии и философии и еще в лицее познакомился с трудами Сведенборга, которые и легли в основу его философского мировоззрения, с помощью которого он попытался создать эмпирическую базу для своей веры в духовную природу человечества. В результате этих изысканий он опубликовал следующие работы: "О небесах, о мире и об аде, как то видел и слышал Сведенборг" (Лейпциг, 1870); "Евангелие по Сведенборгу" (Лейпциг, 1864); "Рационализм Сведенборга" (Лейпциг, 1870).
Последняя работа привела его с спиритуализму, который стал основной сферой его интересов со второй половины шестидесятых годов. В трудах Э.Д.Дэвиса он нашел четкое выражение своей позиции и опубликовал в Германии серию переводов, на немецкий, его работ: "Реформатор" (Лейпциг, 1867); "Волшебная палочка" (Лейпциг, 1868); "Основы природы" (Лейпциг, 1869); "Доктор" (Лейпциг, 1873).
Особенно его интересовало изучение психических феноменов, которые могли представить доказательства существования духовного принципа в человеке. Пытаясь найти такие доказательства, он встретил самый живой интерес к подобным феноменам со стороны профессора Бутлерова, выдающегося русского химика, публично заявившего о своей вере в реальность медиумических феноменов. В течение этого периода жизни Аксаков перевел на русский большое количество работ в области исследований медиумизма, среди которых следует отметить следующие:
"Учебник по магнитотерапии" графа Ф. фон Сапари, пер. с франц., С.-Пб., 1860;
"Экспериментальное исследование спиритуализма", Р. Хэр, пер. с англ., Лейпциг, 1866;
"Спиритуализм и наука. Психические исследования Крукса", С.-Пб., 1872;
"Очерк по истории Комитета по проблемам медиумизма физического общества Петербургского университета", С.-Пб., 1883;
"Памятник предрассудкам в науке. Заключения Комитета по проблемам мидиумизма", С.-Пб., 1883.
Аксаков был также автором нескольких монографий о Гелленбахе, Дасье и их работах. В Германии он опубликовал некоторые из трудов, указанных выше, добавив к ним две работы А. Р. Уоллиса. Насколько известно, он сам оплачивал издержки, связанные с этой огромной издательской работой.
В 1874 г. Аксаков основал в Лейпциге ежемесячный журнал "Psychische Studien", посвященный исследованиям малоизвестных психических феноменов. Журнал издавался вплоть до 1934 г.; с 1925 г. название было изменено на "Журнал Парапсихологии".
Позиция Аксакова в отношении спиритуализма четко изложена в предисловии к его первому изданию "Спиритуализм и наука" (С.-Петербург, 1872), откуда явствует, что он проводил четкую грань между наблюдаемыми фактами и теориями того времени, которые претендовали на их объяснение. Наблюдение и регистрация феноменов медиумизма лежали в основе и были главной целью его литературной деятельности, и факты эти излагались им вне толкований с позиций какой-либо теории или любой другой предвзятости. Он соглашался с тем, что для научного подхода к этому предмету потребуется целый ряд научно доказанных фактов и что настанет время, когда наконец появится одна или несколько теорий, объясняющих эти факты на разумной основе. Эти взгляды получили дальнейшее освещение в январском выпуске журнала Аксакова за 1878 г. Следовательно, совершенно очевидно, что его взгляды в данной области были весьма близки к позиции Е. П. Блаватской.
Позднее, он опубликовал следующие работы:
К. Р. Е. Хартманн "Спиритизм", пер. А. М. Бутлерова, 1887;
"А. М. Бутлеров в медиумизме", с портретом автора и воспоминаниями Н. П. Вагнера, 1889;
"Предвестники спиритизма за последние 250 лет", С.-Пб., 1895;
"Случай частичной дематериализации тела медиума", пер. с франц., Бостон, 1898;
"Анимизм и спиритизм", 2-ое изд., С.-Пб., 1901; пер. на нем., Лейпциг, 1894; пер. на франц., Париж, 1906.
Большую часть своей работы А. Н. Аксаков (как и Е. П. Блаватская) был вынужден осуществить за границей (главным образом, в Германии) вследствие полной невозможности проведения подобной деятельности в России.
[78] Дюбуа-Реймон Эмиль Генрих (1818-1896) – немецкий физиолог, философ, иностранный член-корреспондент С.-Петербургской Академии Наук. Основоположник электрофизиологии, автор молекулярной теории биопотенциалов
[79] Рейхенбах, барон Карл фон. (1788-1869) – немецкий философ, химик и промышленник. Построил фабрики по производству железа в Биллингене и Хауфахе, а также мануфактуры в Нижней Австрии и Галиции. В химии стал открывателем парафина и креозота, а также целого ряда красителей. Однако более известен своими многосторонними исследованиями того, что он сам назвал одом – электромагнитного излучения, эманирующегося людьми, и особенно сенситивами. Это исследование было во многих отношениях эпохальным. Как и следовало ожидать, поначалу ортодоксальная материалистическая наука лишь осмеивала его, но позднее его взгляды и выводы были поддержаны наиболее прогрессивными учеными; и, как убедительно показывает Е. П. Блаватская, они полностью согласуются со взглядами древних о человеке и его скрытых силах.
Рейхенбах написал много очерков и книг об оде, среди которых стоит упомянуть следующие: "Unter-schungen uber die Dynamide Magnetismus, Electrizitat, Warme und Licht in ihren Beziehungen zur Lebenskraft" (Брауншвайг, 1850, в 2-х т.); "Odisch-magnetische Briefe" (Штуттгарт, 1852); "Der sensitive Mensch, etc." (Штуттгарт, 1854, в 2-х т.).
[80] Хаммонд Уильям Александр (1828-1900) – американский военный врач; проф. физиологии и анатомии в Балтиморском Университете; основатель Медицинского Музея Армии; зав. кафедрой психиатрии и нервопатологии в Нью-Йоркском Университете. Основные труды: "The Medical and Surgical History of the Rebellion. On Sleep and Its Derangements" (Филадельфия, 1869); "Physics and Physiology of Spiritualism" (Филадельфия, 1870).
[81] Ливингстон рассказывает... – См.: Livingstone D. Livingstone's Travels and Researches in South Africa, etc. London: J.Murray, 1857.
[82] ...говорится в докладе. – См. Приложение 2 к настоящему сборнику.
[83] Берцелиус Иоган Яков (1779-1848) – шведский медик и химик; с 1818 г. секретарь Стокгольмской Академии Наук. Наиболее известные труды: "Theory of Chemical Proportions and the Chemical Action of Electricity" и "Lehrbuch der Chemie".
[84] Вебер Вильгельм Эдуард (1804-91) – физик, иностранный член-корреспондент С.-Петербургской Академии Наук. Исследовал электричество и магнетизм; разработал совместно с К. Ф. Гауссом абсолютную систему электрических и магнетических единиц. Его именем названа единица магнитного потока
[85] ...открытие Бьюкенена... – Бьюкенен Д. Учебник психометрии. Заря новой цивилизации (Manual of Psychometry: the Dawn of a New Civilization). Опубликован автором в 1885 г. в Бостоне.
[86] Грегори Уильям (1803-58) – английский химик и медик. Автор "Outlines of Chemistry", "Animal Magnetism", а также переводчик на английский язык знаменитого труда барона К. фон Рейхенбаха "Researches".
[87] Эйдолон (греч.) – образ, изображение; отражение; призрак, привидение.
[88] "Переход духов или тайна смерти". – 2-я глава первой части книги "La Science des Esprits".
[89] Полковник Олькотт никогда ничего подобного не говорил.
[90] ...говорит ... римский архиепископ. – См. crp.V предисловия к работе Муссо "Les hauts phenomenes de la magie".
[91] "...Оба преступника – еще молодые люди". – См.: "Русский Курьер", № 16, 17.01.1881
[92] Майна – говорящий скворец.
[93] Кинокефалоидный (от лат.) – букв., собакоголовый.
[94] Бик Чарльз Тильстон (1800-74) – английский путешественник-исследователь, коммерсант, юрист. С ранней юности проявил большой интерес к библейской археологии. Большую часть жизни посвятил интенсивному изучению и исследованию стран Африки (Эфиопия) и Среднего Востока (Сирия, Палестина), а также установлению коммерческих связей с Центральной Африкой. Наиболее известный труд: "Origines Biblicae; or, Researches in primeval History", London, 1834 (за который автор получил степень доктора философии).
[95] ..."литому тельцу"... – См.: Исход, XXXII, 4, 8; Книга Неемии, IX, 18.
[96] Фальб Рудольф (1838-1903) – немецкий естествоиспытатель и писатель. Основал популярный астрономический журнал "Сириус". В 1877-80 гг. путешествовал по Северной и Южной Америке, развивая свою теорию о влиянии Солнца и Луны на атмосферу и недра Земли, которую изложил в своих трудах: "Wetterbriefe" и "Das Wetter und der Mond". Хотя его научные теории не были поддержаны коллегами, они содержат интуитивные идеи, сродни оккультной точке зрения и заслуживают дальнейшего изучения со стороны непредубежденных ученых. Тонкий исследователь вулканической активности и землетрясений, он написал следующие работы, часто упоминаемые в трудах Е. П. Блаватской: "Von den Umwalzungen im Weltall" (Вена, 1881); "Grundzuge zu einer Theorie der Erbeben und Vulcanausbruche, etc." (Грац, 1869-71); "Gedanken und Studien uber das Vulcanismus, etc." (Грац, 1875)
[97] Чейни У. (род.1821) – американский астролог; автор "A Primer of Astrology".
[98] "Одною из самых известных растительных эпидемий является картофельная болезнь. 1846, 1860 и 1872 были годами повального заболевания картофеля. Им предшествовали годы, когда наблюдалось максимальное количество солнечных пятен... [существует] любопытная взаимосвязь между этими заболеваниями, поражающими растения, и состоянием Солнца... Болезнь, появившаяся около трех столетий назад, носившая эпизодический и крайне жестокий характер и прозванная "приторною тошнотой"... разразилась в конце пятнадцатого – начале шестнадцатого веков. Она была зафиксирована в 1485, 1506, 1517, 1528 и 1551 годах, с интервалами между вспышками эпидемий примерно в одиннадцать лет. А это как раз то время, когда на Солнце появлялись пятна..." ("The Sun and the Earth". Лекция проф. Балфура Стюарта).
[99] Сарацины – арабы северо-западной Аравии в средневековой литературе.
[100] Альфонс X, "Ученый" или "Мудрый" (1252-84) – король Кастилии и Леона, монарх-реформатор; скончался, свергнутый с трона и всеми покинутый, в Севилье. Прославился своей ученостью и может быть справедливо назван отцом кастильской литературы. Был основателем испанской историографии на кастильском языке и собрал одну из величайших коллекций средневековой поэзии и музыки. Его главным увлечением была астрономия и астрология; по его приказу большая группа астрономов составила так называемые "Альфонсовы таблицы", по которым вычислялось положение планет (опубликованы в Толедо в 1252 г. под названием "Tabulae astronomicae Alfonsi regis").
[101] Кеплер является автором "Основ астрологии"... – Скорее всего, здесь имеется в виду работа Кеплера "De Fundamentis Astrologiae Certioribus". В издании Карла Фриша "Opera Omnia", опубликованном в 1858 году Хайденом и Зиммером во Франкфурте, ее можно найти в томе I, стр. 417-438.
[102] "Числа Пифагора, ... о природе всех вещей". – См.: Porphyry, "Pythagorae vita", Amsterdam, 1707. См. также H.Jennings, "The Rosicrucians", 1870, p.49.
[103] Дрейпер Джон Уильям (1811-82) – американский медик и химик. Ему принадлежит заслуга превращения Нью-Йорка в центр медицинского образования в США. Основные труды: "Treatise on Chemistry" (1846); "History of the Intellectual Development of Europe" (1863); "History of the Conflict between Religion and Science" (1874). Последняя работа была высоко оценена Е. П. Блаватской.
[104] Х.Х.Ага-Хан был одной из самых ярких личностей нашего столетия. Изо всех мусульман, шиитов или суннитов, радующихся зеленому тюрбану, притязания Ага-Хана на прямое происхождение от Магомета по линии Али зиждутся на неопровержимых доказательствах. Он вновь олицетворяет исторических "убийц" Старца Гор. Он женился на дочери покойного шаха Персии; но политические разборки заставили его покинуть родную страну и искать убежища у британского правительства в Индии. В Бомбее у него было множество религиозных последователей. Он был высоко духовным, великодушным человеком и героем. Наиболее примечательной особенностью его жизни было то, что он родился в 1800 году, а умер в 1881, в возрасте 81 года. В его случае оккультное влияние 1881 года также дало себя знать.
Ага-Хан – титул имама (главы) шиитской секты исмаилитов в исламе.
[105] Дети Лойолы – орден иезуитов, основанный Игнатием Лойолой (Париж, 1534).
[106] ...сообщила одна из санкт-петербургских газет. – Далее цитируется публикация из газеты "Новое Время", март 1881.
[107] Субба Роу Т. (1856-90) – индийский брамин, один из активных членов и теоретиков Теософского Общества.
[108] Сингха (санскр.) – лев; созвездие Льва.
[109] Канья (санскр.) – дева, девушка.
[110] Баддха (санскр.) – связанный, обусловленный.
[111] Мукта (санскр.) – освобожденный.
[112]Таттвы (санскр.) – фундаментальные космические принципы существования; также тонкие элементы, соответствующие чувствам.
[113] Тавматургия – чудотворство, способность творить чудеса при помощи богов.
[114] Авгарь – 15-й властитель осроенского царства (Месопотамия), по прозвищу Уккама (Черный), царствовавший в 13-50 гг.
[115] Евсевий Памфил Кесарийский (ок. 263 - ок. 340) – римский церковный писатель и историк, епископ Кесарии Палестинской. Одним из первых христианских авторов сделал попытку согласовать достижения античной науки с интересами Церкви.
[116] Итак, Аполлоний – лицо историческое... – Наиболее беспристрастное и доброжелательное повествование о жизни и деятельности Аполлония Тианского содержится в работе Д. Р. С. Мида – помощника Е. П. Блаватской и известного ученого (G. R. S. Mead, "Apollonius of Tyana. The Philosopher of the First Century A.D.", London and Benares: Theos. Publ. Society, 1901; 2 ed., New York: University Books, 1966, with a Foreword by Leslie Shepard). Автор анализирует достоинства труда Филострата "Жизнь Аполлония Тианского", суммирует значение различных сообщений, дошедших до нас с древнейших времен, и приводит максимум библиографических сведений. Книга хорошо документирована, изложена ясным языком и дает читателю прекрасное представление об эпохе, в которую жил Аполлоний.
[117] Эта статья заканчивается следующими словами: "Кем же был сей человек? Эксцентричным князем или удачливым негодяем? Поборником науки, простым интриганом или же странной смесью оных? – это вопрос, даже для него самого".
[118] Уважаемый член нашего Общества, проживающий в России, располагает некоторыми весьма важными документами о графе Сен-Жермене... – Лицо, на которое намекает Е. П. Блаватская, вполне вероятно, ее тетя – Надежда Андреевна Фадеева.
[119] Это одна из многих причин, почему буддийская философия отказывается признавать существование и вмешательство в создание вселенной непосредственного творца или бога. Если хоть раз допустить, в целях дискуссии, что мир был сотворен подобным существом – а таковой создатель должен бы быть всемогущим, – то остается разрешить одно давнее затруднение: кто же тогда сотворил ту предсуществующую материю, то предвечное, незримое, неуловимое и неощутимое нечто, или хаос? Если нам скажут, что будучи "предвечным" и нетленным, он не нуждался в "сотворении", тогда мы ответим, что в таком случае существуют два "Предвечных" и два "Всемогущих"; если же наши оппоненты возразят, что его создал именно всемогущий № 1, то есть Бог, тогда мы возвращаемся туда, откуда начали – к творению чего-то из ничего, что представляет такой совершеннейший абсурд с точки зрения науки и логики, что даже не требует конечного неразрешимого вопроса, который задают некоторые не по летам развитые дети: "а кто же тогда создал Бога.
[120] Осаждение – оккультный метод нанесения текста на бумагу, описанный Махатмой Кут Хуми в письме А. П. Синнетту (№10).
[121] "Обвинять литератора моего калибра в невежестве – ошибка столь же забавная, как обвинение Порсона в незнании греческого", – пишет он в "The Spiritualist" от 8-го июля... "Оккультное – моя излюбленная тема... и нет почти ничего... чего бы я не знал", – добавляет он. Итак, приведенная фраза ставит все на свои места. Не только "Адепт", но и ни один мирянин или профан, широко известный своим интеллектом и способностями, никогда бы не посмел – под страхом отныне и навечно прослыть самым смехотворно тщеславным из героев Эзопа – употребить подобное выражение, говоря о самом себе! Он выказал себя настолько глупо высокомерным и трусливо наглым, откровенно нападая в "The Spiritualist", за щитом инициалов, на людей гораздо лучше и достойнее его, что мы в первый и последний раз оказываем ему честь, упоминая о нем на этих страницах. У нашего журнала, мы полагаем, более благородная цель, нежели полемизировать с теми, кого общество в просторечии зовет... негодяями.
[122] "Смерть". – В этом и следующем ("Сатана") эссе Элифаса Леви: 1) подчеркнутое в тексте было выделено Махатмой Кут Хуми красным карандашом; 2) ему же принадлежат примечания, выделенные жирнім шрифтом; 3) остальные примечания принадлежат Е. П. Блаватской.
[123] 1, 2, 3, 4, 5 принципов.
[124] Личность личного Эго.
[125] 6 и 7 Принципы.
[126] Возрождение Эго после смерти. Восточная и особенно буддийская доктрина эволюции нового Эго из старого.
[127] Пока не пробьет час воспоминаний.
[128] На языке каббалистов "В<