Методика 19. «Раздели на группы»

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рас­считан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показыва­ют картинку, изображенную на рис. 21, и предлагают следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представлен­ные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каж­дую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по од­ному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

Методика 19. «Раздели на группы» - student2.ru

Рис. 21. Стимульный материал к методике •«Раздели на группы».


На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Оценка результатов

10 баллов— ребенок выделил все группы фигур за время мень­шее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: тре­угольники, круги, квадраты, ромбы, красные фи­гуры (на рис. они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в кле­точку), большие фигуры, малые фигуры.

Замечание.Одна и та же фигура при классификации может вой­ти в несколько разных групп.

8-9 баллов— ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов— ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов— за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла— за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл— за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Методика 20. «Обведи контур»

Детям показывают рис. 22,23 и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на


Методика 19. «Раздели на группы» - student2.ru

Часть I. Психологическая диагностика

Рис. 22. К методике «Обведи контур».

правой половине этого же рисунка тот контур, который представ­лен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать пря­мыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках — образцах в левой части. Оцени­ваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.




]


Методика 19. «Раздели на группы» - student2.ru

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Рис. 23. К методике " Обведи контур» (продолжение).

Оценка результатов

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качест­ва (точности) выполнения задания:

10 баллов- ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис. 22 прямые и точно соединяют углы фигур. Все ли­нии следуют точно по заданным контурам. 8-9 баллов- на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих

Часть I. Психологическая диагностика

недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начер­танные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пре­делы контура; от четырех до пяти углов соедине­ны неточно.

6-7 баллов— на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов со­единены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи уг­лов соединены не вполне точно.

4-5 баллов— на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне пря­мыми; от семи до десяти углов соединены не впол­не правильно; есть семь или восемь линий, кото­рые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.

2-3 балла— на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. От­мечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правиль­но; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

0-1 балл— на выполнение задания ушло более 150 сек. Поч­ти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключе­нием одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний. >

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

НО

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста


Методика 19. «Раздели на группы» - student2.ru

Методика 21.

«Пройди

Через лабиринт»

В этом задании детям показывают рис. 24 и объ­ясняют, что на нем изобра­жен лабиринт, вход в кото­рый указан стрелкой, рас­положенной слева вверху, а выход — стрелкой, распо­лагающейся справа вверху. Необходимо сделать следу­ющее: взяв в руку заострен­ную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лаби­ринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Рис. 24. Рисунок к методике «Пройди через лабиринт»

Оценка результатов

10 баллов— задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8-9 баллов— задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1 -2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6-7 баллов— задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза кос­нулся его стенок.

4-5 баллов— задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз до­тронулся до его стенок.

2-3 балла— задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.

Часть I. Психологическая диагностика

0-1 балл— задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

Наши рекомендации