Формирование Я самим субъектом

Описанные выше уважительное внимание, справедли­вое отношение и признание ценности являются тремя внешними предпосылками формирования Я и развития самоценности. Полученное извне стимулирует, сооб-

шает импульсы, готовит почву, создает необходимый

имат — иными словами, производит то инлуктивное поле, в котором могут быть соединены и внутренние, и внешние предпосылки, необходимые для формиро­вания Я. То, что приходит извне, еше нужно слелать своим. Как же осуществляется это согласование с Соб­ственным? Встреча самого себя происхолит посрел-ством тех же самых трех структур, которые приходят в качестве индукции извне. Человек теперь уже сам от­носится к себе с уважительным вниманием, справедли­во себя оценивает и осознает собственную ценность как уникальной личности.

а) Уважительное внимание позволяет воспринимать собственные границы и устанавливать листании/о по отношению к самому себе (самодистанцироваться). Ди­станция позволяет посмотреть на себя как бы со сторо­ны — достаточно немного отодвинуться от того, к чему ты стремишься и что является для тебя важным, от того, как ты себя чувствуешь и как себя ведешь, — короче го­воря, отодвинуться от того, какой ты есть спонтанно. При отсутствии хотя бы минимальной дистанции по от­ношению к себе мы не в состоянии себя вилеть и полу­чить картину себя. Без этой минимальной дистанции мы не знаем, кто мы есть. Кто мы есть с нашими данными, нашими потребностями, нашими способностями? Без этой минимальной дистанции мы не знаем, как нас ви­дят другие, как мы на них действуем и что именно в нас действует на них таким образом. Без этой минимальной дистанции мы остаемся сами себе чужими, и другие также остаются чужими для нас, поскольку мы не мо­жем понять, почему они обходятся с нами тем или иным образом. Первый опыт такой дистанции мы можем по-

лучить уже в годовалом и двухлетнем возрасте, когда другие побуждают нас видеть, что мы делаем и к каким последствиям это приводит, чем мы причиняем боль или приносим радость другому. Зеркало другого, взгляд через очки другого — лучшее средство для того, чтобы создать картину себя. Но только другого недостаточно. Нужны также и мы сами — собственные наши старания увидеть себя, наше мужество видеть себя такими, какие мы есть, наша скромность для того, чтобы удерживать себя в своих границах. Другой может быть нам в этом опорой со своим уважительным отношением, справед­ливой оценкой и безусловной любовью, опорой, но не эрзаием-заменителем нас самих.

б) Справвлливое отношение во внутреннем плане заключается прежде всего в соотнесении с самим со­бой. Речь идет о том, чтобы человек посредством соб­ственных чувств и интуиции смог обнаружить свое важное и ценное, то, что ему по-настоящему соответ­ствует. Это переживается им как «действительно мое». Аля того чтобы стать алекватным самому себе, требует­ся это внутреннее созвучие с Собственным. Человек должен учиться воспринимать всерьез то, что в нем возникает, не игнорировать, а подхватывать это, позво­лять ему быть и оставаться с ним в резонансе. Только таким образом можно «оставаться у самого себя» и последовательно строить свое Я. Установка открытости по отношению к себе — своим чувствам, мыслям, стра­хам и радостям, своей тоске и своей боли — заклады­вает основу аутентичности. В итоге человек может находиться в сообществе, не подвергаясь риску раство­риться в обшей массе, и вместе с тем жить без страха одиночества — потому что у него лостаточно внутрен-

aero пространства, чтобы быть способным «оставаться с самим собой».

в) Признание собственной ценности закрепляется двояким образом: посредством критической самооцен­ки и в чувствовании ценности своего персонального

бытия.

Суждение о себе и оценка себя самого осуществля­ются с помошью осознанной рефлексии собственных переживаний и действий. Оценки, которые человек сам себе выносит, позволяют ему занять позицию по отно­шению к себе перед лицом собственной совести и Су­пер-эго — хранителя ценностей человеческого общежи­тия. Эта позиция должна сохраняться и по отношению к важному для самого человека, и по отношению к то­му, что принадлежит не только ему. Так возникает чув­ство оправданности перел собой, которое вместе с тем дает человеку основания считать собственное поведе­ние правильным также и перед другими.

В конечном итоге признание собственной ценности основывается на чувстве ценности и тайны собственно­го персонального бытия — той существующей в нас глу­бины, которая никогда не может быть исчерпана до конца. Хотя это интуитивное чувство дано нам непос­редственно, благодаря всем вышеупомянутым ступеням оно расширяется, усиливается и становится более дос­тупным. Это интуитивное чувствование также наполня­ет смыслом открытость в отношении себя самого — потому что то, что в самом человеке возникает и рас­тет, понимается им как выражение более глубокой внут­ренней реальности, безусловно достойной того, чтобы быть воспринятой и удостоенной самого пристального рассмотрения.

Краткий обзор внутреннего процесса формирования структуры Я представлен в схеме 1.

7. УВАЖИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕВЕ: слелать себя объектом собственного внимания => для этого требуется САМОДИСТАНиИРОВАНИЕ (покой, размышления, юмор...). Прелпосылка: уважительное внимание со стороны других.

2. СПРАВЕАЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ:

воспринимать себя в своих переживаниях, интуиции, мыслях и повелении и лостигать такой степени согласования с собой, чтобы стать алекватным собственным солержаниям и ценностям =>

для этого требуется ПРИНИМАТЬ СЕБЯ ВСЕРЬЕЗ, быть открытым по отношению к себе, оставаться в контакте с самим собой. Прелпосылка: справедливое отношение со стороны других к твоему Собственному.

3. ПРИЗНАНИЕ ЦЕННОСТИ САМОГО СЕБЯ:

оценка самого себя и сужление о себе => для этого требуется:

а) осознанная РЕФЛЕКСИЯ собственных
переживаний и действий, согласование

с собственной совестью и с ценностями общества, выработка позиции по отношению к самому себе;

б) ЧУВСТВОВАНИЕ глубины и ценности собственного
персонального бытия

=> ведет к тому, что человек ошушает себя в своих действиях «правильным» и «оправданным» перед самим собой и другими Прелпосылка: а) критика со стороны других и

б) признание ценности человека со сторо­ны других. Укрепление Я (развитие самоценности) открывает возможность проживать собственное персональное бытие.

Схема 1.Структурные функции Я: три центральные способности

человека, необходимые для работы с собой, которые «запускаются»

извне, но должны быть «присвоены» человеком, чтобы он стал

автономным, аутентичным и продуктивным

Когда внутренняя духовная работа, посвяшениая крити­ческому анализу себя, проделана, когда собственная способность быть себе справедливым судьей вызывает доверие, человек без страха предстает перед оцениваю­щим взором — своим и других людей, потому что может предъявить свои действия как правильные, адекватные и оправданные. Это ведет к «улвоению» Я: у человека как бы появляется прочный тыл перед лицом внешнего мира и его оценок, ведь он сам может вынести себе приговор. Я, таким образом, становится сильным. И это сильное Я обеспечивает доступ к Person, когда у меня есть уверен­ность в том, что сделанное мной является хорошим и правильным, Person как будто начинает что-то излучать, она звучит громче, и я все более становлюсь самим со­бой. Если живешь таким образом, то за себя не стыдно.

Способность ясно видеть себя в своих устремлениях, оставаться в контакте с собой и, несмотря на все тупи­ки и ошибки, позволить себе быть перед самим собой и другими — рассматривается нами как внутренние структурные элементы формирования Я и обоснования самоценности. Благодаря им у нас появляется возмож­ность обратить взгляд к той глубине, которая редко нами осознается, но, несмотря на это, составляет самую основу формирования Я и самоценности, — персональ­ному бытию (Personsein).

Глубинная основа (фунламент) Я: персональное бытие6

Франкл (1975, S. 214) называл Person «свободным в че­ловеке» и в антропологическом аспекте отводил данно-

6 Персональное бытие — Personsein —термин, созданный по ана­логии с dasein (бытие в мире). — Примеч. науч. рел.





му измерению центральное место в бытии человеком. Говоря о бытии самим собой, мы можем привести еще ц следующую формулировку: Person — самая глубокая основа Я. С другой стороны, функция Я — создание че­ловеку доступа к персональной глубине.

Если мы теперь перебросим мостик от этой темы к нарциссизму, то увидим, насколько тесно она связана с поисками и страданиями нарциссической личности: нарциссизм связан именно с поиском Я, с вечным поис­ком того, на чем основано Я в своей ценности. Из-за это­го безрезультатного кружения вокруг тематики Я поведе­ние нарцисса всегда столь эгоистично. Вопросы «Кто я?», «Есть ли во мне хоть что-нибудь, что представляет дей­ствительную ценность?» потому превращаются в страда­ние, что ответа на них не находится. Эта рана, зияющая в одной из фундаментальных экзистенциальных мотива­ций, не дает покоя. Без весомого внутреннего обоснова­ния успокоения не происходит — в нарциссизме человек не находит того места, где в нем говорит Я, где Person го­ворит из него. И поэтому ему приходится напряженно и неустанно продолжать поиски всего того, что может иметь отношение к его Я. Так как внутри ничего не обна­руживается, он может найти себя только в том, что отно­сится к внешней стороне его бытия.

Аля того чтобы лучше понять главный болезненный дефицит в нарциссическом страдании, необходимо бо­лее внимательно рассмотреть соотношение Я и Person.

Быть Person означает быть способным проживать свое Я из глубины и тем самым быть Я в полном смысле. Несмотря на то что собственное персональное бытие не находится под контролем человека и он не может им распоряжаться, именно Person предоставляет почву для

Я Поэтому можно утверждать, что Person является ос­новой, фундаментом человеческого Я. «Person» — это то что Я говорит во мне. {Langle, 1993, 1 36ff).

Мы переживаем соотношение Я и Person так, как будто в серелине Я раскрывается некая глубина, из ко­торой что-то начинает «говорить». Создается впечатле­ние, что во всем, что я делаю, говорит Я. Однако не только Я, но также и лругое говорит из этой непостижи­мой глубины и поднимается нам навстречу: чувства, ин­туитивное чутье, образы, слова. Все это говорит во мне и адресовано мне, всплывая из непостижимости, под­ступающей ко мне словно грунтовые волы — незамет­но, но пропитывая все насквозь. Оно говорит мне и во мне — но и сам я также есть оно. Person относится к то­му же классу явлений, что и фундаментальная основа бытия, которая сообщает нам чувство, что нас в жизни что-то поддерживает, что и фундаментальная ценность, которая узнаваема и переживается как ценность нашей собственной жизни. Person представляет собой ту пра-основу, из которой Я черпает свою духовную силу.

На рисунке 2 схематично представлено соотноше­ние Я и Person.

Если с целью лучшего понимания прибегнуть к мета­форе, еше раз уподобив Person грунтовым водам, то Я окажется обрамлением источника7, из которого вода попадает в «просвет бытия» (Heidegger, 1957). То, что

7 Условием доступа к персональному является «сильное Я». Толь­ко в том случае, когда в конкретной ситуации Я чувствует себя оправ­данным перед самим собой, когда самоценность более не является проблемой, для Я возникает возможность действовать в соответствии с персональным, слышать Person и «брать к себе» идушее из глубины собственной сущности. Ту же логику мы находим у М. М. Бахтина в концепции нравственного действия (см. Бахтин М. М. К философии поступка, 1 929). — Примеч. научн. рел.





индивидуум способен вобрать из этого источника, содержимое которого абсолютно свободно и непости­жимо течет к каждому человеку из его глубины, и со­ставляет истинное в нашем Я. Возможность черпать из этой глубины придает человеку силу и достоинство. Ввиду непостижимости ее природы мы можем лишь преклоняться перед этой глубиной.

Формирование Я самим субъектом - student2.ru МИР

Я с СОБОЙ я с идушим из глубины моей души)

Надсознательное

Сознание

П редсознательное

Бессознательное

ГЛУБИНА

(бессознательная область, Personsein -

то, что начинает говорить во мне; нечто,

исходящее из большей глубины, чем я

способен охватить, «Оно» или «Это»8)

Рис.2.Соотношение Я и Person

8 В экзистенциальном анализе, в том числе у В. Франкла, «Оно» не является психодинамическим по своей природе, подобно «Ид» у Фрей­да, скорее глубинным источником персональной силы, (ср. у Франкла: «совесть— бессознательный Бог»). — Примеч. научн. ред.

Нарииссическая потеря Person — психопатология и психопатогенез

Нарциссизм — это нарушение, которое на основании приведенного выше описания можно понимать как не­достаточное развитие Я. Отсутствуют сформированные функиии Я, с помощью которых можно получить доступ к своей внутренней сущности, к собственному бытию Person. Поэтому нариисс внутренне слаб— у него «нет себя» и он не знает, кто он есть. Он не знает, что он мо­жет в самом себе ценить, потому что не знает своего внутреннего визави. Его Я, пытаясь соотнестись с внут­ренним, попадает в пустоту. И поэтому, говоря образ­но, оно обеими руками хватается за соотнесение с внешним, — включая и ту руку, которая припасена для соотнесения с внутренним.

Тезис о недостаточном развитии функций Я, кото­рый был антропологически обоснован выше, является в экзистенциальном смысле ключом для понимания нарциссизма. От этой недостаточности происходит вся его симптоматика и психопатология. В норме развитая самоценность обеспечивает Я структуру, которая де­лает возможным доступ к бытию Person. Благодаря этому Person может проявляться в повседневной жиз­ни со всеми своими свойствами — такими, как откры­тость для себя и для других, эмпатия, нравственность, знание того, чего ты хочешь сам, и т. д. Сила Я состоит в способности использовать функции Я также и в отя­гощающих жизненных обстоятельствах. Нарцисс же лишь демонстрирует вовне силу Я (в форме высокоме­рия, превосходства, обесценивания других), которой противостоит внутренняя потерянность. Недостаточ-






ное развитие функции Я, или потеря Я, приводит к сле­дующему:

- потере чувства собственных границ и картины себя, что означает слабость внутренне закреплен­ной идентичности и автономности;

- потере чувства Собственного, что означает недо­статок аутентичности и нравственности9;

- потере способности занимать позицию по отноше­нию к самому себе, что ведет к отсутствию проч­ности, устойчивости Я.

Вследствие слабости структуры Я, которое, образно говоря, прокладывает русло для внутреннего источника, нарииссическая личность лишь в незначительной степе­ни может участвовать в духовном течении собственного бытия Person. В человеке отсутствует «внутреннее гово­рение», внутри словно мертво и пусто. Внутренние нед­ра не приносят плодов, изнутри течет лишь скудная духовная жизнь. И поэтому нарцисс не может быть на­едине с самим собой — внутреннее соотнесение оста­ется глухим, бесплодным, сухим. «Когда-то я очень хорошо закрылся и с тех пор больше не могу открыть себя», — жалуется пациент с нарциссическими наруше­ниями по поводу своего страдания.

Нарциссическое стралание — это «пустое олиноче-ство», внутренняя глухота, пугаюшая потеря себя — по­теря своего внутреннего Я. Это страдание представляет собой сильную боль, которая, однако, в течение дли­тельного времени может не ошушаться ввиду включе­ния коринговых реакций. Она проявляется в полной

9 С точки зрения экзистенциального анализа Person, помимо про­чего, является носителем этического, нравственного начала чело­века. — Примеч. научн. рел.

мере, когда к отсутствию внутреннего добавляется ут-та нарциссом возможностей идентифицировать себя внешними объектами, находя в них свое отражение. В принципе это состояние невыносимо и невероятно болезненно: быть в такой степени от самого себя оттор­гнутым, в такой степени себя не знать, быть вынужден­ным застыть в таком сильном отчужлении от самого ближнего — самого себя. Это ужасно: внутренне оста­ваться без ответа в отношении всего пережитого, ниче­го не слыша по этому поводу от своего «внутреннего партнера»; быть настолько одиноким, оставаясь без ка­кого-либо сопровождения, — без того, чтобы кто-то с тобой заговорил, без отклика из своей внутренней глубины.

Как возникают такие нарушения структуры Я? В ка­честве причин развития нарциссизма могут быть приве­дены как общие, так и специфические факторы. К об­щим относятся те, которые обычно ведут к нарушениям личности. Среди них:

- унаследованные предрасположенности;

- научение определенным установкам, подкреплен­ное жизненным опытом;

- специфические лефиниты и травмы.
Специфические лефиииты следует разделить на ин-

тер- и интраперсональные. Как уже говорилось, для формирования структуры Я человеку требуется уважи­тельное внимание, справедливое отношение со стороны Других людей и признание ими его ценности. В этом ин-ТеРперсональном климате происходит активизация и развитие функций Я. Противоположный опыт делает это развитие невозможным или существенно его ослаб­ляет.






Кроме того, человеку необходимо в своей интрапер-сональной среде принять и использовать эти базовые функции Я и по отношению к себе самому. Ввиду дей­ствия внутренних защитных механизмов, а также из-за неправильных установок, решений, способов восприя­тия и т. д. становление этих способностей Я может не произойти или затормозиться.

Сверхстимуляции, лефиииты или злоупотребления в специфической сфере формирования структуры Я встречаются прежде всего в семейных отношениях. Часто это «особое положение», которое ребенок за­нимает у одного из родителей или у бабушки с дедуш­кой (Deneke, 1997), несоразмерные похвалы с их стороны, вытесняющие общение с самим собой и кон­структивную критику со стороны других. По нашему мнению, генератором возникновения нарциссизма является совращение, понимаемое в широком смысле как «совращение с пути истинного». При совращении другие люди посредством манипулирования доби­ваются того, что человек начинает вести себя так, как ему изначально не хотелось бы себя вести, и делать то, чего ему изначально не хотелось бы делать. Это приводит к недостаточному использованию функций Я и, как следствие, к описанной выше потере бытия Person.

Для того чтобы становиться Person, человек должен быть способен также переживать и выдерживать стра­дания. Переживание страдания делает нас ближе к са­мим себе, расширяя для нас доступ к нашей внутрен­ней глубине. С другой стороны, страдание приводит к рефлекторному установлению дистанции по отноше­нию к тому, что причиняет боль. Таким образом, пере-

ваНИе страдания содержит в себе предпосылки для Формирования двух первых из рассмотренных нами функций Я.

Нарииссический ответ

ддя того чтобы человек мог справиться с подобной уте­рей внутреннего, вынести эту невыразимую словами боль ненайденной индивидуальности, небытия как Person и постоянного духовного иссыхания; для того чтобы он мог выжить в этом внутреннем одиночестве, включается психолинамика, зашишаюшая нарциссичес-кую личность от возможных глубоких психологических травм. Она приводит к следующим типичным паттернам нарииссического реагирования:

- листанцированно-отстраненное, формально-хо­лодное поведение, которое делает нарцисса недо­ступным и высокомерным;

- гиперкомпенсации во внешнем через активизмы;

- завистливость, ревность, соперничество, вызван­ные чувством нарцисса, что он постоянно чего-то нелополучает (что действительно имеет место вследствие отсутствия соотнесения с внутренним);

- агрессия: от капризного упрямства к возмущенно­му разлражению («Ну почему это должно было случиться именно со мной?») и гневу;

- рефлексы мнимой смерти: прежде всего возника­ет растепление когнииий и эмоций, а также «пе­решагивание через себя».

Мы предполагаем, что при нарциссизме (как и при личностных нарушениях вообще) активизмы и рефлек­сы мнимой смерти оказываются доминирующими (Langle, 2002).





Помимо этих паттернов реагирования и наряду с ни­ми осуществляется попытка луховного преололения. Эти люди принимают решения относительно определен­ного стиля жизни. Хотя для людей с нарциссическими нарушениями соотнесение с внутренним закрыто, им остается соотнесение с внешним, и поэтому они наме­ренно и зачастую с интересом включаются во внешние взаимосвязи.

Все силы и все внимание, которые находятся в рас­поряжении здорового человека для соотнесения с внут­ренним, перенаправляются наружу и реализуются в соотнесении с внешним. Благодаря этому в качестве компенсации удается в усиленной форме использовать не затронутые патологией способности Person (способ­ность делать выбор и принимать решения, способность нести ответственность, способность находить смысл и т. д.)10. То, что к нарциссу не приходит изнутри, он стремится получить извне: картину себя, собственную ценность, собственную силу. Посредством идентифика­ции с внешними объектами он стремится заменить не­достающую Я-структуру, недостающую способность быть самим собой. В этом заключается специфический способ преололения нарциссизма: «идти вовне», заме­нять Я илентификаииями, то есть объектами, которые служат Я-прелставителями. Ими нарциссический чёло-

10 Можно предположить, что одна из причин длительности време­ни, необходимого для терапии нарциссизма (как и нарушений лично­сти вообще), состоит в компенсаторном использовании не затронутых патологией способностей Person. Это, с одной стороны, ведет к тому, что у человека, страдающего нарциссизмом, отсутствует субъектив­ное чувство, что он болен или имеет серьезный дефицит. С другой стороны, это также приводит к тому, что в глазах окружающих людей нарциссические нарушения выглядят просто как «особенности пове­дения», «недостаток нравственности» или «жизненный стиль».

окружен как стеной, которая дает ему снаружи опо-v для того, чтобы выжить, однако одновременно ото-вИгает его на недосягаемое расстояние от других.

Нарцисс живет практически только через соотнесе­ние с внешним. Все, что ему принадлежит, все то, с чем он себя идентифицирует — его партнер, его дети, его профессия, его имя, его марка машины (и этот ряд можно произвольно расширять, но, к сожалению, и про­извольно заменять), — имеет для него значение выжи­вания, чрезвычайную важность, потому что все это является заменой его отсутствующего Я. Поэтому кра­сивая внешность партнерши или служебный статус — часть его идентификации, поэтому безупречное тело партнера — часть ее идентификации. Нарцисс потому и живет профессиональной деятельностью и полностью уходит в нее. По этой же причине он в такой степени обращает внимание на защиту своей собственности и на признание своих ценностей. Любая критика всего этого смертельна для нарцисса, ведь она стирает его са­мого. Всякий, кто лучше его, кто больше имеет или бо­лее успешен, подвергает опасности его Я. Каждую собственную неудачу он воспринял бы как саморазру­шение, и поэтому ее просто не может быть. И потому неудача никогда не происходит по его вине, это вина других, — только в таком свете она может быть для него понятной.

У нарцисса нет доступа к своему внутреннему по­току. У него нет настоящей аутентичности. Он не зна­ет свою внутреннюю ценность, свое Особенное, свое Я и свое бытие Person. В его переживании не возни­кает Собственное, он не может черпать из своей глу­бины. Он может искать все это только во внешнем





мире — пытаясь вырвать самоценность у других, заяв­ляя перед другими претензию на особенность и не имея для нее реального внутреннего обоснования. Он даже не предполагает, что ее нужно таким образом обосновывать. Так как Я у нарцисса не питается изнут­ри, его нужда в подкреплении собственной ценности безгранична, она выходит вовне, приобретая гранди­озные размеры.

С точки зрения психопатогенеза внутреннее Я в нар­циссизме заменяется внешними илентификаииями — отсутствующее соотнесение с внутренним компенсиру­ется чрезмерным, преувеличенным соотнесением с внешним.

Самым трагичным во всем этом является то, что, не­смотря на интенсивное погружение во внешнее, не про-исхолит Встреч. Так как у нарцисса отсутствует доступ к себе, он не видит сущность другого. Объекты собира­ются, коллекционируются, он полностью ими поглощен, однако при этом он всего лишь их использует, — они служат замещением его Я и поэтому отчуждаются от своего собственного внутреннего содержания, овеще­ствляются и подчиняются диктату неутолимого дефици­та нарцисса. У него нет себя самого, поэтому он не может вчувствоваться в другого. Он не чувствует своей ценности, поэтому не чувствует и ценности лругого, не имеет своего внутреннего, поэтому не способен заме­тить интимное другого и легко перешагивает через него. Он инструментализирует самость, потому что не может проживать важное и дорогое для себя как персо­нальное, проникнутое его внутренней сущностью. По этой же причине он инструментализирует и отношения с людьми. Так же он поступает и с самой своей жизнью,

превращая ее в бесконечную борьбу за глубокую цен­ность, которая есть у Person, жизнью, наполненной бо­лью Я, которое этой ценности так и не находит.

Он не знает сочувствия и может быть холодным как лед и бессовестным, потому что сам себя не чувствует. Он не считается с другими, но в равной же степени с самим собой, эксплуатируя себя для своих целей. Он любит не себя, он любит свой отблеск в сиянии объек­тов. То, что он при этом чувствует, — это, конечно, не любовь, а защитное поведение, касающееся только того, что способствует повышению самоценности. И в любви к другому человеку он тоже любит только то, что повышает его самоценность. Это замечательно ка­рикатурно подмечено в одном анекдоте, когда павлин и курица приходят регистрировать брак. Работник ЗАГСа очень удивлен и спрашивает павлина, что побуждает его сочетаться браком с таким не равным ему партне­ром. Павлин говорит с гордостью: «Моя невеста и я меня несказанно любим».

Так как все направлено на повышение самоценнос­ти, похвала, конечно же, вызывает райское наслажде­ние. При похвале у нарцисса возникает чувство, что он илентичен сам себе. Чувство полноценности и даже ис­ключительности, такое переживание, как будто ты взле­таешь на небеса, по своим характеристикам сходно с зависимостью. И конечно, любой, кто оспаривает его место под солнцем, его преимущества, его «особен­ное», делает его больным, ревнивым и завистливым, де­лает из него соперника.

Из-за недостаточности самоценности он постоянно

думает о своей выгоде и для ее достижения использует

Ругих. До тех пор, пока его выгода сохраняется, с ним





хорошо сотрудничать. В противном случае возникают сложности: его воля становится подавляющей, и все должно идти так, как он это себе представляет. Если же он наталкивается на сопротивление, то либо уходит на дистанцию и делает то, что хочет, тайно или исподтиш­ка, либо борется, вступая в соперничество и обесцени­вая других. Евгений Рот (1982) так сказал об этом: «Это встречается нередко — человек, который сам есть ни­что, никому не дает быть чем-то».

Быть Person — это неизмеримая ценность. Однако, оставаясь слепым в отношении этого интимного источ­ника в своем внутреннем мире, нарцисс видит ценность только в зеркале того, что ему принадлежит или появля­ется благодаря ему. Поэтому нарииссический отец мо­жет вполне серьезно сказать своей дочери: «Я так сильно люблю тебя, потому что в тебе я продолжаю жить».

Больше всего нарцисс боится потери тех объектов, которые выполняют роль его Я. Больше всего его раду­ет все то, что, укрепляя его Я, утверждает его соб­ственную ценность, поискам которой он посвяшает всего себя.

С терапевтической точки зрения основной упор необ­ходимо сделать на развитии процесса самостоятельного оценивания себя. Это возможно лишь в ситуации тера­певтической встречи. Нарциссу необходимы аутентич­ность терапевта, его терпеливость, его объяснения и его сопровождение, для того чтобы трансформировать дет­ские части нарциссической личности во взрослую уста­новку. При этом следует обратить внимание на все

иИфические элементы, обеспечиваюшие этот про-с чтобы не спровоцировать преждевременное пре­вращение терапии. Так, следует придерживаться обязательного признания ценности клиента, необходи­ма высокая степень уважительного внимания и приня­тия всерьез. Принимая во внимание собственные способности такого клиента, его нужно привлекать к работе в качестве котерапевта самого себя. Вслед­ствие его сильного чувства стыда следует предоставлять ему максимальную самостоятельность в работе, исклю­чающую для него угрозу потерять лицо в присутствии терапевта. В заключение для закрепления результатов терапии требуется глубинная работа и работа с био­графией.

Однако это не так легко — прорваться к слабому, маленькому, испытывающему боль, дрожащему, скрыва­емому, отторгнутому, невидимому, но истинному Я, до­стичь его основания, дать ему почву и питание, помочь в становлении и развитии, провести через страхи и ис­кушения нарциссизма.

Литература

Buber M.(1973): Das dialogische Prinzip. Heidelberg:

Schneider. Deneke F-W.(1997): NarziSmus als gewohnliches und

pathologisches Phanomen. In: Personlichkeitsstorungen, 2,

63-73, 71. Eckhardt P.(1992): Selbstwert und Werterleben aus

existenzalytischer. Sicht Diplomarbeit. Frankl V.(1975): Anthropologische Crundlagen der

Psychotherapie. Bern: Huber. Heidegger M.(1957): Sein und Zeit. Tubingen: Niemeyer. Langle A.(1993): Personale Existenzanalyse. In: Langle A.

(Hrsg) Wertbegegnung. Phanomene und methodische

Zugange. Wien: GLE-Verlag, 133-160.





Langle A.(1999): Die existentielle Motivation der Person.

In: Existenzanalyse, 16, 3, 18-29. Langle A.(2002): Die Personlichkeitsstorungen des Selbsts. Eine

existenzanalytische Theorie der Personlichkeitsstorungen

der hysterischen Cruppe. In: Langle A. (Hrsg.) Hysterie.

Wien: Facultas, 127-156, 134. Rogers C.(1959/1987): Eine Theorie der Psychotherapie, der

Personlichkeit und der zwischenmenschlichen

Beziehungen. Koln: CwC. Roth E.(1982): So ist das Leben. Miinchen: dtv, 7°, 35.

жИТЬ АУТЕНТИЧНО:

Наши рекомендации