Перечень экзаменационных вопросов
1. Взаимосвязь философии и естествознания. Соотношение философского, общенаучного и частного знания.
2. Функции и роль философии в научном познании.
3. Современное естествознание: особенности и закономерности развития.
4. Формы, методы и уровни научного познания.
5. Научная деятельность. Логико-методологическая структура – факт, метод, теория.
6. Научное знание: теоретически-предметный и методологический аспекты.
7. Логика науки как единства содержания и логики.
8. Основные характеристики науки: социальность, целенаправленность, предметность, методичность, обоснованность, самокорректируемость, творческий характер, инструментальность и ценностная ориентированность.
9. Научный метод как проблема методологии науки. Научный метод – теория в действии.
10. Методологические понятия: подход, метод, программа, алгоритм.
11. Проблема периодизации истории и генезиса науки: пранаука, протонаука, преднаука и собственно наука, классическая наука.
12. Пранаука: формирование античной науки в контексте философского знания античной культуры.
13. Протонаука: этапы и специфика развития.
14. Преднаука: развитие и ее специфика.
15. Становления собственно науки и новоевропейского типа рациональности.
16. Классическая наука: «эпоха великих открытий».
17. Классическое естествознание и его методология.
18. Революция в естествознании: становление идей и методов неклассической науки.
19. Техническое знание древности и античности (до V н.э.).
20. Технознание в эпоху средневековья (V-XIV вв.).
21. Технознание в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.).
22. Наука и техника Нового времени: инженерия и экспериментальное естествознание (XVIII – 1 половина XIX в.).
23. Парижская политехническая школа и становление и развитие технических наук и инженерного сообщества.
24. Техническая наука 2-й половины XX в.
25. Специфика теоретического познания и его формы: логические, рациональные.
26. Основания науки их структура.
27. Предпосылочное знание: структура и основные формы.
28. Научная картина мира, ее формы и функции.
29. Научные понятие и их характеристики: правильность, общность, конструктивность, операциональность, конкретизируемость, потенциал систематизации.
30. Научный закон, определения и характеристики.
31. Функции научного закона: объяснение, предсказание, унификация знаний, репрезентация принципиальных положений теории.
32. Проблема языка, культурного контекста, традиций в научном познании и концептуализации сознания.
33. Научное объяснение: формы и виды.
34. Понимание, стандарты понимания.
35. Особенности понимания и объяснения в современных социально-гуманитарных науках.
36. Научное предсказание, потенциальная предсказуемость, предсказание и объяснение.
37. Классификация методов научного познания.
38. Философия и научное познание: функции философии, принципы как селекторы в идеологии и методологии научного познания.
39. Методы эмпирического исследования: описание, сравнение, наблюдение, измерение, приборы и их гносеологическая функция, эксперимент, моделирование.
40. Методология теоретического уровня: логические действия (абстрагирование, идеализация, аналогия, формализация, анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация и типология).
41. Методы и подходы теоретического уровня исследования: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, конкретно-исторический, абстрактно-исторический, реконструкционный; системный, структурно-функциональный, кибернетический, информационный; конструктивный, синергетический, комплексный подходы (детальное рассмотрение по выбору).
42. Системный и комплексный подходы в системотехнике и анализы концептуальных схем математического моделирования.
43. Научная проблема и проблемная ситуация, внешние и внутренние источники формирования.
44. Научный факт: понятие и проблема.
45. Теория: сущность, структура, функции.
46. Проблема идеального объекта и языка теории.
47. Гипотеза и ее роль в познании.
48. Научные гипотезы, их роль и классификации.
49. Научная теория, сущность, определение и функции.
50. Классификация научных теорий.
51. Структура научной теории: ядро, основания, приложения (идеализированный объект).
52. Научно-исследовательская программа, структура: «жесткое ядро», эвристики, «защитный пояс».
53. Модели научного поиска: линейные, структурно-системные, эвристика, когнитивный подход.
54. Методологические вопросы языка науки.
55. Наука в контексте современной культуры.
56. Элементы теории познания: познание, виды познания, субъекты и объекты, виды знания, научный опыт, практика, культурно-исторические традиции.
57. Знание: виды и основные черты научного знания.
58. Сущность и специфика естественнонаучного, технического и гуманитарного знания.
59. Концепция как способ понимания и реализации принципа развития техники и технологии.
60. Проблемы объективности, реалистичности, идеологичности, утопичности и антиутопичности в научно-техническом творчестве.
61. Техническая, естественно-научная и социальная рациональность.
62. Проблема использования идеальных объектов в познании и прогнозировании развития техники.
63. Техническая, естественно-научная и социальная целесообразностьв контексте технико-технологического развития.
64. Проблема целесообразности и направленности развитии техники в культурно-историческом и социально-философском контексте.
65. Гуманитарные науки и специфика их: предмета, метода, целей, функций гуманитарного знания.
66. Проблема понимания и объяснения в социогуманитарном знании (В. Дильтей, И.Драйзен, Г.Зиммель, К. Гемпель, О. Дрей).
67. Проблема понимания и несоизмеримость теорий социально-гуманитарного знания.
68. Способы объяснения: статистический, сравнительный (компаративистский), структурно-функциональный, генетический, интенционально-прагматический.
69. Специальные и общенаучные методы социогуманитарного исследования.
70. Предсказуемость, определенность социальных явлений, проблема ненамеренности, действий и их последствий.
71. Анализ и реконструкция социального в условиях принципиально неполной определенности.
72. Проблема человекомерности социального, искусственного и естественного в мире.
73. Наука и искусство: различие и сходство, взаимодействие и общая функциональность (упорядочивание, воспитание, инновация).
74. Философские науки и современные методологии как ответ на социальные потребности и вызовы XXI столетия.