Тема 2 Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки).
Кафедра философии
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Развернутая версия
к рабочей программе дисциплины
«Философия, история и методология науки техники»
Тема 1. Философия и наука.
Философия сущность, взаимоотношения философии и науки. Функции и роль философии в научном познании. Научная деятельность. Логико-методологическая структура – факт метод теория. Методология науки и методологический анализ. Общечастные методологии, специально научные методологические концепции. Научное знание: теоретически-предметный и методологический аспекты. Логика науки как единства содержания, открываемого в теории познания (гносеологии), и логики (формальных логико-математических аспектов научной деятельности, языка науки синтаксически-семантических отношений, логических характеристик научных теорий, вопросов содержательности, аргументации и т.п.). Язык как средство построения, бытия и развития науки.
Элементы теории познания: познание, виды познания (обыденное, научное, философское, художественное), субъекты и объекты, чувственные и абстрактно-логические компоненты; виды знания: научное, вненаучное, донаучное, анаучное; источники: научный опыт, практика, культурно-исторические традиции; знания явные и неявные, предпосылочные. Основные черты научного знания: всеобщность, необходимость, системность, проверяемость. Особенности науки как явления: принципиальная динамичность, открытость, незавершенность и корректируемость. Проблема единицы научного знания и полиструктурности когнетивной системы науки.
Наука как деятельность, способ рационально-теоретического постижения мира. Характеристики науки в ее деятельностном измерении: социальность, целенаправленность, предметность, методичность, обоснованность, самокорректируемость, творческий характер, инструментальность и ценностная ориентированность.
Проблемы истины и ее критериев. Основные концепции истины, проблемы концептуальной универсальности, критерии истины, возможности и границы, инструментальные горизонты. Научный метод как проблема методологии познания. Методологические понятия: подход, метод, программа, алгоритм. Научный метод – теория в действии.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМАТИКИ ЗАДАНИЙ
(Темы рефератов)
1. Понятие природы в науке и философии античности.
2. Проблема движения в "фисиологии" досократиков (Ионийцы и Гераклит, элеаты, атомисты).
3. Понятие числа и математическая конструкция космоса пифагорейцев.
4. Греческая и древневосточная (Египет, Вавилон) математика.
5. Натурфилософия античных атомистов.
6. Проблема сущности и существования в древнегреческой натурфилософии (Элейская школа, атомисты).
7. Физика Аристотеля.
8. Проблема несоизмеримости и кризис оснований древнегреческой математики.
9. Парадоксы бесконечности в апориях Зенона и их роль в развитии математики.
10. Платоновская концепция математики.
11. Концепции математики и природы в натурфилософии Платона и Аристотеля.
12. Наука средневековья в дисциплинарном пространстве литературы герметического корпуса.
13. Средневековая наука как форма символико-аллегорического описания природы.
14. Физика И. Ньютона и герметическая традиция.
15. Теория движения в эпоху средневековья. Физика импетуса.
16. Реформация и генезис экспериментально-математического естествознания.
17. Николай Кузанский и формирование предпосылок науки и философии Нового времени.
18. Физика Аристотеля и механика Галилея.
19. Эксперимент и проблема материализации математической конструкции.
20. "Механические" и математические доказательства.
21. Проблема объективной значимости идеальных (математических) конструкций в естествознании (физике, биологии и др.).
22. Понятие бесконечно малого (Галилей, Кавальери) и проблема континуума.
23. Физика Декарта и картезианская традиция в естествознании (физика, биология и др.).
24. Физика И. Ньютона: познавательное значение и границы преемственности.
25. Философия природы Г.В.Ф. Гегеля.
26. Проблема обоснования математики в XX в.
27. Логицистская и формалистская версии обоснования математики.
28. Интуиционистская и конструктивистская версия обоснования математики.
29. Естествознание в истории материальной и духовной жизни общества.
30. Ценностный фактор в истории естествознания: общие и частнонаучные проблемы.
31. Естествознание и философия: история взаимосвязи.
32. Исторические типы рациональности в естествознании: общие и частнонаучные (физика, химия и др.) проблемы.
33. Эволюция идеалов и норм естественнонаучного познания: общие и частнонаучные проблемы.
34. Идея "конца науки" в истории естествознания.
35. История естествознания как предмет познания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.
36. История естествознания как фактор развития его содержания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.
37. Парадоксы онтологизации науки в методологии истории естествознания.
38. Проблема периодизации истории естественных наук.
39. Историография естествознания: общие и частнонаучные проблемы.
40. Исторический путь строения и динамики естествознания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.
41. Генезис и эволюция дисциплинарной структуры естественнонаучного знания: общие и частнонаучные проблемы.
42. История идеализации как метода естественнонаучного познания (общие и специальные аспекты).
43. История классификации как метода естественнонаучного познания.
44. История систематизации в естественных науках.
45. История атомизма в естествознании.
46. История дискретных (точных) теорий в физике.
47. История континуальных (близкодействие) теорий в физике.
48. История дискретно-континуальных теорий физики.
49. История системных теорий физики.
50. Генезис и эволюция статистических теорий физики.
51. История понятий силы и взаимодействия в физике.
52. История закона сохранения и превращения энергии.
53. Генезис и развитие основных физических идей.
54. Историческая взаимосвязь физики и математики.
55. История гелиоцентризма.
56. Идеи глобальной экологии и охраны окружающей среды.
57. Теория естественного отбора Ч. Дарвина.
58. Тенденции развития СТЭ.
59. Концепция молекулярной эволюции и проблема абиогенеза.
60. Проблема эволюционного истолкования антропогенеза.
61. Идеи глобального прогнозирования.
62. Взаимосвязь философии и естествознания. Соотношение философского, общенаучного и частного знания.
63. Современное естествознание: особенности и закономерности развития.
64. Формы, методы и уровни научного познания.
65. Научный факт: понятие и проблема.
66. Теория: сущность, структура, функции.
67. Проблема идеального объекта и языка теории.
68. Гипотеза и ее роль в познании.
69. Методологические вопросы языка науки.
70. Аристотель. «Метафизика».
71. Ф. Бэкон. «Новый органон».
72. Р. Декарт. «Рассуждение о методе». «Правила для руководства ума» (на выбор).
73. И. Кант. «Пролегомены».
74. Г.В.Ф. Гегель. «Энциклопедия философских наук» («Логика», «Философия природы» — на выбор).
75. В.И. Вернадский. «О научном мировоззрении». «Философски мысли натуралиста» (на выбор).
76. Философские идеи К..Э. Циолковского.
77. К. Поппер. «Логика научного исследования».
78. И. Лакатос. «История науки и ее рациональные реконструкции».
79. Т. Кун. «Структура научных революций».
80. Современная научная картина мира.
81. Функции государства в управлении развитием науки.
82. Научная политика современных развитых стран.
83. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.
84. Социально-психологические основания научной деятельности.
85. Гуманитарные основания естествознания.
86. Понятие научного мировоззрения.
87. Понятие философской проблемы науки.
88. Философские проблемы науки и методы их исследования.
89. Философия науки: предмет, метод, функции.
90. Структура философии науки как области философского
знания.
91. Организационная структура современной науки.
92. Философско-психологические проблемы научной деятельности.
93. Философские проблемы управления научными коллективами.
94. Классики естествознания и их вклад в философию науки.
95. Особенности гуманитарного знания.
96. Философские основания и проблемы социального познания.
97. Философские основания и особенности математических и
логических исследований.
98. Предмет и структура методологии науки.
99. Современные проблемы теории научного познания.
100.Этические проблемы науки.
к рабочей программе дисциплины
«Философия, история и методология науки и техники»
Кафедра философии
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Развернутая версия
к рабочей программе дисциплины
«Философия, история и методология науки техники»
Тема 1. Философия и наука.
Философия сущность, взаимоотношения философии и науки. Функции и роль философии в научном познании. Научная деятельность. Логико-методологическая структура – факт метод теория. Методология науки и методологический анализ. Общечастные методологии, специально научные методологические концепции. Научное знание: теоретически-предметный и методологический аспекты. Логика науки как единства содержания, открываемого в теории познания (гносеологии), и логики (формальных логико-математических аспектов научной деятельности, языка науки синтаксически-семантических отношений, логических характеристик научных теорий, вопросов содержательности, аргументации и т.п.). Язык как средство построения, бытия и развития науки.
Элементы теории познания: познание, виды познания (обыденное, научное, философское, художественное), субъекты и объекты, чувственные и абстрактно-логические компоненты; виды знания: научное, вненаучное, донаучное, анаучное; источники: научный опыт, практика, культурно-исторические традиции; знания явные и неявные, предпосылочные. Основные черты научного знания: всеобщность, необходимость, системность, проверяемость. Особенности науки как явления: принципиальная динамичность, открытость, незавершенность и корректируемость. Проблема единицы научного знания и полиструктурности когнетивной системы науки.
Наука как деятельность, способ рационально-теоретического постижения мира. Характеристики науки в ее деятельностном измерении: социальность, целенаправленность, предметность, методичность, обоснованность, самокорректируемость, творческий характер, инструментальность и ценностная ориентированность.
Проблемы истины и ее критериев. Основные концепции истины, проблемы концептуальной универсальности, критерии истины, возможности и границы, инструментальные горизонты. Научный метод как проблема методологии познания. Методологические понятия: подход, метод, программа, алгоритм. Научный метод – теория в действии.
Тема 2 Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки).
Проблема периодизации истории и генезиса науки. Пранаука, протонаука, преднаука и собственно наука, классическая наука. От пранауки к протонауке: формирование античной науки в контексте философского знания античной культуры греческого полиса. Пранаука: проблемы этапизации IV до н.э. завершение становления и развития феномена, характерные черты, особенности. Протонаука (IV в. до н.э.- XVI в. н.э): этапы, от первых форм теоретических построений до формирования опытной науки в новоевропейской культуре, специфика развития явления в эпоху античности и средневековья. Стадия преднауки (XVI-XVII вв.): развитие науки в условиях социально-экономических, духовно-культурных изменений эпохи Возрождения. Становления собственно науки и специфика новоевропейского типа рациональности. Собственно наука, классическая наука, конец (XVII – XIX вв.): «великий переворот в истории культуры человечества» (Вернадский), «эпоха открытий». Классическое естествознание и его методология, революция в естествознании 4конца XIX – начала XX вв. становление идей и методов неклассической науки. Постклассическая (неклассическая наука XX в.): этапы развития, специфика.
История становления и развития технического знания. техническое знание древности и античности (до V н.э.). Технознание в эпоху средневековья (V-XIV вв.). Технознание в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.). Наука и техника Нового времени. Инженерия и экспериментальное естествознание (XVIII – 1 половина XIX в.). Парижская политехническая школа, научное основание машиностроения. Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (2 половина XIX – XX в).Техническая наука 2 половины XX в.
Тема3 Структура научного познания.
Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Эмпирические исследования, их особенности. Специфика теоретического познания, формы: логические – понятие, суждение, умозаключение; рациональные – научные проблемы, гипотезы, законы, принципы, программы. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблемы различия, независимости, соответствия и материализации теорий. Основания науки их структура. Предпосылочное знание: структура и основные формы. Идеалы, нормы исследования, идеологические, мировоззренческие, философские, общеметодологические принципы. Научная картина мира, ее формы и функции. Научная картина мира в развитии: натурфилософская, классическая, неклассическая, постнеклассическая (нелинейная наука, теории неравновесности процессов, синергетика).