Звуковые разминки и упражнения для совершенствования
Звуковые разминки и упражнения для совершенствования
Навыков техники чтения
Москва
Л.М. Козырева
Логопедическое пособие -М.: Издат-Школа 2000 - 144 с.
Основная цель логопедического пособия - развитие и совершенствование навыков техники чтения учащихся начальных классов.
Пособие состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен работе над дикций и состоит из пятидесяти звуковых разминок, каждая из которых по- священа автоматизации одного из звуков или дифференциации какой-нибудь одной «ары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и одному виду работы по развитию голоса или дыхания.
Второй раздел пособия состоит из упражнений на развитие выразительности чтения: чтение текстов с обозначенными логическими ударениями, паузами как внутри предложений, так и между предложениями; задания на выбор правильного логического ударения из нескольких вариантов; чтение диалогов для отработки правильных интонаций.
Пособие предназначено учителям, логопедам и родителям для занятий с детьми.
ISBN 5-93291-057-7
ЛР № 066243 от25.12.1998 г. Подписано в печать 18.05.2000 г.
формат 60 х 90 1/16 тираж 5 000 экз. Заказ № 73
ООО «Издат-школа 2000» 123100, г. Москва, Шмитовский пр., л.2.
Отпечатано в ООО "Фирма Пандора 1" Министерства РФ по делам печати,
телерадиовещанию и средств массовой коммуникации.
107143, г. Москва, Открытое шоссе, д.28
ISBN 5-93291-057-7 © Л.М. Козырева, автор-составитель;
© ООО «Издат-школа 2000»
ВВЕДЕНИЕ
Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение - математике, биологии, общественным наукам будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.
Для того чтобы читать правильно и с высокой скоростью, нужна слаженная работа нескольких анализаторов: зрительного, речедвигательного, речеслухового. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И, наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением, осуществляется понимание читаемого.
Таким образом, в этом процессе можно условно выделить две стороны
· техническую (соотнесение зрительного образа с произношением);
· смысловую, которая является основной целью чтения.
Остановимся на произносительной стороне процесса чтения. Без умения четко, без ошибок, выразительно читать ученик не поймет смысла текста, и главная цель чтения не будет достигнута. Поэтому работа над технической стороной процесса чтения, над выработкой достаточно быстрого темпа, очень важна.
Чтобы читать четко, плавно, с правильными интонациями, нужна содружественная работа речевого дыхания, голоса и артикуляционного аппарата.
Речевое дыхание
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании. Для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в три раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.
Голос
При голосообразовании происходят колебания голосовых связок под давлением струи выдыхаемого воздуха. В результате колебаний голосовых связок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
В основе громкого голоса лежит образование гласного звука, так как только гласный обеспечивает вокализацию, то есть звучную речь. Согласные звуки обеспечивают разборчивость.
Голос обладает силой, высотой и тембром.
Развитый разговорный голос отличается от натурального голоса более широким диапазоном как по высоте, так и по силе.
Артикуляционный аппарат
Артикуляция звуков происходит при помощи органов артикуляции: языка, губ, челюстей, твердого и мягкого неба, альвеол. Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными. Главным органом артикуляции является язык. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам. В артикуляции гласных принимают участие язык и губы, в артикуляции согласных - все органы артикуляции.
Структура пособия
С учетом приведенных рекомендаций по развитию речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата было составлено настоящее пособие, цель которого - помочь учащимся, имеющим нечеткую, смазанную артикуляцию, слабый, немодулированный голос, короткое, поверхностное дыхание, в овладении навыком выразительного чтения.
Пособие состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен работе над дикцией и состоит из пятидесяти звуковых разминок, каждая из которых посвящена автоматизации одного из звуков или дифференциации какой-нибудь одной пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и одному виду работы по развитию голоса или дыхания.
В каждое задание обязательно входит четыре основных отдела:
· чтение гласных букв или их сочетаний;
· чтение слогов;
· чтение столбиков слов;
· чтение чистоговорок, скороговорок, стихов.
В зависимости от задания, гласные или слоги могут читаться с различной силой голоса, с различным акцентированием, с различным темпом.
Слова подобраны с учетом наличия букв, обозначающих оппозиционные звуки. В каждом задании дано по сорок слов, среди которых предлагается:
· чтение слов, сходных по звучанию и начертанию, но различных по значению;
· чтение слов, образованных способом наращивания;
· чтение однокоренных слов с разными приставками;
· чтение слов с одной приставкой.
Скороговорки, чистоговорки и стихи содержат оппозиционные звуки и могут читаться с различной силой и высотой голоса, в различном темпе.
Второй раздел пособия состоит из упражнений на развитие выразительности чтения: чтение текстов с обозначенными логическими ударениями, паузами как внутри предложений, так и между предложениями; задания на выбор правильного логического ударения из нескольких вариантов; чтение диалогов для отработки правильных интонаций.
Методические рекомендации учителю
Разминки можно использовать непосредственно перед чтением текста. Книга с отрабатываемым заданием находится у каждого ученика на парте. Сначала применяется чтение без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по несколько раз подряд. Читать разминки нужно индивидуально, чтобы мог осуществиться слуховой и кинестетический самоконтроль. Чтение хором не даст никакого эффекта, так как неминуемо это будет скандированное чтение с добором воздуха после каждого гласного звука или слога.
Чистоговорки, скороговорки, стихи предлагаются для чтения с последующим заучиванием. Произнесение скороговорок на память можно тоже проводить с контролем времени. Сначала ребенок произносит скороговорку медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только когда будет обеспечено безошибочное произнесение, можно включать секундомер.
Работа с текстами из второго раздела начинается с введения термина "логическое ударение". Детям следует продемонстрировать чтение текста с выделением голосом логического ударения. После того как дети научатся читать выразительно размеченные тексты, можно предложить им выбирать из нескольких вариантов одной пословицы, прочитанной с переносом логического ударения с одного слова на другое, нужный, в котором смысл пословицы проявляется наиболее точно. Таким образом, идет работа не только над выразительностью чтения, но, прежде всего над смыслом читаемого. Подученные результаты заносятся в таблицы, проверка осуществляется по ключам.
Диалоги нужно читать по ролям, меняясь ролями. Следует обращать внимание на то, чтобы дети учились изображать голосом интонации удивления, восторга, гнева, радости, насмешки и других интонаций, с которыми ведут разговор персонажи данных диалогов.
Раздел 1.
РАБОТА над ДИКЦИЕЙ
При ЧТЕНИИ ВСЛУХ
ü Закрепление звука [А]
1. Прочитайте гласные на одном выдохе:
а - э - о - ы
о - у - ы - а
а - э - ы - у
о - у - а - ы
2. Прочитайте на одном выдохе:
ма - на - ла - ра
па - та - ка - фа
ба - да - га - ва
3. Прочитайте столбики слов:
4.
Ада | арфа | баба | ваза | гайка |
Алла | арка | банка | вакса | галка |
Анна | атлас | басма | вахта | гамма |
альфа | астра | бархат | ватман | Галька |
атлас | засада | армада | канва | ананас |
палас | рассада | баллада | канава | Карабас |
баркас | награда | лампада | забава | тарантас |
каркас | шарада | бравада | застава | Арканзас |
5. Прочитайте чистоговорку:
ай - ай - ай - авторучку дай
ам - ам - ам - песенка для мам
ак - ак - ак - Сашенька-рыбак
ал - ал - ал - скоро ли вокзал?
6. Прочитайте скороговорку:
У Аграфены и Арины в руках апельсины.
7. Прочитайте стих:
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
Н.Костарев.
С помощью букв А-Я
1. Прочитайте гласные на одном выдохе:
а-э-о-ы а-э-ы-у
о-у-ы-а о-у-а-ы
2. Прочитайте на одном выдохе:
ма - мя - ла – ля
па - пя - та - тя
ба - бя - да - дя
3. Прочитайте столбики слов:
баня | Валя | маляр | навязать | напрягать |
батя | Ваня | мазня | накалять | наряжать |
басня | Вася | мямля | наляпать | наставлять |
башня | Варя | мята | нанять | настряпать |
пряха ряса тяпка пята вязать
пряжа ряска тряпка пятка связать
прялка рявкать травля пятак вязанка
прятать тявкать тряска палка надвязать
4. Прочитайте чистоговорку:
ма - мя - ма - высокие дома
тя – та - тя - учусь я не шутя
да - дя - да - горячая вода
ня - ня - на - мы видели слона
5. Прочитайте скороговорку:
Ляля - плакса, в тетради клякса.
6. Прочитайте стих:
Нерях - поросят
Искупал он до пят,
А чистых ребят
Превратил в поросят.
7. К какой сказке подходит этот рисунок?
ü Закрепление звука [О]
1. Прочитайте гласные на одном выдохе:
а - э - о - ы
о - у - ы - а
а - э - ы - у
о - у - а – ы
2. Прочитайте на одном выдохе:
мо - но - ло - ро
по - то - ко - фо
бо - до - го - во
3. Прочитайте столбики слов: | ||||
Осло | облом | отстой | оговор | откос |
оптом | обнос | огонь | обмолот | опрос |
олово | оброк | окно | огород | отбой |
слово | обход | оплот | молоко | отбор |
остров | отвоз | молот | порог | топор |
остов | отвод | порох | горох | гонор |
остров | отгон | шорох | поднос | донор |
острог | откол | посох | помост | помор |
4. Прочитайте чистоговорку |
ко - ко - ко - у коровы молоко
но - но - но - выгляни в окно
до - до - до - у птицы есть гнездо
со - со - со - у машины колесо
5. Прочитайте скороговорку:
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
6. Прочитайте стих:
Осинку окрасила осень.
Осинка мне нравится очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль - облетает.
В. Лунин.
7. К какой сказке подходит этот рисунок
ü Согласные звуки, обозначаемые
с помощью букв О-Ё
1. Прочитайте гласные на одном выдохе:
а - э - о - ы
о - у - ы - а
а - э - ы - у
о - у - а - ы
2. Прочитайте на одном выдохе:
мо - но - ло - ро
мё - нё - лё - рё
то - тё – со - сё
3. Прочитайте столбики слов:
орел | отвел | провез | подмен |
осёл | отвёз | подвёз | подмёл |
отёл | отчёт | подвёл | подмёрз |
отёк | очёс | подгрёб | поднёс |
овёс | полёт | поджёг | подсёк |
полёг | потолок | бобёр | гололёд |
посёк | полотёр | боксёр | горловой |
попёк | потомок | бойкот | городской |
почёт | посёлок | ковёр | новосёл |
поскрёб | пролётом | костёл | скорёхонько |
4. Прочитайте чистоговорку:
лё - ло - ло - круглое дупло
тё - тё - то - у папы долото
сё - со - со - большое колесо
ро - рё - ро - полное ведро
5. Прочитайте скороговорку:
Тополь - тополёк надел тёплый платок.
6. Прочитайте стих:
Осёл в кустах осу нашёл.
Надев очки, глядит осёл.
Кто это? Птица? Тигр? Лиса?
Осла ужалила оса.
Г.Сапгир.
С помощью букв И-Ы
1. Прочитайте гласные на одном выдохе:
а - э - о - ы
о - у - ы - а
а - э - ы - у
о - у - а - ы
2. Прочитайте на одном выдохе:
мы - ны - лы - ры
ми - ни - ли - ри
ты - ти - ды - ди
3. Прочитайте столбики слов: | |||
избы | избить | били | |
иглы | избыть | были | |
игры | изныть | Билли | |
икры | изрыть | блины | |
выбить | мины | мыли | |
выбыть | мини | мили | |
выжить | мнимый | милый | |
вывить | минный | мыльный | |
биты | вили | липы | литий |
битвы | выли | линзы | литый |
битый | вилы | лифты | личный |
бинтик | Вилли | литры | лишний |
4. Прочитайте чистоговорку:
мы - ми - мы - высокие холмы
ни - ны - ни - поскорей усни
ли - ли - лы - новые столы
ри - ры - ри - жирные угри
5. Прочитайте скороговорку:
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
6. Прочитайте стих:
Сливы у Нины, Дыни у Мити,
Вишни у Димы, Куклы у Иры,
Тыквы у Вити, Машины у Киры.
С помощью букв У-Ю
1. Прочитайте гласные на одном выдохе:
а - э - о - ы
о - у - ы - а
а - э - ы - у
о - у - а - ы
2. Прочитайте на одном выдохе:
му - ну - лу - ру мю - ню - лю - рю ту - тю - ду - дю |
3. Прочитайте столбики слов:
юг | клуб | лук | бурдюк | юлю |
уют | клюв | люк | курдюк | рулю |
утюг | ключ | тук | сюртук | рублю |
урюк | крюк | тюк | сундук | бурлю |
сплю | гублю | клюну | бурю | жмурюсь |
куплю | грублю | плюну | журю | хмурюсь |
скулю | срублю | рухну | зубрю | пудрюсь |
вступлю | трублю | пухну | мудрю | щурюсь |
4. Прочитайте чистоговорку:
тю - ту - ту - играем мы в лапту
ду - дю - ду - и я играть приду
рю - ру - рю - внимательно смотрю
лю - лу - лю - мячик я ловлю
5. Прочитайте скороговорку:
Мальчик Илюша и девочка Луша
По саду гуляют и кушают груши.
6. Прочитайте стих:
Раз, два, три, четыре, пять!
Буду всех ребят считать:
Юлю, Мишу, Свету, Колю,
Петю, Иру, Витю, Олю.
8. К какой сказке подходит этот рисунок?
ü Закрепление звука [Э], обозначаемого
С помощью букв Э и Е
1. Прочитайте гласные на одном выдохе:
а- э - о - ы
о - у - ы - а
а - э - ы - у
о - у - а – ы
2. Прочитайте на одном выдохе:
мэ - нэ - лэ - рэ
пэ - тэ - кэ - фэ
бэ - дэ - гэ – вэ
3. Прочитайте столбики слов:
эра | мэр | поэт | каре |
эхо | пэр | дуэт | тире |
эму | сэр | силуэт | кюре |
эта | пленэр | менуэт | пюре |
кашне | отель | эссе | |
турне | модель | шоссе | |
пенсне | панель | плиссе | |
мулине | туннель | фрикассе | |
экватор | эскадра | фонетика | |
Эквадор | эскадрон | генетика | |
эскалатор | экскурсия | синтетика | |
экскаватор | эвакуация | эстетика |
4. Прочитайте чистоговорку:
рэ - рэ - рэ - горячее пюре
сэ - сэ - сэ - иду я по шоссе
нэ - нэ - нэ - нитки мулине
фэ - фэ - фэ - я сижу в кафе
5. Прочитайте скороговорку:
Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
6. Прочитайте стих:
Я про страуса, про эму,
Написал бы вам поэму,
Но никак я не пойму:
Эму он или эму?
7. К какой сказке подходит этот рисунок?
ü Согласные звуки, обозначаемые
С помощью букв Э-Е
1. Прочитайте гласные на одном выдохе:
а- э - о - ы
о - у - ы - а
а - э - ы - у
о - у - а – ы
2. Прочитайте на одном выдохе:
мэ - нэ - лэ - рэ
ме - не - ле - ре
тэ - те - дэ - де
3. Прочитайте столбики слов:
тест [т] темп [т] артель [т'] кафе [ф]
текст [т'] тембр [т] пастель [т] кофе [ф']
тезис [т] тенор [т'] постель [т'] кафель [ф']
теннис [т] термин [т'] гантель [т] грифель[ф']
китель [т'] эфес [ф'] эклер [л']
метель [т'] адрес [р'] эвенк [в']
шпатель [т] бизнес [н] эксперт [п']
портфель [ф'] занавес [в'] экспресс [р']
элегия [л'] этикет [к'] алоэ
эмблема [л'] этилен [л'] двое
эссенция [с] элемент [л'] каноэ
эпидемия [д'] экзамен [м'] какое
4. Прочитайте чистоговорку:
фэ - фе - фэ - новое кафе
сэ - се - се - спица в колесе
ре - ре - рэ - поставлю здесь тире
нэ - не - не - шишки на сосне
5. Прочитайте скороговорку:
Над лугами в синеве пролетает буква Э.
6. Прочитайте стих:
К дальним селам, городам
Оно идет по проводам.
Светлое величество,
Это электричество.
С помощью букв Ь-Пробел
1. Прочитайте гласные на одном выдохе:
а- э - о - ы
о - у - ы - а
а - э - ы - у
о - у - а – ы
2. Прочитайте на одном выдохе:
ам – ан – ал – ар
амь – ань – аль – арь
ат– ать– ап– апь
3. Прочитайте столбики слов:
кон | ел | стал | клад |
конь | ель | сталь | кладь |
хор | мел | дал | вяз |
хорь | мель | даль | вязь |
банка | полка | зорко | |
банька | полька | зорька | |
пенки | булка | горка | |
пеньки | Булька | горько | |
шест | галка | редко | |
шесть | галька | редька | |
брат | колко | угол | |
брать | Колька | уголь |
4. Прочитайте чистоговорку:
аль - аль - аль - сталевары варят сталь
ал - ал - ал - Коля вежливым стал
ат - ат - ат - Толя - мой любимый брат
ать - ать - ать - нужно комнату убрать
5. Прочитайте скороговорку:
На горе, на горке горько ревет Егорка.
6. Прочитайте стих:
Будем мы всегда, где нужно,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором,
Колья - Колей никогда.
7. К какой сказке подходит этот рисунок?
ü Буквы Ё-Ю в позиции после
Согласных
1. Прочитайте гласные на одном выдохе:
а- э - о - ы
о - у - ы - а
а - э - ы - у
о - у - а – ы
2. Прочитайте на одном выдохе:
мю – ню – лю – рю
мё – нё – лё – рё
тю – тё – дю – дё
3. Прочитайте столбики слов: | |||
плёс | тёс | клён | лёд |
плюс | тюк | клёст | лён |
клёв | тюль | клюка | люк |
клюв | тётя | клюква | люкс |
тёрка тюбик тюрбан тёсаный | трюм трюк трёшка трюфель | пятёрка тетёрка гравюрка скатёрка | |
плёнка | лётчик | тёлка | |
плётка | лютня | тюлька | |
плюшка | лютик | тёплый | |
плющить | лётный | тёмный |
4. Прочитайте чистоговорку:
рё - рю - рю - я в окно смотрю
лю - лё - лю - маму я люблю
рю - рё - рю - брюки подарю
лё - лё - лю - клюкву не терплю
5. Прочитайте скороговорку:
И в июне, и в июле отдохнёт на юге Юля.
6. Прочитайте стих:
Ай, люлень, да люлень,
По горам идёт олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом её заносит,
В люльку дрёму он кладёт,
Тихо песенку поёт.
Прочитайте пословицу.
ü Различение звуков [Ч] - [Щ]
1. Прочитайте сочетания гласных со сменой темпа речи:
ау --------- ау --------- ау --------- ау
ау ----- ау ----- ау ----- ау
ау – ау – ау – ау
2. Прочитайте на одном выдохе со сменой темпа речи:
чи ----------------- че ----------------- ча ----------------- чо ----------------- чу
щи ----------------- ще ----------------- ша ----------------- щё ----------------- щу
чи -------- че -------- ча -------- чо -------- чу
щи -------- ще -------- ща -------- щё -------- щу
чи – че – ча – чо – чу
щи – ще – ща – щё – щу
3. Прочитайте столбики слов:
чуб щуп чаща щучка щелочь
лечь лещ чаще щёчка щелочить
плач плащ чище щелчок щелочной
мочь мощь чащоба щелкунчик щелочение
кучи кущи часовщик щекочущий щёлочность
щелочка чарующий учащийся
щёточка врачующий скучающий
щепочка начинающий изучающий
щипчики уничтожающий поучающий
щиплющий исключающий удручающий
4. Прочитайте чистоговорку:
ащ - ач - ащ - мы купили плащ
ач - ащ - ач - пожалуйста, не плачь
чу - щу - чу - я нисколько не шучу
чи - щи - чи - где лежат мои ключи?
5. Прочитайте скороговорку:
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
6. Прочитайте стих:
Щука добрая была:
Дружбу с рыбами вела. медленно
Из морской капусты щей
Щука наварила, в среднем темпе
Окуньков, бычков, лещей
Щука угостила. быстро
7. К какой сказке подходит этот рисунок?
ü Различение звуков [С] - [Щ]
1. Прочитайте сочетания гласных со сменой темпа речи:
ау --------- ау --------- ау --------- ау
ау ----- ау ----- ау ----- ау
ау – ау – ау – ау
2. Прочитайте на одном выдохе со сменой темпа речи:
си -----------------се ----------------- ся ----------------- сё ----------------- сю
щи ----------------- ще ----------------- ша ----------------- щё ----------------- щу
си -------- се -------- ся -------- сё -------- сю
щи -------- ще -------- ща -------- щё -------- щу
си – се – ся – сё – сю
щи – ще – ща – щё – щу
3. Прочитайте столбики слов:
силища басище сеяльщик носильщик
слезища носище сдельщик чистильщик
сёмжища кусище сдельщина стекольщик
селёдища кустище сдельщица дрессировщик
светящий щурился щедрость
свистящий щипался щуплость
слепящий щекотался изящность
блестящий щетинился защищённость
сеющий будущность общность
сияющий всеобщность мощность
синеющий беспомощность хищность
сверкающий преходящность сущность
4. Прочитайте чистоговорку:
щи - щи - си - лещи и караси
ся - ща - ща - поймали мы леща
ащ - ащ - ась - уплыл от нас карась
щу - сю - щу - я грибы ищу
5. Прочитайте скороговорку:
У гуся усов ищи не ищи - не сыщешь.
6. Прочитайте стих:
На скамейку я встаю, Синенький, блестящий.
Еле ящик достаю. Посыпались из ящика
Открываю ящик, Письма настоящие.
7. К какой сказке подходит этот рисунок?
ü Закрепление звука [Й]
1. Прочитайте гласные на одном выдохе с усилением голоса три раза: шепотом, тихо и громко.
а – у – о – э – ы
о – у – а – ы – э
а – у – ы – о – э
2. Прочитайте на одном выдохе с усилением голоса три раза: шепотом, тихо и громко.
ай – ой – эй – ый
яй – ёй – ей – ий
3. Прочитайте столбики слов: | |||
лайка | сойка | край | бойкий |
майка | стойка | урожай | стойкий |
сайка | тройка | трамвай | клейкий |
зайка | стройка | попугай | колкий |
чайка | струйка | каравай | ломкий |
ёмкий | юный | явный | судья |
единый | юркий | явочный | струя |
ежовый | южный | ягодный | сбруя |
ехидный | юрский | яблочный | семья |
елейный | юннатский | ясельный | свинья |
4. Прочитайте чистоговорку:
ай - ай - ай - приближается трамвай
ой - ой - ой - приходи скорей домой
ей - ей - ей - спеть красиво ты сумей
яй - яй - яй - неужели ты лентяй?
5. Прочитайте скороговорку:
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Г ордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.
6. Прочитайте стих:
Прочти, смекай и отгадай,
Как, с места не вставая,
Ты можешь превратить трамвай
Во многие трамваи?
С. Маршак.
7. К какой сказке подходит этот рисунок?
ü Закрепление звука [Л']
1. Прочитайте гласные на одном выдохе с усилением голоса три раза: шепотом, тихо и громко.
а – у – о – э – ы
о – у – а – ы – э
а – у – ы – о – э
2. Прочитайте на одном выдохе с усилением голоса три раза: шепотом, тихо и громко.
ля - ле – лё – лю – ли
яль – ель – ёль – юль -иль
3. Прочитайте столбики слов: | |||
люлька | леди | ливер | |
тюлька | ледник | ливень | |
пилюлька | леденец | ливрея | |
бирюлька | ледяной | лилипут | |
крендель | издатель | кроль | |
карамель | создатель | король | |
акварель | созидатель | контроль | |
карусель | заседатель | бандероль | |
льдина | медаль | ваятель | кашель |
львица | миндаль | веятель | кошель |
льстец | фестиваль | деятель | кафель |
львенок | магистраль | сеятель | туфель |
4. Прочитайте чистоговорку:
ля - ля - ля - засеваются поля
ле - ле - ле - очень вкусное желе
лю - лю - лю - маму с папой я люблю
аль - аль - аль - скоро будет фестиваль
5. Прочитайте скороговорку:
Есть у Ляли кукла Лёля.
Лёля сделана из льна,
Ляле нравится она.
6. Прочитайте стих:
Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.
7. К какой сказке подходит этот рисунок?
ü Различение звуков [Й - Л']
1. Прочитайте гласные на одном выдохе с усилением голоса три раза: шепотом, тихо и громко.
а – у – о – э – ы
о – у – а – ы – э
а – у – ы – о – э
2. Прочитайте на одном выдохе с усилением голоса три раза: шепотом, тихо и громко.
я – е – е – ю – и
ля – ле – ле – лю – ли
ай – ей – ей – юй – ий
яль – ель – ель – юль – иль
3. Прочитайте столбики слов:
рейка | лейка | клей лицей |
рельсы | вклейка | улей лицедей |
стайка | склейка | елей юбилей |
стальной | наклейка | калий водолей |
колье | белье | липкий |
ателье | жилье | близкий |
ущелье | былье | великий |
аленький | жулье | безликий |
аллея | безделье | вежливый |
лилия | безлюдье | въедливый |
колея | бакалея | боязливый |
талия | баталия | затейливый |
4. Прочитайте чистоговорку:
ай - аль - аль - стальная магистраль
ю - ю - лю - ёлочку срублю
оль - оль - ой - следуйте за мной
ля - я - я - счастливая семья
5. Прочитайте скороговорку:
Коля колья колет, Поля поле полет.
6. Прочитайте стих:
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг - лесничий.
7. К какой сказке подходит этот рисунок?
ü Закрепление звука [Л]
1. Прочитайте гласные на одном выдохе с усилением голоса три раза: шепотом, тихо и громко.
а – у – о – э – ы
о – у – а – ы – э
а – у – ы – о – э
2. Прочитайте на одном выдохе с усилением голоса три раза: шепотом, тихо и громко.
ла – ло – лэ – лу –