Формат пробуждения к свободе
Перед началом процесса пробуждающий должен войти в состояние полного и безоговорочного принятия идентичности и «духа» клиента.
1. Попросите клиента подумать о каком-либо нежелательном или непродуктивном жизненном паттерне. Обратите внимание на основную структуру паттерна. (Например, человек думает: «Это будет похоже на все другие случаи, когда я пытался что-то изменить в своей жизни. Я это точно знаю. Это не подействует, и я лишь снова буду чувствовать безысходность. Чего еще можно ожидать, если я вырос в такой семье!») Дайте клиенту инструкцию вспомнить несколько примеров такого паттерна в его жизни, последствия, к которым это привело, и то, как это повиляло на его жизнь.
• Попросите клиента представить, как могло бы выглядеть будущее, в котором он свободен от этого паттерна, и поразмышлять о том, чем отличалась бы его жизнь, если бы в ней больше не было этого паттерна.
• Затем попросите клиента поразмышлять.над тем, что этот паттерн для него делает, то есть как сохранение этого паттерна может повлиять на его жизнь. Проверьте, помогает ли он как-либо клиенту. Например, он может помочь клиенту уклоняться от ответственности, избегать критики или доминирования со стороны другого человека, манипулировать или пытаться управлять другими, давать ему ощущение знакомой идентичности и т. д. Если эти «преимущества» все еще ценны для клиента, исследуйте, как он может получить их иными способами, чем через продолжение нежелательного поведения.
Обсуждая эти проблемы с клиентом, оставайтесь в состоянии полного и безоговорочного принятия идентичности клиента и «духа» его ответов.
2. Теперь с уважением в голосе скажите клиенту: «Вы — свободный человек..., поэтому вы могли бы продолжить поступать так же, думать так же или быть уверенными в том же хоть до конца своей жизни. Вы останетесь приятным человеком независимо от того, что вы делаете. Вы совершенно нормальный человек и останетесь таким, измените вы что-то в своей жизни или нет. Вы — свободный человек..., поэтому вы действительно могли бы сохранить этот паттерн и быть совершенно нормальным человеком..., но для чего?»
3. Попросите клиента искренне и внимательно рассмотреть этот вопрос, отметьте его внутреннюю реакцию на него и расскажите ему о ней. Часто эта реакция выражается в усилении других убеждений об этом паттерне или клиенте. (Например, клиент отвечает: «Это длилось ужасно долго, и я не думаю, что смогу так просто изменить все. Кроме того, я буду на каждом шагу сталкиваться с сопротивлением со стороны своей семьи/сослуживцев/начальства».)
4. Перенеся свое внимание на эту реакцию, повторите ваши комментарии шага 2; снова напомните клиенту: «Вы — свободный человек... поэтому вы действительно могли бы сохранить этот паттерн и быть совершенно нормальным человеком..., но для чего?»
5. Снова попросите клиента честно и внимательно рассмотреть этот вопрос, отметьте его внутреннюю реакцию на него и расскажите ему о ней.
6. Повторяйте этот процесс, каждый раз напоминая клиенту: «Вы — свободный человек... поэтому вы действительно могли бы сохранить этот паттерн и быть совершенно нормальным человеком..., но для чего?»
• После нескольких повторений клиент быстро выйдет за рамки типичных оправданий проблемы и будет все глубже и глубже понимать этот паттерн. В конце концов клиент обнаружит себя «вне ящика» своих обычных паттернов мышления, свободным от старых убеждений и допущений и обогащенным новым пониманием областей, в которых у него действительно есть выбор.
Поскольку никакого «отталкивания» со стороны коуча нет, клиент все глубже пересматривает свою внутреннюю карту, делая о себе такие открытия, которые прежде были невозможны. Таким образом, очень важно, чтобы когда коуч спрашивает «для чего?», он проявлял искреннее любопытство и восприимчивость и безоговорочно принимал клиента независимо от того, что он говорит.
Двойные связи
В предыдущем разделе мы коснулись понятия двойных связей. По существу, двойная связь — ситуация «без выигрыша», то есть ситуация, в которой вы «не правы, если это делаете, и не правы, если этого не делаете». По мнению антрополога Грегори Бейтсона, который пер- 1^ воначально определил понятие двойных связей, такие дилеммы лежат "§ в корне как креативности, так и эмоционального замешательства. Различие состоит в том, действительно ли человек способен распознать двойную связь и выйти из нее соответствующим способом. Основная структура двойных связей такова:
ш
№ В)
<Э\
X
Если вы не делаете А, вы не выживете (не будете в безопасности, не будете веселы, не будете хорошим человеком и т. д.). Но если вы делаете А, вы не выживете (не будете в безопасности, не будете веселы, не будете хорошим человеком и т. д.).
Классическая иллюстрация двойной связи — суды над ведьмами. Чтобы увидеть, была ли женщина ведьмой, ее связывали и бросали в воду. Если ей удавалось выплыть, ее считали ведьмой и казнили. Если женщина тонула, ее реабилитировали и не считали ведьмой, но при этом она, разумеется, все равно погибала.
Клиенты часто чувствуют, что проходят подобное «испытание». Менее впечатляющие двойные связи встречаются в повседневной жизни очень и очень часто. Один из таких примеров — дилемма мужа, которому жена на вопрос о том, что она думает о том-то и о том-то, сердито отвечает, что это «не его дело». Однако если он не задает вопроса, то она ругает его за то, что его «не интересует ее мнение». Неспособность разобраться в значении этих двух сообщений и реагировать соответствующим образом заставляет его почувствовать себя плохим мужем.
Двойные связи также возникают в деловых ситуациях. Рассмотрим ситуацию человека, рабочая нагрузка которого настолько возросла, что он не может справиться с ней. Если он выполнит половину работы, выполнить вторую половину он не сможет. С другой стороны, если он не выполнит эту часть работы, значит, работа не будет выполнена. В любом случае человек не выполнит свою работу.
Другой распространенный пример двойной связи в бизнесе касается процесса «сокращения». Менеджер, столкнувшись с сокращением работников в организации, часто оказывается пойманным в двойную связь желания содействовать «успеху» работников и сделать бизнес «успешным». Если менеджер увольняет работников, то они останутся без дохода, могут лишиться жилья и т. д. Таким образом, менеджер не мог достичь цели сделать жизнь своих работников «успешной». С другой стороны, если менеджер не увольняет работников, то предприятие может стать нерентабельным или даже обанкротиться, — в любом случае это неудача. Менеджер попадает в двойную связь — либо он идет против целей своих сотрудников, либо против целей предприятия.
Наиболее интенсивные двойные связи возникают в контексте значимых межличностных отношений. Они часто подразумевают силовую борьбу, в которой один человек «негативно спонсирует» другого или пытается «сделать другого человека неправым».
В качестве иллюстрации Бейтсон приводит пример мальчика, госпитализированного с диагнозом «шизофрения». Спустя некоторое время состояние мальчика стало достаточно стабильным, и ему разрешили принимать посетителей. Мальчика навестила мать. Поздоровавшись, она сказала: «Что же ты не обнимешь маму?» Мальчик покорно обнял
ее. Однако когда он сделал это, мать явно напряглась, очевидно испытывая дискомфорт от физического контакта. Реагируя на невербальное сообщение, мальчик смущенно убрал руки. Тогда мать спросила: «Что случилось, разве ты не любишь маму?» Ощущая еще большее смущение и дискомфорт, мальчик напрягся и отвел взгляд в сторону. При этом мать заметила ему: «Ты должен научиться контролировать свои эмоции». Диалог продолжался в том же духе, пока беспокойство мальчика не усилилось до такой степени, что у него началось вспышка агрессии и его пришлось зафиксировать.
Даже при том, что эта ситуация не так драматична, как во время судов над ведьмами, в ней присутствуют все компоненты двойной связи. Первое сообщение гласит: «Если ты не обнимаешь меня, ты меня не любишь (и не получишь моего одобрения)», однако второе сообщение ему противоречит: «Если ты обнимешь меня, ты создашь мне неудобства, и я отпряну от тебя (и ты опять же не получишь моего одобрения)».
В этом примере также есть и третье сообщение — о реакции мальчика на эту дилемму. Комментарий «Ты должен научиться контролировать свои эмоции» подразумевает, что источник проблемы — неспособность мальчика управлять своими эмоциями, а не,неконгруэнтность матери. Это подразумевает следующее: «Тот факт, что ты чувствуешь смущение, означает, что с тобой что-то неладно. Ты — причина проблемы, неловкости и т. д.».
Это третье сообщение, очевидно, является важной частью паттерна двойной связи. Собеседник или наблюдатель интерпретирует дискомфорт или смущение другого человека как признак: 1) некомпетентности или 2) негативного намерения с позиции власти со стороны того человека, который находится в двойной связи (изменение действительности). Третье сообщение также обычно находится на уровне идентичности и по существу является сообщением «негативного спонсорства». Подразумевается, что смущение человека — свидетельство того, что он дефектен на уровне идентичности; то есть расстройство и огорчение в связи с ситуацией двойной связи — признак дефекта личности. Именно третий аспект двойной связи делает ее эмоционально невыносимой.