Не-спонсорство и негативное спонсорство
Важность спонсорства и спонсорских сообщений можно проиллюстрировать сравнением с контекстами, в которых спонсорство отсутствует или в которых налицо так называемое негативное спонсорство.
В ситуациях отсутствия спонсорства позитивных спонсорских сообщений нет. Но отсутствие таких сообщений — по сути, тип сообщения, вызывающий заключения и реакции, приведенные в табл. 4.
Таблица 4 Эмоциональное воздействие отсутствия спонсорства
Полученное не-спонсорское сообщение | Эмоциональная реакция |
Меня не замечают | Тревога, неприметность |
Я не существую | Стремление привлечь к себе |
внимание | |
Я не ценен | Опустошенность |
Я не уникальный/не особенный | |
Я такой же, как все | Пассивность |
Я не могу внести вклад в общее дело | Никчемность |
и невостребованность | |
Мой вклад не оценен | Чувство обмана и эксплуатации |
Я не являюсь частью группы | Обособленность |
Меня легко можно заменить | Ненадежность |
В контекстах негативного спонсорства действительно передаются сообщения, противоположные спонсорским. Это ведет к таким же эмоциональным реакциям, как и при отсутствии спонсорства, но они выражены ярче. Некоторые примеры негативных спонсорских сообщений и реакций на них приведены в табл. 5.
Таблица 5 Эмоциональное воздействие негативного спонсорства
Негативное спонсорское сообщение | Эмоциональная реакция |
Вас здесь быть не должно. | Испуганный |
Вы должны скрыться/исчезнуть | |
Как вы думаете, кто вы? | Не заслуживающий внимания |
Вы никто. Вы не должны существовать | |
Вы никогда не будете достаточно хороши. | Порицаемый и пристыженный |
От вас одни сложности | |
Вы хуже всех | Не отвечающий требованиям |
Вы нас отвлекаете и сдерживаете | Виноватый и мешающий |
Никто не хочет, чтобы вы здесь | Желание уйти и устраниться |
находились | (ничтожный) |
Вы недостойны быть здесь. | Отверженный и покинутый |
Вы не из наших |
В табл. 6 сравнивается эмоциональное воздействие позитивного спонсорства, отсутствия спонсорства и негативного спонсорства.
Многим из нас приходилось сталкиваться с отсутствием спонсорства и даже негативным спонсорством со стороны значимых других. Как это ни странно, в основе негативных спонсорских сообщений часто лежат позитивные (хотя и ошибочные) намерения или простое невежество.
Иногда наблюдается интересный парадокс: коучи и другие профессионалы игнорируют спонсорство, потому что слишком сосредоточены на другом уровне поддержки (опека, руководство, обучение и т. д.). Например, человек может быть очень хорошим опекуном, но добиваться этого в ущерб спонсорству. Примеры этого часто встречаются в условиях стационара, где постоянно следят за удовлетворением физических потребностей пациентов, но практически лишают их коучинга, едва ли чему-то обучают, не предоставляют никакого менторства и, вместо того чтобы спонсировать, вообще «не замечают» как индивидуумов говоря о пациенте, например, как об «астматике с третьей койки».
Таблица 6 Сравнительное воздействие спонсорства, отсутствия спонсорства и негативного спонсорства
Позитивное спонсорство | Отсутствие спонсорства | Негативное спонсорство |
Вас замечают облегчение, расслабление | Вас не замечают тревога, неприметность | Вас здесь быть не должно испуганный |
Вы существуете сосредоточенность, умиротворенность | На вас не обращают внимания стремление привлечь к себе внимание | Вы никто не заслуживающий внимания |
Вы ценны удовлетворенность | Вы не ценны опустошенность | От вас одни сложности порицаемый и пристыженный |
Вы уникальны творческий подход | Я такой же, как все пассивность | Вы хуже всех не отвечающий требованиям |
Вы можете внести вклад в общее дело мотивация и энергия | Вы не вносите вклад в общее дело никчемность и невостребованность | Вы отвлекаете нас виноватый и мешающий |
Вы желанны ощущение «домашней обстановки», лояльность | Вы не являетесь частью группы обособленность | Вы нежелательны желание уйти и устраниться |
Вы один из нас преданность | Вас можно легко заменить ненадежность | Вы недостойны быть здесь отверженный и покинутый |
Спонсорством также часто пренебрегают в организациях. Если прийти в компанию, где не занимаются спонсорством, это видно с первого взгляда. Создается впечатление, что людей там попросту нет. Когда люди чувствуют, что их не замечают, не ценят, что они не вносят вклад в общее дело (или что их вклад не признан), что их легко заменить, что они — не часть единого целого, это неминуемо отражается на их работе. Однако когда люди действительно чувствуют спонсорскую поддержку, они ощущают собственное присутствие, активны, лояльны, творчески относятся к работе и трудятся сверх ожиданий.
Между прочим, в компаниях спонсорства может не хватать не только рядовым служащим. Главные администраторы и топ-менеджеры также редко получают реальную спонсорскую помощь. Зачастую это объясняется тем, что все ожидают спонсорства от них. Также часто бывает, что, вместо того чтобы видеть в главных администраторах или топ-менеджерах живых людей, подчиненные замечают лишь их роль и интересуются ими только из-за их власти и возможных политических преимуществ, связанных с «близостью» к ним.
Даже специалисты по НЛП могут настолько увлечься «руководством» своими клиентами с помощью новых методик, что их начинают больше интересовать «субмодальности» клиента и «ключи доступа» к нему, чем он сам.
Ключ к решению таких проблем, разумеется, состоит в том, что эффективное спонсорство можно практиковать на любом уровне поддержки. Человек одновременно может быть опекуном, руководителем, коучем, преподавателем, ментором и спонсором.
Пример спонсорства
Возможности объединения спонсорства с другими уровнями поддержки хорошо проиллюстрированы в следующем рассказе Элизабет Сай-ленс Боллард. Он был написан в 1976 году и опубликован под названием «Письма от Тэдди» в книге «Еще бульончику для души» (Ballard, 1995).
Ее звали миссис Томпсон. Стоя перед своим пятым классом в первый день занятий, она знала, что беззастенчиво врет детям. Но, как и большинство преподавателей, она все равно смотрела на своих учеников и говорила, что любит их. Однако это было невозможно, потому что в переднем ряду сидел мальчик по имени Тэдди Стоддард. Миссис Томпсон наблюдала за Тэдди весь предыдущий год и заметила, что он плохо обращается с другими детьми, что у него грязная одежда и что он никогда не моется. Кроме того, Тэдди все время дерзил. Неприязнь к этому мальчику дошла до такой степени, что миссис Томпсон с наслаждением делала пометки красной ручкой в его тетрадке, жирно зачеркивая ошибки и затем выводя большую двойку.
В школе, где преподавала миссис Томпсон, требовалось пересматривать характеристики каждого ребенка, и она отложила Тэдди напоследок. Однако, изучив папку с его документами, она ужасно удивилась. В первом классе учительница Тэдди написала: «Тэдди — яркий и веселый ребенок. Он аккуратно выполняет работу и отличается хорошими манерами, он излучает радость». А вот второй класс: «Тэдди — превосходный ученик, его любят одноклассники, но он нервничает, потому что его мать смертельно больна, и его жизнь дома — сплошная
борьба за выживание». Третий: «Он тяжело перенес смерть матери. Он старается изо всех сил, но отец не проявляет к его жизни большого интереса, и если не предпринять определенных шагов, его домашняя жизнь скоро плохо повлияет на него». Четвертый класс: «Тэдди замкнут и не проявляет большого интереса в учебе. У него мало друзей, и иногда он засыпает на уроке».
Теперь миссис Томпсон поняла, что с мальчиком делается, и ей стало стыдно. Она почувствовала себя еще хуже, когда все ученики, кроме Тэдди, принесли ей рождественские подарки в яркой бумаге, перевязанные красивыми лентами. Подарок Тэдди был неуклюже завернут в грубую оберточную бумагу из продуктового магазина. Миссис Томпсон специально открыла подарок Тэдди вместе с другими подарками. Некоторые дети захихикали, когда она обнаружила браслет с фальшивыми бриллиантами, половина которых выпала, и пузырек духов, заполненный лишь на четверть. Но она заставила детей прекратить смеяться, ахнув от восхищения и похвалив браслет, надев его и надушив запястья. В этот день Тэдди Стоддард задержался в классе после занятий, чтобы сказать: «Миссис Томпсон, сегодня вы пахли, как мама».
После того, как все дети ушли, она проплакала целый час. С этого дня она прекратила преподавать чтение, письмо и арифметику. Вместо этого она начала учить детей. Миссис Томпсон обращала особое внимание на Тэдди. Когда она работала с ним, его душа, казалось, оживала. Чем больше она поощряла его, тем живее он отвечал на уроках. К концу года Тэдди стал одним из самых успевающих детей в классе и, несмотря на лживые заверения миссис Томпсон, что она любит всех детей одинаково, Тэдди стал одним из «учительских любимчиков».
Год спустя она нашла под дверью зуписку от Тэдди: в ней говорилось, что она была самой лучшей учительницей в его жизни.
Через шесть лет она получила еще одно письмо от Тэдди. Он писал, что окончил среднюю школу третьим в классе по успеваемости и что миссис Томпсон была самой лучшей учительницей в его жизни.
Спустя четыре года она получила еще одно письмо, в котором говорилось, что, хотя иногда ему было трудно, он продолжил обучение и скоро с отличием окончит колледж. Он заверил миссис Томпсон, что она все еще была самой лучшей и любимой учительницей в его жизни. Через четыре года пришло еще одно письмо. В этот раз он объяснял, что получил степень бакалавра и решил продолжить обучение. В письме говорилось, что она все же была самой лучшей учительницей в его жизни. Но теперь его имя было немного длиннее: письмо была подписано так: Теодор Ф. Стоддард, доктор медицины.
На этом история не заканчивается. Той же весной пришло еще одно письмо. Тэдди написал, что он встретил чудную девушку и собирается жениться. Он сообщил, что его отец умер несколько лет назад,
lcR u спРосил> не согласится ли миссис Томпсон занять на его свадьбе место, которое обычно занимает мать жениха.
Конечно, миссис Томпсон согласилась. А кроме того, представьте себе, она надела тот браслет с фальшивыми бриллиантами. Кроме того, она нашла те же духи, которыми душилась мать Тэдди в последнее свое Рождество.
Они обнялись, и доктор Стоддард шепнул миссис Томпсон на ухо: «Спасибо, миссис Томпсон, за то, что вы в меня поверили. Большое спасибо за то, что вы позволили мне почувствовать свою важность и показали, что я могу что-то значить».
Миссис Томпсон со слезами на глазах прошептала в ответ: «Тэдди, на самом деле все не так. Это ты помог мне понять, что я могу что-то значить. Я не знала, как учить детей, пока не встретила тебя».
Навыки спонсорства
Как показывает история миссис Томпсон и Тэдди Стоддарда, спонсорство основано на личном участии и может применяться в любой деятельности. Решение миссис Томпсон «прекратить преподавать чтение, письмо и арифметику» и вместо этого «учить детей» ясно показывает, что он сосредоточила свое внимание на том, чтобы быть не только «преподавателем», но и «спонсором». То, что «душа Тэдди, казалось, оживала» и что «к концу года Тэдди стал одним из самых успевающих детей в классе», также иллюстрирует пользу от спонсорства, получаемую на более глубоком уровне.
Переход от преподавателя к спонсору требует не только изменения фокуса внимания, но и применения другого набора инструментов и навыков. Стивен Гиллиган, доктор философии (Gilligan, 1997), выделяет несколько принципов и навыков позитивного, или «терапевтического», спонсорства. С точки зрения Гиллигана, спонсор помогает другим, не столько делая что-нибудь конкретное: спонсоры изменяют других людей, распознавая или понимая нечто в них скрытое и затем служа им своего рода точкой референции. По мнению Гиллигана, позитивное спонсорство должно «пробудить понимание себя и мира и § ввести навыки и традиции, необходимые для развития "себя в мире" и
^ "мира в себе"».
о
■в Гиллиган определяет множество конкретных навыков, связанных
£ с «терапевтическим спонсорством». Многие такие навыки можно адап-^ тировать к более широкому применению спонсорства, чем рамки пси-ч> хотерапии. Ниже приведен поднабор выделенных Гиллиганом навы-§ ков терапевтического спонсорства, которые включают основные навыки спонсорства для коуча с большой буквы: .
1. Внутренняя конгруэнтность jco
По Гиллигану, спонсор прежде всего несет ответственность перед самим собой. Гиллиган утверждает, что без привязки к себе «человек скорее будет реагирующим, чем отзывчивым» и в конечном итоге более заинтересованным в «доминировании» и «подчинении» — вместо того, чтобы действительно поддерживать другого человека. Личная конгруэнтность, выравнивание и целостность — источники позитивного спонсорства. Например, невозможно поддерживать другого человека, находясь не в ладах с самим собой. Именно в этом отношении спонсор является ролевой моделью для других. Если спонсор неискренен или не в ладах с самим собой, он не сможет по-настоящему быть «преданным» чему-то.