Инструментарий обучения: имажинерия

Другой очень полезный набор позиций восприятия входит в процесс имажинерии. Термин «имажинерия» был введен Уолтом Диснеем, чтобы описать процесс, с помощью которого он «создавал будущее», мечтая и затем воплощая мечты в реальность. Глубокое понимание процесса имажинерии отражено в высказывании одного из сотрудников Диснея: «...Фактически было три различных Уолта: мечтатель, реалист и разрушитель. Вы никогда не знали, кто из них придет на встречу». Имажинерия включает координацию этих трех стилей мышления: «мечтателя», «реалиста» и «критика», каждый из которых является ключевым компонентом успешной «внутренней игры» для достижения будущих целей.

«Мечтатель» без «реалиста» не может воплотить идеи в нечто материальное. «Критик» и «мечтатель» без «реалиста» только «застревают» в бесконечном конфликте. «Мечтатель» и «реалист» могут получить реальные результаты, но их идеи не будут хорошими без «критика». «Критик» помогает оценивать и улучшать продукты творчества (когда «критик» деструктивен, он «разрушитель», когда конструктивен, он «советчик»). Можно привести забавный пример предпринимателя, который гордился своими способностями к новаторскому мышлению, но не мог занять позицию «критика» и «реалиста». Люди, которые работали в компании, говорили: «У него каждую минуту возникают новые идеи,... и некоторые из них хороши».

Таким образом:

• «Мечтатель» без «реалиста» и «критика» — это всего лишь «мечтатель».

• «Реалист* без «мечтателя» и «критика» — это «робот».

• «Критик» без «мечтателя* и «реалиста» — это «разрушитель».

• «Мечтатель» и «реалист* без «критика» — это научно-исследовательский и опытно-конструкторский отдел. — они создают много опытных образцов, но для успеха им не хватает стандартов качества.

• «Реалист» и «критик> без «мечтателя» — это «бюрократия».

• «Мечтатель» и «критик* без «реалиста» — это «американские горки» мании и депрессии.

Эффективные инновации и решение проблем предполагают синтез всех этих процессов или стадий. «Мечтатель» необходим, чтобы формулировать новые идеи и цели. «Реалист» необходим как средство трансформации идей в конкретное воплощение. «Критик» необходим как фильтр для очистки идей и предотвращения возможных проблем.

Ниже приводится краткое изложение основных когнитивных и физических паттернов, связанных с каждым из этих ключевых стилей мышления.

Мечтатель

Стадия «мечтателя» ориентирована на более отдаленное будущее. Она предполагает мышление в терминах большей картины с целью создания новых альтернатив и вариантов. На стадии «мечтателя» акцент делается на репрезентации и расширении восприятия конкретного плана или идеи. На первичном уровне эта стадия сфокусирована на генерации содержания плана или идеи. По Диснею, функция «мечтателя» состоит в том. чтобы «ясно видеть в своем сознании место каждой части предприятия [или проекта]». Задачи «мечтателя» включают формулирование цели в позитивных терминах и установление смысла и выгод желаемого состояния.

Для того чтобы мыслить как «мечтатель», полезно держать голову приподнятой, смотреть вверх и занять удобную симметричную и расслабленную позу.

Реалист

Цель «реалиста» состоит в том. чтобы превратить мечту в выполнимый план или продукт. Как «реалист», вы должны действовать, «как если бы» мечта была возможна, и сосредоточиваться на шагах или действиях, необходимых для ее достижения. Ваше внимание должно быть прежде всего направлено на то. «как» осуществить план или идею.

Стадия «реалиста» больше ориентирована на продвижение к будущему, действия в более сжатых временных рамках, чем стадия «мечтателя». «Реалист» часто более сосредоточен на процедурах или действиях. Он прежде всего фокусируется на том, «как» осуществить план или идею.

Для того чтобы мыслить, как «реалист», следует сидеть, держа голову прямо, глядя перед собой, в симметричной позе, немного наклонясь вперед. Ваш когнитивный фокус должен быть направлен на действия, «как если бы» мечта была достижима, и рассмотрение того, как можно осуществить идею или план; необходимо выделять конк-. ретные действия и намечать краткосрочные шаги. Также полезно встать на место других людей, интересы которых затрагивает данный план, и взглянуть на него с нескольких точек зрения.

Критик

Стадия «критика» следует за «мечтателем» и «реалистом». Цель «критика» — оценить предложенный план или проект и найти потенциальные проблемы и «отсутствующие звенья». Для того чтобы быть успешным «критиком», важно принимать точки зрения людей, которые могут влиять (позитивно или негативно) на план или проект или зависеть от них, а также учитывать их потребности и реакции. Основная цель «критика» — найти возможные проблемы и отсутствующие звенья в конкретном плане или решении. Стратегия «критика» состоит в том, чтобы помочь избежать проблем, принимая различные точки зрения и находя отсутствующие звенья, логически рассматривая, «что может случиться, если возникнут проблемы».

Мышление «критика» предполагает угловатую позу, при которой взгляд направлен вниз, голова опущена и немного наклонена вбок, а одна рука касается подбородка или лица.

Использование имажинерии

Процесс имажинерии по существу включает разбивку мечты на этапы, необходимые для того, чтобы ее воплотить.

В следующей процедуре используются как физические аспекты, так и ключевые вопросы, чтобы выявить способность клиента быть «мечтателем», «реалистом» и «критиком» в течение творческого процесса планирования.

Эти вопросы были сформулированы, чтобы стимулировать стили мышления, связанные с «мечтателем», «реалистом» и «критиком». Однако важно иметь в виду, что с помощью вопроса для «мечтателя», на который отвечают, используя физиологию «критика», вряд ли можно получить достоверный ответ «мечтателя». Точно так же вопрос для

«критика» или «реалиста», на который отвечают в позе «мечтателя», не приведет к полноценному ответу. Таким образом, для коуча важно внимательно наблюдать за клиентом в течение этой процедуры, чтобы гарантировать, что клиент «не искажает» свои ответы, подсознательно смещаясь к несоответствующей физической позиции.

1. Для каждой стадии творческого цикла («мечтатель», «реалист» и «критик») коуч должен задать вопросы, соответствующие этой стадии (перечисленные в приведенном ниже рабочем бланке), и помочь клиенту следить за своими ответами.

2. Отвечая на вопросы, клиент должен принять и поддерживать соответствующие физиологию и стиль мышления, определенные ниже.

3. Коуч должен наблюдать за клиентом и следить, чтобы он поддерживал соответствующее состояние и «не искажал» его.

4. Пройдите несколько циклов этих стадий, чтобы последовательно приблизиться к плану.

Используйте следующий рабочий бланк для записи ответов на вопросы, заданные на каждой стадии цикла имажинерии.

Стадия «хочу» — «мечтатель»

Цели. Сформулируйте конкретную цель в позитивных терминах; установите выгоды от реализации этой идеи.

Ответьте на следующие вопросы, сидя в позе «мечтателя».

1. Что вы хотите делать? (В отличие от того, чего вы хотите избежать или не делать.)

Моя цель —____.

2. Почему вы хотите делать это? Каков желаемый результат? Мой желаемый результат —_____.

3. Каковы выгоды этого действия?

Полезными последствиями этого действия будут_____.

4. Как вы узнаете, что достигли этого? Доказательством этих выгод будет____.

6. Куда эта идея должна привести вас в будущем? Эта идея приведет меня к____.

5. Когда вы ожидаете получить эти выгоды? Этих выгод можно ожидать, когда____.

/. Кем вы хотите быть или на кого вы хотите походить в связи с реализацией этой идеи?

Я хочу быть____.

Стадия «как» — «реалист»

Цели. Установите временные рачки и вехи для продвижения вперед. Удостоверьтесь, что идея может быть инициирована и поддержана соответствующим человеком или группой и что продвижение к цели можно проверить через сенсорный опыт.

Ответьте на следующие вопросы, сидя в позе «реалиста».

1. Когда цель будет полностью достигнута? Общие временные рамки достижения цели —_____.

2. Кто будет участвовать в достижении цели? (Назначьте ответственных и обеспечьте приверженность целям со стороны людей, которые будут выполнять план.)

Главными действующими лицами будут____.

3. Как именно будет осуществлена эта идея? Что будет первым шагом?

Шаги для достижения цели включают

Что будет вторым шагом?

Что будет третьим шагом?

4 Что будет текущей обратной связью, говорящей о том, что вы приближаетесь к цели или отдаляетесь от нее?

Эффективной обратной связью будет____.

5. Как вы узнаете, что цель достигнута?

Я узнаю, что цель достигнута, когда

Создайте графическую «раскадровку» вашего плана, находя или рисуя простые образы, чтобы представить шаги, требующиеся для достижения вашей цели или видения. Это может помочь заякорить ваш собственный план и облегчить коммуникацию с другими людьми. Используйте следующие рамки, чтобы нарисовать картины, представляющие три ключевых шага на пути к достижению цели или воплощению вашей мечты в жизнь. Напишите любые названия или комментарии на свободном месте под рамками.

Инструментарий обучения: имажинерия - student2.ru

Обратитесь к этой раскадровке при переходе к следующей стадии процесса — wкритику».

Стадия «рискуем» — «критик»

Цели. Удостоверьтесь, что план сохраняет любые позитивные побочные продукты текущего способа достижения цели.

Ответьте на следующие вопросы, сидя в позе «критика».

1. Чьи интересы затронет эта новая идея, и кто будет повышать или снижать эффективность идеи?

Этот план в наибольшей степени затронет интересы_____.

2. Каковы их потребности и выгоды? Их потребности —_____.

3. Почему кто-либо может возражать против этого плана или идеи? Кто-либо может возражать против этого плана, если_____.

4. В чем состоит позитивная сторона существующего образа действий?

Существующий образ действий_____.

5. Как вы можете сохранить эти выгоды, когда осуществите новую идею?

Эти выгоды будут сохранены путем_____.

6. В каких условиях и при каких обстоятельствах вы не хотели бы осуществлять этот план или идею?

Я не хотел бы осуществлять этот план при условии_____.

7. Что в настоящее время необходимо для выполнения плана или чего в нем недостает?

В настоящее время хтя выполнения плана необходимо____.

Примечание. Я разработал программу пя операционных систем Macintosh и Windows, которая проводит людей и группы через процесс имажинерии Диснея. Эта программа доступна по адресу:

Journey to Genius

P.O. Box 67448

Scotts Valley, California 95067-7448 E-Mail: [email protected] Homepage: http://www.journeytogenius.com

Резюме

Итак, обучение предполагает оказание помощи клиентам в развитии когнитивных способностей, которые позволят им улучшить свои результаты. Находясь в роли преподавателя, коуч сосредоточивает внимание на «внутренней игре клиента», поддерживая в нем мысленную готовность проявлять максимум энергии.

Хорошие преподаватели понимают, что люди имеют различные стили научения, основанные на предпочитаемых репрезентативных каналах (зрение, слух, осязание и т. д.). Вопросы для оценки стиля научения помогают коучам лучше распознать стили научения клиентов и приспособиться к ним, поддерживая их сильные стороны и развивая недостающие качества.

Хорошие преподаватели также помогают людям развивать новые стратегии для того, чтобы «научиться учиться». Визуализация успеха и ментальное повторение — это инструменты преподавания, которые позволяют клиентам тренировать и усовершенствовать какой-либо процесс или деятельность в своем сознании перед реализацией их на практике, что значительно увеличивает шансы на успех.

Управление состояниями — ключевой элемент «внутренней игры» выполнения работы. Такие процессы, как «круг совершенства», учат клиентов распознавать состояния совершенства и вновь получать доступ к ним, что может улучшить их результаты в различных ситуациях и контекстах.

Модель Т.О.Т.Е. — основа петли «коучинг — моделирование», обеспечивающая простую структуру и набор вопросов, которые могут использоваться преподавателями для помощи клиентам в определении ключевых факторов успешной деятельности у себя и других людей и которые затем могут быть перенесены в другие контексты и условия окружения.

Успешные исполнители учатся на своих ошибках, но не «застревают» на них. Хорошие коучи поощряют клиентов воспринимать ошибки как обратную связь, а не как неудачи, и помогают клиентам учиться на ошибках, воспринимая их спокойно и в то же время не забывая о своих успехах.

Способность занимать различные позиции восприятия — другой ключевой элемент «внутренней игры» человека. Способность рассмат-

ривать ситуацию с первой («я»), второй («другой») и третьей («наблюдатель») позиций может значительно помочь клиентам в коммуникации и взаимодействии с другими людьми. Вторая позиция особенно важна для успешной «внутренней игры», касающейся эффективной работы с другими. При метакартировании используются различные позиции восприятия, чтобы помочь клиентам лучше понимать «трудных» людей и адекватно на них реагировать.

В стратегии имажинерии используется цикл Уолта Диснея, в который входят стадии «мечтателя», «реалиста» и «критика». Эта стратегия помогает клиентам создавать позитивное будущее и определять пути достижения желаемого состояния.

Глава 4

Менторство

Краткое содержание

• Менторство

Ценности

Ценности и убеждения

Сила убеждений

Менторство ценностей и убеждений

• Ролевое моделирование

• Инструментарий менторства: установление «внутренних менторов»

• Инструментарий менторства: проверка ценностей

Рабочий бланк для проверки ценностей

• Выравнивание ценностей с видением и действиями

• Инструментарий менторства: выравнивание для изменения

• Инструментарий менторства: воплощение ценностей в действия

• Инструментарий менторства: планирование ценностей

• Инструментарий менторства: установление упражнений

• Системы убеждений и изменение

• Инструментарий менторства: оценка убеждений

Рабочий бланк для оценки убеждений

• Инструментарий менторства: использование «внутренних менторов» для укрепления уверенности в себе и усиления убеждений

• Инструментарий менторства: фрейм «как если бы» •Рефрейминг

Однословный рефрейминг

• Инструментарий менторства: применение однословного рефрейминга

• Инструментарий менторства: «наведение мостов» между ценностями

• Рефрейминг критиков и критики

Получение позитивных формулировок позитивных намерений Превращение критики в вопросы

• Инструментарий менторства: как помочь критикам быть советчиками

• Резюме

ИЗ

Менторство

Знание говорит, а мудрость слушает.

Джими Хендрикс

В греческой мифологии Ментор — мудрый и преданный советчик Одиссея. Когда Одиссей отправился в дальние странствия, богиня Афина, приняв облик Ментора, стала наставницей Телемаха, сына Одиссея. Таким образом, слово «ментор» стало обозначать того, кто а) дает советы или наставления и б) служит руководителем или преподавателем. Менторство (особенно в профессиональном окружении) подчеркивает неофициальный аспект межличностных отношений в процессе научения и работы, а также совершенное владение ремеслом или предметом.

Ментор в какой-то степени сочетает в себе функции и преподавателя, и коуча. Преподаватель обучает, а коуч обеспечивает конкретную поведенческую обратную связь, чтобы помочь человеку учиться или развиваться. В качестве советников и консультантов менторы часто помогают другим устанавливать, прояснять или усиливать ключевые ценности и убеждения, часто на своем собственном примере.

Ценности и убеждения обеспечивают подкрепление, поддерживающее или подавляющее конкретные способности и действия. Поскольку ценности и убеждения с очевидностью являются важнейшей частью внутренней игры человека, они находятся на ином уровне, чем когнитивные способности. Ценности и убеждения определяют, почему мы выбираем данный конкретный путь, а также детерминируют более глубокие мотивы, заставляющие людей действовать или настаивать на своем. Роль ценностей и убеждений в поощрении, запрещении или генерализации конкретных стратегий, планов и стилей мышления куда важнее роли любых конкретных мыслей или действий. Именно они определяют, почему мы о чем-либо думаем или что-либо делаем. Почему, к примеру, мы вообще приходим к идее рассмотреть вопрос об изменении собственных мыслей или действий?

Степень мотивации человека определяет, сколько внутренних ресурсов он готов мобилизовать. Мотивация — это то, что стимулирует и активизирует мышление и действия людей в конкретной ситуации.

Ценности

Согласно словарю Уэбстера, ценности есть «принципы, качества или объекты, которые по своей сути ценны или желаемы». Поскольку ценности связаны с достоинствами, значением и желаниями, они — основной источник внутренней мотивации клиента. Когда нечто согла-

суется с ценностями людей, они испытывают состояние удовлетворения, гармонии или раппорта. Если люди обнаруживают несоответствие своим ценностям, они чувствуют неудовлетворенность и неконгруэнтность или полагают, что вынуждены уступить силе.

Чтобы помочь клиенту исследовать его ценности, попросите его рассмотреть следующие вопросы: «Каковы ваши мотивы?», «Что для вас важнее всего?», «Что побуждает вас к действию или "поднимает из постели по утрам"?»

Вот некоторые возможные ответы на эти вопросы.

Успех

Похвала

Признание

Ответственность

Удовольствие

Любовь и признание

Достижения

Творчество

Подобные ценности оказывают большое влияние на цели, которые ставят перед собой клиенты, и на выбор возможных действий. На практике цели клиентов — реальное выражение их ценностей. Например, клиент, поставивший себе цель «создать эффективную команду», скорее всего, высоко ценит «совместную работу». Человек, цель которого состоит в том, чтобы «увеличить доход», вероятно, ценит «финансовый успех». Точно так же человек, для которого ценна «стабильность», ставит перед собой цели, связанные с достижением стабильности в его личной или профессиональной жизни. Такой человек будет стремиться к иным результатам, чем, например, тот, кто ценит «гибкость». Человек, ценящий стабильность, может быть доволен работой «с 9 до 5» с фиксированной зарплатой и четко поставленными задачами. С другой стороны, тот, для кого ценна гибкость, попытается найти работу, подразумевающую широкий круг задач и свободный временной график.

Ценности и убеждения

Ценности тесно связаны с убеждениями. Согласно модели нейро-ло-гических уровней, убеждения и ценности находятся на одном и том же уровне научения и изменения. Они дают ответ на вопрос «Почему?» Ценности характеризуются ощущением значения или желательности. Убеждения — это когнитивные структуры, которые соединяют ценности с другими аспектами нашего опыта.

Убеждения, по сути, — суждения о себе, окружающих и мире вокруг нас. Согласно модели нейро-логических уровней, чтобы такие глубокие структуры, как ценности (которые относительно абстрактны и субъективны), оказали влияние на материальную действительность в форме конкретных действий, они должны быть связаны с более конкретными когнитивными процессами и способностями через убеждения. Убеждения — это ответы на вопросы наподобие следующих: «Как именно вы определяете ценное для вас качество или объект?», «Что вызывает или создает это качество?». «Каковы последствия или результаты такой оценки?», «Как именно вы узнаете, соответствует ли определенное поведение или переживание конкретной ценности?»

Чтобы конкретная ценность стала операциональной, должна быть определена система убеждений. Например, для проявления в поведении такой ценности, как «профессионализм», человеку нужно сформировать убеждения о том. что такое профессионализм (выработать определение профессионализма), а также определить критерии его наличия (доказательства), предпосылки и последствия. Эти убеждения существенны для определения будущих действий людей так же. как и сама ценность.

Например, для двух человек может представлять ценность «безопасность». Но один из них считает, например, что человек находится в безопасности, если он «сильнее врагов и наносит удар первым», а другой полагает, что безопасность зависит от «понимания позитивных намерений тех, кто нам угрожает, и реагирования на эти намерения». Эти двое будут добиваться безопасности совершенно различными способами. Может даже показаться, что их подходы противоречат

Инструментарий обучения: имажинерия - student2.ru

Убеждения соединяют ценности с различными аспектами нашего опыта

друг другу. Первый будет добиваться безопасности, усиливая собственную власть (раздобыв «дубинку длиннее», чем у того, кого он воспринимают как «врага»). Другой будет обеспечивать безопасность с помощью коммуникации, сбора информации и поиска вариантов.

Очевидно, убеждения человека, касающиеся его основных ценностей, определяют «ментальную карту» ценностей этого человека и. следовательно, форму их проявления. Чтобы адекватно приучать к ценностям или устанавливать их, нужно соответствующим образом учитывать все. что связано с убеждениями. Если люди, находясь в рамках определенной системы, хотят действовать согласованно с основными ее ценностями, они должны разделять определенные убеждения и, до некоторой степени, ценности.

Ценности и убеждения формируют своего рода нефизическую структуру, которая охватывает все взаимодействия людей в рамках системы — семьи, команды или организации. Они определяют мотивацию и культурные установки в организациях и социальных системах. Общие ценности и убеждения — это «клей», скрепляющий организацию или команду. С другой стороны, конфликты ценностей и убеждений являются источником дисгармонии и разногласий.

Сила убеждений

Убеждения оказывают на нашу жизнь сильнейшее влияние. Общеизвестно, что если человек действительно верит, что способен что-то сделать, у него все получится, а если он убежден, что что-то невозможно, то обречен на неудачу. Мы располагаем поучительными данными исследований, демонстрирующими силу убеждений. Группу детей со средними показателями интеллекта (IQ) случайным образом разделили пополам. С одной из групп занимался учитель, который твердил, что дети «одаренные». Другую группу отдали преподавателю, который говорил, что его ученики «слабоваты». Год спустя эти две группы прошли повторное тестирование интеллекта. Неудивительно, что большинство учеников, которых называли «одаренными», получили более высокие оценки, чем раньше, в то время как у большинства якобы «слабых» учеников показатели интеллекта снизились. Убеждения преподавателей оказали влияние на способности детей к обучению.

Иллюстрацией способности убеждений одновременно ограничивать нас и расширять наши возможности является и история о «миле за четыре минуты». До б мая 1954 года считалось, что четыре минуты — предел скорости, с которой человек может пробежать милю. За девять лет до того исторического дня, когда Роджер Баннистер преодолел четырехминутный потолок, ни один бегун не мог даже приблизиться к такому результату. Спустя шесть недель после подвига Баннистера австралийский бегун Джон Данди уменьшил время рекорда еще на

секунду. В течение следующих девяти лет почти двести человек смогли побить рекорд, когда-то казавшийся недостижимым.

Конечно, все эти примеры с очевидностью демонстрируют, что убеждения могут формировать или даже определять интеллект, здоровье, отношения, творческие способности и даже счастье и успех. В НЛП создано большое количество техник и методов изменения убеждений. Однако некоторые из их (реимпринтинг, рефрейминг убеждений, интеграция противоречивых убеждений и т. д.) применяются скорее все-таки в психотерапии. В этой книге мы сосредоточимся на подходах, которые могут быть легко использованы в разговорном контексте коучинга, сосредоточенном на решении.

[Подробнее о техниках изменения убеждений в НЛП см.: Changing Beliefs with NLP (Dilts, 1990), Beliefs: Pathways to Health and Well-Being (Dilts, Hallbom & Smith, 1990), Encyclopedia of Systemic NLP (Dilts & DeLozier, 2000).]

Наши рекомендации