Репрезентативные каналы и стили научения
Понятие «стиль научения» — это признание того, что люди обучаются различными способами. Люди развивают свои сенсорные способности в различной степени. Некоторые люди по природе больше склонны к визуальному типу восприятия. Другим же людям трудно формировать визуальные образы или вообще мыслить визуально. Некоторые люди предпочитают вербальный канал, поэтому они легко говорят и ясно формулируют свои переживания. В то же время другие не могут связать и двух слов, — слова сбивают их с толку. А некоторые люди в значительной мере ориентированы на чувства и учатся в самом процессе действия.
Мы часто предполагаем, что другие обладают теми же самыми когнитивными способностями, что и мы. Но часто это не так. При общении с людьми приспособление к их каналу репрезентации — важный метод установления контакта и обеспечения взаимопонимания.
Научению можно помочь, усиливая слабые стороны человека или используя его достоинства. Если человек обычно не использует визуальный способ восприятия, то стимулирование его образного мышления может быть очень плодотворно. Если же кто-то уже хорошо умеет создавать визуальные образы, то усиление и обогащение этой способности в некоторых ситуациях может повысить его способность к научению.
Акцент на различных каналах коммуникации и репрезентации может стимулировать у людей различные стили мышления. Например, визуальный канал помогает стимулировать образное мышление. Вербальный канал часто наиболее эффективен для логического или критического мышления. Сосредоточение на физических каналах заставляет людей в большей степени ориентироваться на реальность, подталкивает к действиям.
Итак, различные репрезентативные каналы могут использоваться для облегчения научения и коммуникации несколькими способами:
1) присоединение к каналу, который больше всего используется и ценится учениками или получателями информации данного типа (обращение к сильным сторонам);
2) обращение к редко используемому каналу для стимулирования новых способов мышления или восприятия (усиление слабых сторон);
3) подчеркивание репрезентативного канала, наиболее уместного или наиболее подходящего для конкретного когнитивного процесса или типа учебной задачи;
4) усиление пересечений или связей между различными репрезентативными каналами.
Инструментарий обучения: вопросы для оценки стиля научения
Понимание стиля научения клиентов необходимо для успешной работы хорошего коуча, особенно в роли преподавателя. Для определения стиля научения клиента вы можете задать ему приведенные ниже вопросы. Попросите клиента выбрать ответ, который ему ближе всего. Если одного ответа недостаточно, клиент может указать два или больше варианта. На листке бумаги отмечайте, какие из ответов клиента относятся к визуальной (В), аудиальной (А) или кинестетический (К) репрезентативной системе.
1. Вспомните случай в вашей жизни, когда вы обучались чему-то наподобие новой настольной игры. Как вам было удобнее учиться? С помощью:
В) визуальных сигналов — картинок, диаграмм, письменных инструкций?
А) выслушивания чьих-либо объяснений?
. К) экспериментирования, метода проб и ошибок?
2. Предположим, вы не можете найти дорогу к гостинице в городе, где вы остановились на несколько дней. Вы:
К) ездите на автомобиле, пытаясь найти знакомый ориентир?
A) спрашиваете у прохожих?
B) смотрите на карту?
3. Вы должны научиться пользоваться новой программой на компьютере. Вы:
К) просите друга показать вам, как ею пользоваться?
В) просматриваете руководство к программе? А) звоните другу и задаете вопросы о программе?
• 4. Вы не уверены, как пишется слово — «бивак» или «бивуак». Вы:
В) представляете слово в уме и выбираете то, которое выглядит правильным?
A) произносите его про себя?
К) записываете оба варианта и выбираете тот, который производит впечатление правильного?
5. Вы предпочитаете лектора/преподавателя, который любит использовать:
B) схемы, раздаточные материалы, слайды?
К) демонстрации в естественных условиях, лабораторные эксперименты, практические занятия?
А) обсуждение, сообщения приглашенных специалистов?
6. Вы купили вещь, которую нужно собрать из деталей. Наиболее легкий для вас способ выяснить, как ее собрать, — это:
A) прослушать магнитофонную запись с описанием шагов, которые вы должны предпринять?
К) начать собирать ее и сделать это методом проб и ошибок?
B) посмотреть видео или прочитать письменные инструкции?
7. Вы присматриваете за домом друга, пока он в отпуске. Вы должны быстро научиться заботиться о лужайке перед домом вашего друга и/или о его домашних животных. Для этого вам удобнее:
В) посмотреть, как кто-то делает это?
А) получить инструкции и подробно обсудить это?
К) попросить кого-нибудь сделать это вместе с вами?
8. Человек сообщил вам очень важное число (например, телефонный номер, код или серийный номер), которое нужно запомнить. Чтобы быть уверенным в том, что вы запомните его, вы должны:
А) повторить это число себе или другому человеку?
В) представить его умственный образ?
К) написать или напечатать его несколько раз?
9. Вы должны выступить перед небольшой группой людей. Вы будете уверены, что у вас это получится, когда вы:
A) хорошо чувствуете основной тон и слова, которые вы хотите сообщить?
B) имеете диаграммы и записи, в которые вы можете заглядывать в течение презентации?
К) несколько раз отрепетировали презентацию?
10. Какое из следующих хобби доставляет вам наибольшее удовольствие?
К) Прогулки на свежем воздухе/работа в огороде/танцы.
В) Рисование/занятия живописью/осмотр достопримечательностей/фотографирование.
А) Прослушивание музыки/пение/устные рассказы.
11. Чтобы овладеть новым навыком, вы предпочитаете:
A) прослушать описание и задать вопросы?
B) просмотреть диаграммы и увидеть демонстрации? К) выполнить упражнения?
12. Когда вы действительно хотите обучить чему-то других, вы: В) рисуете для них картину?
А) логически объясняете это им?
К) проходите через этот процесс вместе с ними?