Якорение внутренних ресурсов
Коучи могут помочь клиентам использовать якоря, или триггеры, для быстрого получения доступа к внутренним ресурсам, когда они в них нуждаются. При якорении используется естественный процесс уста-
новления ассоциаций, помогающий клиентам вспомнить позитивные переживания, предприняв следующие шаги:
1. Определите внутренний ресурс, который может помочь вам улучшить работу (например, решительность, мотивацию, уверенность, спокойствие и т. д.).
2. Вспомните случай, когда вы интенсивно переживали это состояние.
3. Выберите что-либо в качестве якоря, который будет запускать этот ресурс (объект, образ, ключевое слово, жест и т. д.).
4. Возвратитесь в ресурсное переживание. Попытайтесь увидеть то, что вы видели, услышать то, что вы слышали, и почувствовать то, что вы чувствовали, настолько ярко, насколько можете. Соедините воспоминание об этом опыте с вашим якорем, мгновенно переключив внимание на этот сигнал или образ-стимул.
5. Постарайтесь очистить на мгновение ваше сознание. Сделайте что-нибудь, чтобы отвлечься.
6. Сосредоточьте внимание на якоре. Вы должны немедленно получить ресурсное состояние. Если этого не происходит, повторите шаг 4 еще несколько раз.
Резюме
Коучинг выполнения работы, или коучинг с маленькой буквы, направлен на помощь клиентам в развитии определенных видов поведенческой компетентности. Методы исполнительского коучинга включают выявление и закрепление способностей людей через наблюдение, поощрение и обратную связь. Хорошие коучи с маленькой буквы внимательно наблюдают за действиями клиентов, дают им советы и указания по поводу того, как лучше действовать в определенных контекстах и ситуациях, а также помогают своим клиентам получить более полный доступ к их внутренним ресурсам.
Постановка целей и хорошая формулировка ожидаемых результатов — основной инструмент эффективного коучинга выполнения работы. Ясные цели задают направление и фокус для всех действий при коучинге.
Обеспечение позитивной обратной связи и поддержки через открытые сообщения, направленные как на поставленную задачу, так и на межличностные отношения, — это хороший способ помочь людям развить гибкость поведения, чтобы более эффективно достигать желаемых результатов.
Такие инструменты, как сравнительный анализ и «перекрестное картирование», помогают клиентам больше узнать о физических и психических факторах, влияющих на эффективность поведения, и применять эти факторы успеха более осознанно, чтобы добиться хороших результатов в других контекстах.
Якорение — это полезный инструмент, помогающий клиентам получить доступ к своим внутренним ресурсам и переносить их в различные контексты и ситуации.
Глава з
Обучение
^^;f;-.;;.^;;r..W/////////////»<//'»iMimw\m^\\w4^
Краткое содержание
• Обучение
Развитие способностей
Обучение и «внутренняя игра» выполнения работы
• Репрезентативные каналы
Репрезентативные каналы и стили научения
• Инструментарий обучения: вопросы для оценки стиля научения
Определение стиля научения на основе приведнного теста
• Инструментарий обучения: визуализация успеха и «ментальное повторение»
• Инструментарий обучения: управление состояниями
«Круг совершенства»
• Моделирование способностей
Т.О.Т.Е.: минимальные требования для моделирования эффективных навыков и поведения
• Инструментарий обучения: вопросы для моделирования Т.О.Т.Е.
• Инструментарий обучения: перекрестное картирование эффективных Т.О.Т.Е.
• Инструментарий обучения: совместное научение
Процесс совместного научения
• Инструментарий обучения: сосредоточение на обратной связи вместо «неудачи»
• Основные позиции восприятия в коммуникации и взаимоотношениях
Вторая позиция
• Инструментарий обучения: построение взгляда из «второй позиции»
• Инструментарий обучения: метакартирование
Базовый формат метакартирования
• Инструментарий обучения: имажинерия
Формат коучинга с использованием имажинерии
• Резюме
Обучение
Научение — это обнаружение того, что вы уже знаете. Действие — это демонстрация того, что вы знаете. Обучение — это напоминание другим о том, что они знают так же хорошо, как и вы.
Ричард Бах
Обучение — это процесс помощи людям в развитии когнитивных навыков и способностей. Цель обучения — помочь людям повысить компетентность и развить «навыки мышления», относящиеся к области научения. Обучение фокусируется на приобретении общих когнитивных способностей, а не на конкретных действиях в определенных ситуациях. Хороший преподаватель помогает человеку развивать новые стратегии мышления и действий. При обучении обычно делают больший акцент на обучении чему-то новому, а не на усовершенствовании того, что человек уже умеет делать.
Развитие способностей
Наши когнитивные способности связаны с формированием ментальных карт, планов или стратегий, которые ведут к успеху. Они определяют, каким образом мы выбираем и контролируем наши действия. Способности включают также владение целыми классами действий, то есть знание о том, как что-либо делать. Тогда как некоторые формы поведения — просто рефлекторные реакции на стимулы окружения, большинство наших действий не являются таковыми. Многие из наших действий следуют из «ментальных карт» и других внутренних процессов, источник которых находится в нашей психике. Это уровень опыта, который выходит за пределы восприятия непосредственного окружения. Например, мы можем нарисовать в своем воображении предметы, которые мы не видим в данный момент. Мы можем вспомнить разговоры или события, имевшие место много лет назад. Мы можем вообразить события, которые могут произойти через многие годы.
Способности — это следствие развития ментальных карт, которые позволяют нам организовывать целые группы индивидуальных действий и выбирать из них нужные. Способности связаны с ментальными стратегиями и картами, создаваемыми людьми для направления конкретных действий. Просто выполнение каких-либо действий не гарантирует научения. Именно наши когнитивные стратегии определяют выбор и направление этих действий. Эти стратегии также определяют, действительно ли человек развивает способности, необходимые для полноценной реализации вырабатываемого поведенческого навыка. Степень, в которой люди способны применить полученные
знания в новых ситуациях, зависит от их умственных способностей. Функция способностей состоит в том, чтобы обеспечить восприятие и направление, необходимые для достижения конкретных целей.
Развитие способностей предполагает создание когнитивных карт и стратегий. Согласно модели нейро-логических уровней, способности находятся между нашими убеждениями и поведением. Способности — это то, что позволяет нам превращать наши убеждения и ценности в видимое поведение.